сайт переезжает на новый адрес http://voyager-77.ru/

Voyager-77

Диагностика системы управления двигателем автомобиля DAEWOO MATIZ

Автомобиль DAEWOO MATIZ выпускается в нескольких модификациях с объемом двигателя 0,8 и 1,0 литров с механической и автоматической коробкой передач, с кондиционером или без него.

Автомобиль комплектуется трехцилиндровым (0,8 л) или четырехцилиндровым (1,0 л) четырехтактным двигателем с водяным охлаждением. В этой статье рассматривается система управления трехцилиндрового двигателя объемом 0,8 л.

В состав системы управления автомобиля DAEWOO MATIZ входят различные датчики и исполнительные механизмы, которые управляются бортовым электронным блоком управления (ЭБУ).

Рассмотрим принцип работы электронного блока управления.

Принцип работы ЭБУ

ЭБУ контролирует сигналы датчиков, установленных на двигателе и других узлах автомобиля. После анализа сигналов с помощью программного обеспечения, хранящегося в ПЗУ, ЭБУ управляет зажиганием и форсунками, обеспечивая впрыск под давлением во впускной коллектор топлива и его сгорание.

Кроме того, ЭБУ обеспечивает выполнение программы внутренней самодиагностики, коды неисправностей отображаются на индикаторе, размещенном на приборной панели.

ЭБУ

Рис. 1. ЭБУ

Электронный блок управления установлен с левой стороны под панелью управления.

Общий вид ЭБУ на автомобиле показан на рис. 1, а номера контактов и их назначение приведены в табл. 1.

После включения зажигания ЭБУ включает реле топливного насоса. Топливный насос создает определенное давление в топливной системе. Одновременно ЭБУ контролирует температуру охлаждающей жидкости двигателя и положение дроссельной заслонки.

ЭБУ выполняет расчет количества воздуха по отношению к топливу для обеспечения нормального пуска двигателя.

После запуска двигателя ЭБУ постоянно контролирует температуру двигателя и, в зависимости от этого параметра, производит расчет количества топлива, подаваемого на рампу форсунок, а также устанавливает требуемую величину холостого хода.

После пуска двигателя происходит разогрев датчика кислорода в выпускном коллекторе до рабочей температуры. Система в это время работает в режиме «Открытого контура». В этом режиме игнорируется сигнал от датчика кислорода. ЭБУ вычисляет соотношение «воздух/топливо» по сигналам от датчиков температуры охлаждающей жидкости и давления во впускном коллекторе. После прогрева двигателя и датчика кислорода (более 300 °С и выше) ЭБУ переключает систему в режим «Закрытого контура». В режиме холостого хода система также работает в режиме «Закрытого контура», при этом постоянно используется сигнал датчика кислорода для поддержания соотношения «воздух/топливо» 14,7/1.

На рис. 2 показана упрощенная схема системы зажигания, а на рис. 3 показан фрагмент принципиальной схемы электрооборудования автомобиля DAEWOO MATIZ.

Система зажигания мало чем отличается от других систем, устанавливаемых на автомобилях с инжекторным двигателем. Но у этой системы зажигания есть некоторые особенности.

Сигналы верхней мертвой точки (ВМТ) первого цилиндра и угла поворота коленчатого вала формируются оптическим датчиком, который расположен в распределителе зажигания.

Датчик реализован с помощью светодиодов и фотодиодов, разделенных диском. На диске имеются 54 отверстия для считывания угла поворота шкива коленчатого вала.

Упрощенная схема системы зажигания

Рис. 2. Упрощенная схема системы зажигания

Таблица 1. Назначение контактов ЭБУ

№ контакта Назначение контакта
1 Сигнал управления топливной форсункой
2 «Земля»
3 «Земля»
4 Сигнал управления топливной форсункой
5 Сигнал положения поршня цилиндра №1 (ВМТ)
6 Не используется
7 Сигнал управления реле кондиционера
8 Сигнал датчика детонации
9 Сигнал клапана холостого хода
10 Управление клапаном поглотителя паров топлива (ЭМК ППТ)
11 Диагностический
12 Сигнал датчика скорости автомобиля (ДСА)
13 Диагностический вход
14 Сигнал управления главным реле
15 Сигнал датчика температуры охлаждающей жидкости двигателя
16 Сигнал датчика абсолютного давления во впускном коллекторе
17 Сигнал датчика кислорода
18 «Земля» (экранный контакт) датчика кислорода
19 Сигнал датчика положения дроссельной заслонки
20 Сигнал датчика температуры воздуха во впускном коллекторе
21 Сигнал датчика температуры испарителя
22 Контроль октанового числа
23 Не используется
24 Сигнал управления зажиганием
25 Контроль октанового числа
26 Сигнал управления реле фар
27 Сигнал звуковой индикации превышения скорости
28 Сигнал управления катушкой зажигания (первичное напряжение)

