14 февраля что за праздник охота

14 февраля день Святого Трифона, покровителя рыболовов и охотников.

Память святого Трифона в Православной церкви совершается 14 февраля.
Святой покровитель охотников и рыболовов, Святой Трифон, — был почитаем на Руси с незапамятных времен. Причем, он был на столько известен, что в 15-м веке в гербе Москвы фигурировал вместе с Георгием Победоносцем.

Легенда о жизни святого Трифона.
Родился в семье христиан, с ранних лет принял христианские нравы. Будучи отроком, проявил дар чудотворений, исцеляя и облегчая недуги, изгоняя бесов. Обращал к христианской вере.
По греческим источникам, однажды молитвой святого Трифона были изгнаны вредные гады и насекомые, и тем спасены от голода жители Кампсады.
Согласно преданию, изгнал дьявола из Гордианы, дочери римского императора Гордиана III, который, будучи идолопоклонником, не преследовавшим, однако, христиан, послал за Трифоном после того, как дьявол устами беснующейся девушки заявил, что только отрок Трифон может изгнать его. При этом дьявол покинул Гордиану, почуяв приближение Трифона, ещё за 3 дня до его прибытия в Рим. По просьбе императора, Трифон заставил дьявола явиться во плоти (в виде чёрного пса, которой имел огненные глаза, а голову влачил по земле), благодаря чему многие уверовали во Христа.

После вступления на престол жестокого гонителя христиан императора Декия (249-251 гг.), святой Трифон был схвачен за смелые проповеди силы Христа и приведения людей к Крещению. На допросе святой Трифон подвергался жестоким пыткам, но не отказался от веры.
За обращение людей в христианство он был осужден и приговорен к отсечению головы. Перед казнью он благодарил Бога за данные ему силы и веру.
Святой Трифон был казнен в Никее в 250 году.
Христиане хотели предать тело мученика погребению в городе Никее. Однако святой Трифон в видении повелел перенести его на свою родину в селение Кампсаду, что и было исполнено. Позже мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем в Рим.

Московское предание о Трифоне и сокольничем.
Народное московское предание говорит о том, что некогда государев сокольничий во время охоты в селе Напрудном упустил любимого царского сокола, чем вызвал гнев государя. Сокольничему было приказано в 3 дня сыскать сокола, иначе он должен был заплатить за него головой. Сокольничий, потратив 3 дня и вконец устав, горячо молился своему небесному покровителю мученику Трифону, а затем уснул на берегу Великого пруда. Во сне сокольничему явился Трифон с соколом на руке. Проснувшись, сокольничий неподалёку от себя увидел сокола, и вернув его государю, был спасён, а на том самом месте, где явился Трифон, поставил обетную церковь.

То, что однажды Святой Трифон, ответив на молитвы сокольника, помог ему избежать тяжкого наказания, и фактически спас ему жизнь, сделало его невероятно почитаемым, в первую очередь в Москве. Москвичи обращались к этому Святому во всех радостях и бедах, даже молодые девушки стали у него просить хороших женихов, а бесплодные женщины — детей. Так что теоретически день Святого Трифона можно было бы считать и днем влюбленных, только с точки зрения православных традиций, а не католических.

П. С. Сергей с Урала, спасибо! Не знала ((.

14 февраля — День Святого Мученика Трифона — Покровителя Охотников и Рыболовов: Трифон Зарезан или Сокольник, Чудеса, Предание, Легенда, Факты


Андрей Шалыгин: Если в последнее время кто и изучал что-то непосредственно связанное со Святым Трифоном
, историей Празднования и фактическими обстоятельствами жизни и посмертной легитимизации Преданий о Святом Трифоне, то, пожалуй, в России он не делал это с большим объемом поднятого материала, и тщательностью изучения обстоятельств, чем я. Более пяти лет потратив на эту работу, выработав и реально создав при помощи сотен специалистов и визуализацию и материальное воплощение памятника, иконы, ордена святого мученика, вышивки, барельефа и даже доставив в Россию мощи Святого, я вполне компетентно могу рассуждать по данному поводу, обладая всей полнотой информации.