№ контакта

Назначение контакта

29 Не используется
30 Сигнал управления топливной форсункой
31 «Земля»
32 Питание зажигания
33 Сигнал угла поворота коленчатого вала
34 Не используется
35 Сигнал контроля холостого хода
36 Сигнал контроля холостого хода
37 Сигнал включения усилителя рулевой колонки
38 Диагностический вход
39 Не используется
40 Сигнал контроля холостого хода (низкий А)
41 Сигнал датчика положения дроссельной заслонки
42 Сигнал управления рециркуляцией выхлопных газов
43 Контрольная лампа неисправности
44 «Земля» датчиков абсолютного давления во впускном коллекторе, температуры охлаждающей жидкости двигателя и детонации
45 Опорное напряжение датчиков положения дроссельной заслонки и абсолютного давления во впускном коллекторе
46 «Земля» датчиков температуры воздуха во впускной трубе коллектора, положения дроссельной заслонки
47 Сигнал управления реле низкой частоты оборотов вентилятора радиатора
48 Сигнал частоты вращения двигателя
49 Не используется
50 Сигнал управления реле высокой частоты оборотов вентилятора радиатора
51 Сигнал управления реле компрессора кондиционера
52 Напряжение питания зажигания
53
54 Не используется
55

Ближе к центру диска имеются три прорези,которые обеспечивают формирование сигнала ВМТ.

После поворота диска, который закреплен на валу распределителя зажигания, происходит засветка того или иного фотодиода через указанные отверстия и прорези.

На рис. 4 показан принцип работы оптического датчика.

Сигналы с оптического датчика подаются на контакты 5 и 32 ЭБУ С контакта 28 ЭБУ сформированный сигнал подается на первичную обмотку катушки зажигания.

Назначение и принцип работы датчиков и исполнительных механизмов

Большинство используемых в автомобиле датчиков резистивно-готипа: терморезисторы,пьезоре-зисторы,потенциометры.Также используются герконовый и фотоэлектронный датчики.

Кислородный датчик (без подогрева, неэтилированный)

ЭБУ производит расчет длительности импульса впрыска по таким параметрам, как массовый расход воздуха, частота вращения коленчатого вала, температура охлаждающей жидкости и т.д.

Кислородный датчик обеспечивает корректировку длительности импульса впрыска, используя при этом информацию о наличии кислорода в отработанных газах.

Чувствительный элемент датчика находится непосредственно в потоке отработанных газов. Датчик формирует выходное напряжение, которое изменяется в определенном диапазоне от 0,15 В (высокое содержание кислорода — бедная смесь) до 0,85 В (низкое содержание кислорода — богатая смесь).

 

Фрагмент принципиальной схемы электрооборудования автомобиля DАEWOO MATIZ

Рис. 3. Фрагмент принципиальной схемы электрооборудования автомобиля DАEWOO MATIZ 1. Стартер (тип 5080, мощность — 0,8 кВт, ток потребления — 11,4 А); 2. Генератор (тип СS114 — DAC или J114 MANDO, мощность — 12 В, 65 А); 3. Аккумулятор (емкость — 35 Ач); 4. Распределитель зажигания; 5. Свечи зажигания; 6. Форсунки и топливная рампа; 7. Катушка зажигания; 8. Главное реле; 9. Контактная группа замка зажигания; 10. Датчик детонации; 11. Клапан поглотителя паров топлива; 12. Датчик абсолютного давления во впускном коллекторе (АДВК); 13. Датчик положения дроссельной заслонки; 14. Датчик температуры воздуха во впускном коллекторе (ТВВК); 15. Датчик кислорода; 16. Датчик температуры испарителя; 17. Датчик температуры охлаждающей жидкости; 18. Клапан холостого хода; 19. Щиток приборов; 20. Топливный насос; 21. Вентилятор системы охлаждения двигателя; 22. Реле низкой скорости вентилятора охлаждения двигателя; 23. Реле высокой скорости вентилятора охлаждения двигателя; 24. Разъем передачи данных (диагностический разъем); 25. Датчик давления гидроусилителя; 26. Переключатель октанового числа.