Тем более, что в данном деле мои исследования в России на самом деле практически единственные по данному поводу столь углубленные. Что, впрочем, дает свой результат и практически. Получили мы к Празднику письмо от Главы Счетной Палаты Якутска, опытного охотника, фотографа и журналиста, Иосифа НИКОЛАЕВА, активного энтузиаста популяризации красот и богатств Якутии:

Уважаемый Андрей Геннадиевич! Поздравляю Вас и Ваших коллег с Днем Святого Трифона — нашего покровителя! Честно говоря, я признал этот Святой день Трифона, благодаря Вам и Вашей фирме. Равнозначно и у нас есть Бог и покровитель охотников и рыболовов — Байанай, которого и Вы знаете. Поэтому это наш День. От всей души желаю Вам удачи, успехов и побед! С уважением, Ваш Иосиф Николаев.

От такого человека такие слова дорогого стоят. Это Человек с большой буквы. Так что от 100%-ного охотника-якута, признающего только Бога Охоты Байанай, — это лучшая награда за все труды.

Барельеф Святой Мученик Трифон — покровитель охотников и рыболовов.

Барельеф Святого Трифона — изготовлен клиром и причтом Храма в Напрудной. В День Святого Трифона на празднике в 2011 г в Напрудной можно было приобрести такой барельеф прямо у храма. Это наиболее правильное изображение святого Трифона в соответствии с действующим каноном. Фото — Андрей Шалыгин. Икона-барельеф — дар автору от Настоятеля Храма.

В ходе воссоздания Образа, от исходного, практически римского облика, мы все-таки приблизились к образу молодого пастыря гусей при озере, юноши, которого еще в дореволюционном Наставлении по иконописи, а именно в руководстве по написанию икон святого описывали так: «Типом римлянин, молод, около 23 лет, пастырь гусей при озере, с пробивающейся бородкой, в рубашке немного пониже колен, сверху епанча с куколем, как носили пастухи; одежда грубая, босой, лицом худощав, волосы кудреваты. В руке хартия… В правой руке у него можно писать и сокола по совершенному им чуду в Москве.»

В результате дело завершилось год назад созданием первого в России памятника Святому Мученику Трифону, который мы с братьями Лохтачевыми и установили (Александр Иванович тогда приболел и не смог приехать) на средства Фонда Святого Трифона, Председателем Правления которого на тот момент я и являлся.

Авторство памятника принадлежит известным златоустовским мастерам, мастерской ЛиК, возглавляемой Александром Ивановичем ЛОХТАЧЁВЫМ (Скульптор, Заслуженный художник России. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени». Орденом РПЦ «Святого благоверного князя Даниила Московского II степени». Медалью «За заслуги перед Челябинской областью». Основатель ООО Мастерские декоративно-прикладного искусства «ЛиК», имеющих статус «Патриарших мастерских».

Римский хитон и римский облик святого, его возрастную комплекцию, изначально присутствовавшие в композиции я попросил исправить на более худощавые с православной епитрахилью, волосы из прямых сделали более кудреватыми, схожими с обликом жителей Малой Азии, а именно более близкой к финикийской, галилейской традиции, а не иудейской и римской как многие полагают по недоразумению своему. Так же были поправлены и черты лица на монументе.

И вот с Божией Помощью 2013 году, в предверии празднования Дня Святого Трифона мы сей монумент установили перед одноименной часовней в Подмосковье, тем самым поставив первый в России памятник Святому Мученику Трифону.

В тоже самое время мне удалось с Божией Помощью совершить практически нереальное дело, — изыскать возможность доставки Мощей святого Трифона в Россию для положения их в непосредственной близости от памятника Святому. А так как всем известно насколько это невозможно сделать в России без Патриаршего Благословения, тем более для нецерковного фонда, тем более для неосвященной еще часовни и памятника, стоящих на землях к Церкви никакого отношения не имеющих, то дальнейшее мероприятие никак кроме как Чудом назвать просто невозможно.

Однако, воспользовавшись своими личными связями, мне удалось изыскать такую возможность — испросить изрядную частицу мощей святого Мученика Трифона, хранящуюся в храме на атакуемых территориях в секторе Газа. При этом Настоятель храма Святого Порфирия (а это главный храм города и его настоятель — архиепископ Газский), которому была оказана посильная помощь в восстановлении его храма, является Хранителем Костинцы Иерусалимского Храма Гроба Господня, а посему он вправе самостоятельно принимать решения по отделению и разделению, передаче Мощей, гарантируя их подлинность от первого лица Главного Хранителя.

Вот таким образом мне через посредничество Фонда Святого Вонифатия удалось получить в дар от хранителя костницы Храма Гроба Господня в Иерусалиме, архиепископа Газского Алексиуса, частицу Мощей святого Мученика Трифона. Подарок был сделан в благодарность за оказанную Фондом помощь в восстановлении главного храма города Газа – храма Святителя Порфирия, поврежденного при обстреле города. Частица мощей была передана через официальных представителей в России — благотворительный Фонд Святого мученика Вонифатия.

Примечателен еще и тот самый факт, что сопроводительной иконой при процессе торжественной передачи мной мощей Святого Трифона Благочинному церквей Видновского округа, — была икона Святого Трифона, которую по моей просьбе написал с использованием компьютерных технологий удивительный иконописец Сергий , — совершенно парализованный молодой человек, о котором можно писать отдельные истории и очень долго. Так что если Вам понадобится недорогая икона и вы захотите поддержать его — закажите.

09 февраля 2013 года мощи Святого Трифона были отделены Хранителем Костницы, а 12 февраля 2013 года были уже у меня. Поэтому с привычным нам Ковчегом для Мощей, которые прибыли ко мне в кипарисовом ковчежце, мне пришлось решать вопрос срочно и самостоятельно, поэтому традиционный православный золоченый металлический был приобретен мной в софринском магазине церковной утвари напротив Храма Христа Спасителя, и процедуру полагания туда мощей мне, помолясь, пришлось совершать самостоятельно.

Частица мощей была передана в часовню Святого Трифона.

Соответственно вне России традиция изображения Святого мученика Трифона не носит никаких признаков Чуда о соколе и он изображается в «болгарско-сербской» балканской традиции как Трифон-Зарезан, то есть с серпом для сбора винограда. Разумеется, сезон сбора не в феврале, это тоже нужно понимать.

Частицы св. мощей мученика Трифона имеются и в Москве. В 1803 году митрополит Черногорский Петр Негош прислал из города Котор три частицы мощей мастеру серебряных дел Трифону Добрякову, выразившему благое желание создать для мощей своего небесного покровителя достойную раку. Добряков положил присланные ему частицы в серебряные вызолоченные мощевики и в 1812 году передал их императору Александру Благословенному. Государь пожертвовал их в 1819 году храм св. мученика Трифона в Напрудном. Св. мощи были в особых дорогих ковчежцах вделаны в храмовую икону св. Трифона. После революции церковь была закрыта. Икону передали в Знаменскую церковь близ Крестовской заставы. Имеются также иконы мученика Трифона с частицами св. мощей в храме иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Марьиной роще и в храме Рождества Христова в Измайлове. В настоящий момент храм в Напрудном открыт только в некоторые дни для служения, да на праздники, а вот набор мощевиков там очень богатый, хотя приход самого храма не велик.

Для популяризации Даты чествования Святого Мученика я разработал как сам Статус, так и Положение об ордене Святого мученика Трифона, в том числе и о кресте Ордена, которым за моей подписью и были награждены в том числе журналисты РИА Новости . Естественно Орден Святого Трифона никакого статуса официальной награды России и Церкви не имеет и является общественным знаком отличия, вручаемым на усмотрение организаторов. При этом орден имеет 3 степени Креста с разным дизайном и Звезду Ордена за высшие заслуги. Кресты изготовлялись, а Звезда Ордена существует только в виде компьютерной модели.

Будучи в свое время Руководитем Аппарата ГУП ДЭЗ Замоскворечье, я неоднократно бывал в на Пятницкой и при восстановлении Облика Святого принимал во внимание Образ святого мученика Трифона в церкви Климента Папы Римского на Пятницкой, в Москве:

Читайте также:  Когда начинается охота краснодарского края

И мы прекрасно должны осознавать тот факт, что личность малоазийского святого юноши и образ современного Трифона-Сокольника — это две очень большие разницы.

Написание этого симметричного образа Трифон-Пантелеимон как раз нам характерно и показывает, что юноши в православной традиционной иконописи пишутся практически идентичными, за исключением сопровождающей атрибутики. Оба святых юноши были Целителями. И если Пантелеимон более известен как целитель болезней тела, то Трифон прославлен в первую очередь как изгнатель бесов и душевных болезней, а также как Воцерковитель, то есть приводящий к Истинной Вере. При этом если Пантелеимон был все-таки врачевателем по основному роду занятий, то Трифон был прежде всего пастух и сельский труженик. Именно по данной причине Трифон по большей части и приобрел впоследствии славу изгнателя всяческих бед крестьянского хозяйства и вредителей, в том числе и сельскохозяйственных, как помощник крестьянам и изгнатель всякого лиха, в том числе и бесов и психических заболеваний.