Во время эксплуатации автомобиля нередко случаются отказы кислородного датчика. Как правило, это происходит по двум причинам: из-за качества датчика или из-за нарушений условий эксплуатации автомобиля(применение этилированного бензина, нестабильной работы бензонасоса, замыкания одной из форсунок, обрыва или замыкания цепи, и т.д.). При появлении неисправности в память ЭБУ заносится соответствующий код неисправности.

Датчик абсолютного давления во впускном коллекторе

Датчик абсолютного давления во впускном коллекторе барометрического типа. Он измеряет давление во впускном коллекторе, которое зависит от изменения частоты вращения коленчатого вала и формирует выходное напряжение, пропорциональное давлению.

Во время работы двигателя на холостом ходу при закрытой дроссельной заслонке сформированный сигнал с датчика составляет примерно от 1,1 В до 1,5 В. При открытии дроссельной заслонки давление во впускном коллекторе приближается к атмосферному, и напряжение на датчике равно 5 В.

Датчик положения дроссельной заслонки

Датчик установлен на дроссельном блоке и подсоединен непосредственно к оси дроссельной заслонки. Конструктивно он представляет собой потенциометр,

Принцип работы оптического датчика

Рис. 4. Принцип работы оптического датчика

один из выводов которого соединен с опорным напряжением 5 В (формирует ЭБУ), второй вывод соединен с «землей», а с третьего вывода снимается сигнал для ЭБУ

При закрытом положении дроссельной заслонки выходной сигнал с датчика составляет 0,35…0,8 В, а при открытом — 4.4,8 В.

Датчик температуры охлаждающей жидкости

Датчик температуры охлаждающей жидкости представляет собой терморегулятор. Он установлен в корпусе термостата.

ЭБУ подает на датчик напряжение 5 В через ограничительный резистор, который входит в состав ЭБУ. При нормальной температуре двигателя датчик формирует напряжение от 1,5.2,0 В.

Датчик температуры воздуха во впускном коллекторе

В качестве датчика температуры воздуха во впускном коллекторе используется терморезистор.

Датчик служит для установки момента зажигания. Он имеет такие же параметры, как и предыдущий датчик.

Датчик скорости

Датчик скорости входит в состав конструкции спидометра, который соединен гибким приводом (тросом) с коробкой передач. Конструктивно он выполнен в виде геркона.

Датчик детонации

Датчик детонации установлен в непосредственной близости с цилиндрами двигателя.

Пьезокерамический чувствительный элемент датчика генерирует сигнал переменного напряжения, амплитуда и частота которого соответствует уровню вибрации двигателя. Сигнал с датчика подается на ЭБУ в свою очередь ЭБУ реагирует на регулировку момента зажигания, для снижения детонации двигателя.

Клапан контроля холостого хода

Клапан контроля холостого хода установлен на корпусе дроссельного блока.

ЭБУ управляет частотой вращения коленчатого вала в режиме холостого хода, исполнительным элементом управления является регулятор холостого хода. Он состоит из клапана с запорной иглой, перемещаемый шаговым двигателем. Клапан установлен в обходном канале дроссельного блока. На рис. 5 показана схема работы датчика контроля холостого хода, а на рис. 6 — общий вид дроссельного блока.

Для увеличения оборотов холостого хода ЭБУ открывает клапан, увеличивая подачу воздуха в обход дроссельной заслонки, а для снижения оборотов — закрывает клапан.

Во время полного выдвижения запорной иглы клапан перекрывает подачу воздуха в обход дроссельной заслонки.

Датчик контроля холостого хода

Рис. 5. Датчик контроля холостого хода

Дроссельный блок

Рис. 6. Дроссельный блок (1 — клапан контроля холостого хода; 2 — датчик положения дроссельной заслонки)

Клапан рециркуляции отработанных газов

Данный клапан входит в состав системы рециркуляции отработанных газов, обеспечивает снижение уровня оксида азота в продуктах сгорания горючей смеси. Системой управляет ЭБУ, пропуск отработанных газов производится через клапан во впускной коллектор.

Диагностика системы управления двигателем

Система управления двигателем автомобиля DAEWOO MATIZ имеет встроенные средства самодиагностики. Наличие и характер неисправностей сигнализируются включением контрольной лампы «Check Engine», расположенной на приборной панели, а коды ошибок записываются в энергонезависимую память ЭБУ

Диагностику неисправностей следует начинать с проверки внешних повреждений жгутов, соединителей, предохранителей,состояния и целостности вакуумных шлангов, высоковольтных проводов, дроссельного узла. Затем следует проверить исправность аккумулятора, генератора и охранной сигнализации.

Все работы по проверке цепей, замеры напряжений в контрольных точках выполняются вольтметром с входным сопротивлением 10 МОм.

Считывание кодов неисправностей

Для связи с ЭБУ предусмотрен диагностический разъем (24 на рис. 3), который расположен с правой стороны под панелью управления, на фиксаторе перчаточного ящика. На рис. 7 показано место расположения разъема на автомобиле.
Диагностический разъем

Рис. 7 Диагностический разъем
Коды неисправностей, хранящихся в памяти ЭБУ, можно считывать с помощью специального тестера, подключенного к диагностическому разъему или по периодичности включения контрольной лампы «Check Engine».

Для переключения ЭБУ в диагностический режим необходимо установить перемычку между контактами А и Б диагностического разъема (см. рис. 8).

Переключение ЭБУ в диагностический режим

Рис. 8.

После включения зажигания и при наличии проблем контрольная лампочка будет мигать, индицируя тот или иной код неисправности.

Порядок отображения кодов неисправностей контрольной лампы «Check Engine» показан на рис. 9.

Следует учесть, что сбои в работе системы управления двигателя могут быть вызваны не только неисправностью элементов управления, но и плохим качеством топлива, перегревом системы охлаждения и т.д.

В табл. 2 приведены коды неисправностей, причины их возникновения и способы устранения.

После проведения работ в диагностическом режиме необходимо выключить зажигание и снять перемычку между контактами А и Б разъема.

Для удаления из памяти ЭБУ кодов ошибок следует на несколько секунд отсоединить минусовую клемму от аккумулятора.

В качестве справочной информации в табл. 3 и 4 показаны электрические цепи автомобиля, защищаемые предохранителями.

Порядок отображения кодов неисправностей контрольной лампы "Check Engine"

Рис. 9

Таблица 2. Коды неисправновстей системы управления двигателя

Код неисправности

Описание

Порядок диагностики

0105 Ошибка датчика абсолютного давления — Проверить напряжение при закрытой дроссельной заслонке (1,0.1,5 В) и при открытой дроссельной заслонке (4,5.5,0 В);

— проверить цепь датчика

0110 Ошибка датчика температуры воздуха во впускном коллекторе — Проверить напряжение сигнала при нормальной температуре двигателя (0,8.1,5 В);

— проверить сопротивление датчика между клеммами (2500 Ом)

0115 Ошибка датчика температуры охлаждающей жидкости — Проверить напряжение сигнала при нормальной температуре двигателя (1,5.2,0 В);

— проверить сопротивление датчика между клеммами (3520 Ом)

0120 Ошибка датчика положения дроссельной заслонки — Проверить напряжение при полностью открытой дроссельной заслонке (4,5.5,0 В) и при полностью закрытой дроссельной заслонке (0,4.0,8 В);

— проверить крепление датчика, сопротивление при полностью закрытой дроссельной заслонке (1.3 кОм), полностью открытой дроссельной заслонке (5,5.7,5 кОм)