Как Покровителю сельского хозяйства и пастуху ему приписывают и силу управлять всякой живой тварью, в том числе и лесными животными. Именно поэтому образ Трифона, а в католической традиции симметричный образ Святого Губерта — Юбэра, посылающего добычу охотникам и ловцам. Чем собственно и воспользовался Иван Патрикеев, пытавшийся скрестить двух святых, продавливая и католическое понимание православного святого и образ святого Губерта и собственные нужды в поиске и поимке сокола и обоснования необходимости связи с его родственниками поляками в смутное время. Но об этом подробнее — ниже.

На фото есть Благословление Настоятеля Храма протоиерея отца Феодора Рожика (не только этого храма но и ряда других, в том числе и Знамения Божией Матери, в котором и хранится постоянно икона Святого Трифона с вмонтированным мощевиком, переданным в дар государем) на сбор средств на памятник, который на снимке вмонтирован рядом с храмом на фото — памятник Святому Трифону работы Константина Чернявского, где Трифон уже изображен вместо самого Патрикеева на коне и с соколом — чего вообще ни в Предании, ни в Легенде, и никогда в иконописи до толстовских художественных вымыслов в Князе Серебряном отродясь не бывало.

Именно поэтому, хотя мэрия Москвы в свое время и согласовала возведение данного памятника, а Ф.Рожик это благословил, — сам клир и причт храма, включая самого Рожика, прекрасно понимают что в данном символизме очень много неточностей, потому дело это и не движется никуда много лет, а жители, а потом и представители церкви также включились в данный процесс — протестуют против возведения несоответствующего памятника, а если и возведут его, то не на прихрамовой территории, что делает саму процедуру бессмысленной. Отчего же благословил? Да потому что лучше уж хоть что-то, чем вообще ничего в том виде в котором Храм сейчас находится, харчами перебирать не с руки. Персонаж едет на коне, что есть толстовщина, одет в сокольничью одежду, что для пастуха бессмысленно, не кудреват как по описанию, пробивающейся бородки не имеет, вопреки прямым указаниям — обут в сапоги (не пастушок, а царский князь). а мы поклоняемся Святому Трифону, а не сокольнику Патрикееву (которого звали Иваном, и был он не сокольником), ставить памятник которому весьма глупо.


Тем самым сокольником был на самом деле Патрикеев Иван Юрьевич — князь, боярин, воевода Василия II и Ивана III, по отцу прямой потомок великого князя литовского Гедимина. Князь Иван Юрьевич был двоюродным братом Ивана III и одним из его ближайших помощников, главой боярской думы, одним из авторов Судебника 1497 года.
В память о Чуде, в период между 1470-м и 1480-м годом был основан Храм Святого Трифона в Напрудном — первый в истории Руси храм с крещатым сводом. Ориентировочным годом возведения каменного храма принято считать 1492 год по датировке части надгробной плиты, заложенной в кладку храма и взятой строителями на ближайшем кладбище, потому как церковь ставилась в спешке, изначально неквалифицированно, даже с кривым основанием. А вот почему так происходило — мы и разберем.

Переписывать историю модно стало не только сегодня и на Украине, но со времен Смутных популярно именно в разрезе польско-украинско-прибалтийских мифов и легенд, единственная цель которых с тех времен до наших — в том, чтобы создать выгодную западэнцам мифологию на манер Лжедмитрия, в попытке сесьть на московский трон.

Трифон на коне, роспись наружной стены алтарной апсиды церкви Трифона в Напрудном, середина XV — начало XVI века, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Легенда о Святом Трифоне (а вернее о его явлении), в ее российской интерпретации, пожалуй, не более запутана чем какое-либо другое местночтимое Предание. Увы, но эсхатологии от Иоанна Богослова никто не отменял, а потому оскудение Веры и подмена как основной инструмент ЛжеЦаря — процессы объективные и повсеместные. Как говаривали не единожды Отцы Церкви, — в Ее ограде всегда жило Зло, и поделать с этим мы ничего не можем.

Поэтому для тех кто с Верой не доискивается полновесного Знания, — тем довольно Предания о самом Святом Трифоне, которое, как описано в Житии, и сокращенно трактуется Церковью, гласит что: «Святой мученик Трифон родился в одной из областей Малой Азии. С юных лет Господь даровал ему силу изгнания бесов и исцеления различных болезней. Особенно прославился святой Трифон изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана (238-244). Помогая всем страждущим, он требовал только одной платы — веры в Иисуса Христа, благодатью Которого он исцелял их. Когда на царский престол вступил император Декий (249-251), жестокий гонитель христиан, епарху Акилину было донесено, что святой Трифон смело проповедует веру во Христа и многих приводит ко Крещению. Святой был схвачен и приведен на допрос, во время которого он безбоязненно исповедал свою веру. Его подвергли жестоким истязаниям, но все пытки святой Трифон мужественно претерпевал, не издавая ни единого стона. За что был осужден на усечение мечом. Это событие произошло в городе Никее в 250 году. Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем в Рим».

Бесхитростное вменяемое Предание со временем, стараниями многочисленных радетелей Веры, обросло художественными домыслами, переходящими в вымыслы без злого умысла.

БЛАГИМИ НАМЕРЕНИЯМИ .

. как известно, дорога в Ад стелется, и уж тем более, — когда в этом участвуют разного рода «доброхоты» и самовыдвиженцы не из числа рукоположенного клира. И если так изощрялось священство, что уж тут говорить о народных поверьях. Поэтому у нас в любой деревне вам скажут что «На Николу», — «он самый в воду (пардон, мягко сказать). помочился», — поэтому она становится студеной и купаться больше не нужно. Отсюда, мы совершенно не удивляемся, что Святой Трифона, например, в балканских вариантах Веры (как пастух гусей и простой крестьянский мальчик), — превращается в покровителя сельского хозяйства и всякой домашней скотинки, а соответственно, и защитник посевов и скота от всяких болезней, мошки, насекомых, и прочих гадов. Потому, вдруг, он становится заодно и «повелителем мух и всяких гадов» (Хотя, как прекрасно известно по Преданию, — этим самым Повелителем мух является никто иной как Сатана). Вот тебе бабка и Юрьев День. Смесь язычества и Церковного Предания — жуткая сила.

По моему заказу Денис Никонов написал масштабное полотно Чудо о Соколе, в которое мы вносили целый ряд правок, дабы масимально воссоздать именно легендарный Образ существующего Предания, при этом сохранив каноничность понимания отдельных моментов. Не обошлось тут и без «переодеваний персонажей» и других доработок. Но на сегодняшний день из художественных полотен — это, пожалуй, самое качественное.

А раз уже Сатану уравняли в правах с Трифоном, то совершенно безобидной шалостью в дальнейшем выглядит пришпиливание Трифона к сезону сбора винограда как главной балканской сельскохозяйственной культуры, и заодно рождение какой-то совершенно дурацкой истории под названием «Трифон зарезан», в соответствии с которой некий то ли преступный, то ли не в здравом уме, деревенский паренек, по некоторым данным то ли мать свою зарезал, то ли сам зарезался, то ли нос себе отрезал. И что конкретно тут празднуют эти люди, — они и сами не понимают, пытаясь срочно приврать какой-то благой сюжетец (которого испокон века не было вовсе). Однако, все прекрасно понимают, что это просто способ отпраздновать хоть как-то «по-христиански» языческий праздник сбора винограда, когда крестьяне обрезают грозди и по данному поводу непременно должны напиться. Это как у нас Масленица, да еще куча всяких «Спасов», — то медовые, то яблочные, то елки какие-то на Рождество, то веники на Троицу, драконы и птицы Феникс в паникадилах. Мракобесие.

И уж совсем «прилично» в данном разрезе смотрится вариант, когда полячество, не особо занимавшееся виноградарством по своей северной традиции, решило «сельскохозяйственного покровителя всякой твари живой» — сделать покровителем Охоты, который «подсылал добычу» охотникам, а заодно и прощал им ее убийство. Удобно, актуально. А так как поляки находились на стыке войн Запада и Востока (в том числе и по Вере своей), то у них католичество и геополитика возобладали над Византией, и родился некий компромисс, в котором общие черты двух святых стали совершенно зеркальны, но названия их различны. Так и родился святой Губерт, или Юбэр — покровитель охотников. Что совершенно зеркально «российскому» Святому Трифону даже в символическом изображении.