0130 Ошибка датчика кислорода Проверить напряжение при обедненной смеси (0,01.0,45 В) и при обогащенной смеси (0,45.0,85 В)
0133 Отсутствует сигнал с датчика кислорода Проверить работу датчика (по коду 0130), наличие соединений в его цепи
0171 Смесь бедная Проверить работу топливной системы, ЭБУ, датчиков и т.д., обратиться в сервисный центр
0172 Смесь богатая Проверить работу топливной системы, ЭБУ, датчиков и т.д., обратиться в сервисный центр
0201 Ошибка топливной форсунки №1 — замыкание Проверить работу форсунки, топливной системы, ЭБУ, обратиться в сервисный центр (рабочее напряжение форсунки равно 14 В, сопротивление между контактами — 13,7.15,2 Ом)
0202 Ошибка топливной форсунки №2 — замыкание
0203 Ошибка топливной форсунки №3 — замыкание
0261 Ошибка цепи управления форсунки №1 — замыкание на «землю»
0262 Ошибка цепи управления форсунки №1 — замыкание на +12 В
0264 Ошибка цепи управления форсунки №2 — замыкание на «землю» Проверить работу ЭБУ, исправность форсунки и ее цепей, обратиться в
0265 Ошибка цепи управления форсунки №2 — замыкание на +12 В сервисный центр
0267 Ошибка цепи управления форсунки №3 — замыкание на «землю»
0268 Ошибка цепи управления форсунки №3 — замыкание на +12 В
0320 Ошибка датчика трамблера Проверить работу оптического датчика трамблера (при включенном зажигании напряжение между контактами 3 и 4 равно 0 или 5 В), порядок работы цилиндров 1-3-2
0325 Ошибка датчика детонации Проверить работу датчика и его цепи
0327 Низкий уровень датчика детонации Проверить работу датчика и его цепи
0340 Ошибка датчика положения коленчатого вала Следует обратиться в сервисный центр
0350, 0351, 0352 Неисправность катушки зажигания Проверить исправность катушки зажигания (сопротивление первичной обмотки 1,2 Ом ±10%, сопротивление вторичной обмотки 12 Ом ±15%), а также исправность высоковольтных проводов
0440 Ошибка системы испарения Следует обратиться в сервисный центр
0505, 0510 Неисправность регулятора холостого хода Проверить исправность клапана холостого хода и его цепей (сопротивление между клеммами А-В, С-D — 40.80 Ом, напряжение 0,5.12 В)
0560 Неисправность АКБ Проверить исправность аккумулятора
0562 Низкое бортовое напряжение Проверить работу аккумулятора, генератора и реле — регулятора напряжения (14,4.14,9 В)
0563 Высокое бортовое напряжение
0601 Ошибка ПЗУ Следует обратиться в сервисный центр
1230, 1231 Неисправность топливного насоса Проверить работу топливного насоса
1230, 1231 Неисправность топливного насоса Проверить работу топливного насоса
1510 Отказ главного реле Поверить работу цепи главного реле, при необходимости заменяют реле
1620 Отказ реле кондиционера Проверить работу цепи реле кондиционера, при необходимости заменяют реле
1630 Отказ реле низкой скорости вентилятора охлаждения Заменить реле низкой скорости вентилятора охлаждения
1631 Отказ реле высокой скорости вентилятора охлаждения Заменить реле высокой скорости вентилятора охлаждения

 Таблица 3. Предохранители, расположенные в блоке моторного отсека

Обозначение предохранителя

Ток, А

Защищаемые цепи

Ef2 40 Выключатель зажигания, блок предохра­нителей панели управления (F11-F13)
Ef3 10 Выключатель подачи топлива (инерционный выключатель)
Ef4 10 Генератор, датчик скорости, реле топливного насоса, главное реле, катушка зажигания
Ef5 Не используется
Ef6 20 Двигатель вентилятора отопителя
Ef7 15 Обогреватель заднего стекла
Ef8 10 Фары дальнего света (правая сторона)
Ef9 10 Фары дальнего света (левая сторона)
Ef10 10 Фары ближнего света (правая сторона)
Ef11 10 Фары ближнего света (левая сторона)
Ef12 10 Задние фонари и фонари освещения (правая сторона)
Ef13 10 Задние фонари и фонари освещения (левая сторона)
Ef14 10 Компрессор кондиционера
Ef15 30 Вентилятор радиатора
Ef16 10 Запасной
Ef17 10 Звуковой сигнал
Ef18 20 Реле фар, переключатель дальнего света
Ef19 15 Электронный блок управления, главное
реле
Ef20 15 Передние противотуманные фары
Ef21 15 Запасной

Таблица 4. Предохранители, расположенные в салоне автомобиля

Обозначение предохранителя

Ток, А

Защищаемые цепи

F1 10 Панель приборов, часы
F2 10 SDM
F3 25 Выключатель аварийного освещения
F4 10 Лампы сигнала поворота
F5 15 Стоп-сигнал
F6 10 Аудиосистема
F7 20 Прикуриватель
F8 15 Стеклоочиститель
Двигатель заднего стеклоочистителя,
F9 15 передние и задние омыватели стекла, фонарь заднего хода
F10 10 Электропривод наружных зеркал
заднего вида
F11 10 Аудиосистема, плафон освещения салона
F12 15 Аварийный световой сигнал, часы
F13 20 Электропривод замков дверей
F14 20 Стартер

Добавить комментарий