Какое отношение имеют изображения Трифона на коне и с соколом к тому бедному мальчику, который пострадал за Веру в Малой Азии — сложно сказать. Именно поэтому вменяемое священство нынче стремится вообще дистанцироваться от изображения Трифона на коне (на котором он никогда не сидел), и с соколом (которого он никогда не держал). В крайнем случае, сокол выписывается в руке «аки голубь Бижий», дабы всегда можно было на Духа Свята списать. И с какой стати он стал, вдруг, покровительствовать охотникам, — неведомо никому. Кроме тех кому это было выгодно. Однако, за всех отвечать не будем, а вот со своими разберемся. Я уже достаточно в других статьях рассказал об иконографии образа, потому и повторяться не буду.

Историк Охоты Александр Каледин, а также, ныне покойный, бывший бессменный главный редактор старейшего в России журнала об Охоте, альманаха «Охотничьи Просторы», господин Королев, упокой Господь его Душу, прекрасно зная настоящую историю Русской иконы святого Трифона, вполне справедливо полагали что единственное отношение которое имеет Святой Трифон к Охоте, — заключается в том, что мучимый гонителями, он был выволочен за конем на охоту, где его и травили охотничьими собаками и на нем упражнялись в стрельбе сами охотники. А в соответствии с православной традицией, от коих гонителей принял смерть, тем и покровительствует, так как молится за мучителей своих.

Именно поэтому Церковь старается дистанцироваться от разного рода «конных икон», «сокольничьих образов», «охотничьих мотивах», и прочей ерунды. Именно поэтому настоящая иконопись — это византийский образ молодого юноши, стоящего с крестом в руке. Типом римлянин, молод, около 23 лет, пастырь гусей при озере, с пробивающейся бородкой, в рубашке немного пониже колен, сверху епанча с куколем, как носили пастухи; одежда грубая, босой, лицом худощав, волосы кудреваты. В руке хартия… В правой руке у него можно писать и сокола по совершенному им чуду в Москве, . Но лучше голубя. И не в правой. И не вместо Креста. И о соколе напомнит, и ошибки не будет, и Креста не заменит.

«Пастырь гусей при озере» с крестом и Духом Святым, — что вам еще нужно-то, маловеры? Овощи, овощи. кто может — тот ест мясо, кто переварить не может — кушает овощи (вольный перевод Апостолов).

ПОЛЬСКОЕ ПАНСТВО — ВПЕРЕДИ И НА ЛИХОМ КОНЕ .

Но, не Чапаев, но почти. Все зависит от того кто врет. Авторы фильма про Чапаева, который на самом деле был виднейшим сторонником механизированных частей и в подавляющем большинстве случаев пользовался не конем, а . броневиком (миф про крестьянина на лихом коне придуман в угоду «коннице Буденного» — которую успешно немцы и покрошили в капусту в первые дни войны). Примерно тоже самое произошло с образом святого Трифона на Руси. Наша глубокая беда в Православии состоит в том что подавляющее большинство нынешнего священства заканчивало «пулеметные курсы», и в вопросах Веры — серо. А когда дело касается «благовествования», то что где краем уха слышал, и наврано покрепче, — то и сгодится. Потому и художественные бредни Алексея Толстого из модного «Князя Серебряного», понравившиеся расцерковленной интеллигенции (либерастня — это извечная беда России, — иностранные камзолы у нас много кто хочет носить и Лжедмитрия звать), — были живенько вставлены в канон.

Читайте также:  The division подземка охотники

Ну, и как следствие, современные иконы (без Христа в красном углу, то есть не от Бога птица послана) вбирают в себя четко видимые черты предыдущих, и ошибки суммируются. Конь, вдруг, начинает ходить сразу двумя правыми ногами одновременно (по ошибке еще одной старой иконы, не весть кем писаной), по принципам герметизма уже и апостолы превращаются в 12 золотых рыбок, «троица» лебединая смещается в уголок, а не в центре событий, всадник высится над апостолами, обут, явно не в пастушьем наряде, да и Хартии нет, как и вообще даже Креста в руке, едет и соколом любуется. Как говорится, — Без Христа, да без Креста. И если предыдущий был хоть с мирским «царем в голове» в углу иконы, то этот и без оного вообще. На заднем плане появляются зайчики, белочки, лисы, и прочая фауна, молиться на которую и предлагается. Да и Трифон это святой или Патрикеев на коне — уже непонятно совершенно. Вероятно, это первая в истории попытка сделать Трифона «охотничьим святым» (предыдущие мне в мировой иконописи неизвестны). Осталось сокола перевернуть летящим, чтобы трезубец украинский получился, а крест исправить на солярную свастику и вот уже польско-литовский символизм окончательно легитимизирован.

Вот потому у нас и получилось, что официальная Церковь рассказывает нам сказки о царском сокольничьем, посланным царем за соколом, а сам царь родился через много лет после того как был построен в храм в честь события в его старчестве. А что делать, — царя так хочется канонизировать, переметнувшегося царедворца обелить, а историю о единственном инквизиторе на Руси (иерархе и духовнике Царя), казнившем за веру официально, — еще раз загладить, ну, хоть каким-то освящением деятельности абсолютно неблагих людей.

Миф о Патрикееве в его светсткой трактовке очень выгоден для его лжестыковки с Иваном Грозным (которому в момент заложения Храма о Чуде было от роду несколько лет и никого он никуда послать не мог), а также обеления Иосифа Волоцкого, как автора православной инквизиции.

Разумеется, Иоанн IV, он же Иван Грозный, совершенно никакого отношения к истории с соколом не имел, а как-то приобщить покровителя еретиков Ивана III к истории со святым, Церкви совершенно не хотелось. Поэтому все даты и имена с фамилиями в истории некоего Трифона Патрикеева вообще никак не стыкуются, как и датировка возведения Храма по данному поводу. А вот и не нужно их стыковать, — тогда липа не будет пахнуть дубом.

Но вот история «с соколом святого Трифона» к еретикам и тайным сторонникам литовского и польского панства имеет самое прямое отношение. Именно поэтому она вообще и существует до ныне. Потому как и была придумана как раз в тот период, когда Иван III и уразумел, что приблизить к себе еретиков он поторопился, а ближайшее окружение давно ведет несанкционированные переговоры с Литвой и Польшей за его спиной. Ими вся история и была придумана когда заговор был раскрыт.

Символический Образ Святого Трифона созданный Денисом Никоновым предполагает его переложение в область народных сказаний, преданий и былин, чего недостает современной российской культуре.

А БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК .

Подавляющему большинству историков понятно что каноническая история о соколе святого Трифона и Иване Патрикееве вообще не вяжется ни с какой историей, однако многие из них не совсем допонимают почему Трифону в московском чине отдано такое большое значение. Также они не совсем понимают почему существуют многочисленные награды имени Святого Трифона, а сам образ сокольничьего по мотивам Легенды почитался наряду с Георгием Победоносцем как символ покровителя Москвы, и одно время даже печатался на монетах, и так далее.

Игумен Киприан Ященко и протоиерей Феодор Рожик на службе в честь Дня Святого Трифона

Исследования профессора С. Заграевского давно поставили окончательную точку в бредовом сонме вымыслов вокруг царского сокольничьего, однозначно показав, что первый Храм Святого Трифона (по легенде поставленный именно в честь явления святого о соколе) ставился в спешке, с использованием надгробий с ближайшего кладбища, на княжеской земле, княжескими архитекторами, задолго до рождения Ивана Васильевича, в исключительной архитектурной традиции, без всякого согласования с Церковью.

Если не вставлять в повествование резких выводов, и попытаться его облагообразить (на сколько это вообще возможно), то правда будет выглядеть примерно так:

Чудо о кречете Великого Князя, возвращенного благодаря Святому Трифону, произошло именно в период княжения Великого Князя Ивана III, и произошло оно, с князем Иваном Юрьевичем Патрикеевым в День Святого Трифона 1 февраля по старому стилю. В память о котором, в период между 1470-м и 1480-м годом и был возведен Храм Святого Трифона в Напрудном — первый в истории Руси храм с крещатым сводом. В памятование о сем событии князья Патрикеевы получили разрешение изображать сокола на гербовой печати, а Иван III, понимая что Чудо было явлено именно Патрикееву, — упраздняет изображение сокольника на монете, но в память о событии строит на своей земле Храм Святому Мученику Трифону.

И хотят теперь московские власти поставить на площади у Храма примерно вот такую статую, выделив на это дело официально аж 14 миллионов рублей. Только вот незадача, — сам клир Храма в Напрудной не слишком обрадован такой инициативой властей, которые даже не утрудились привлечь клир и причт Храма к вынесению такого решения. И если уж ставить что-то, — то совместно, а значит, по согласованной идее (отсюда и естественное желание, — если безобразие нельзя предотвратить, то его нужно возглавить). Духовенство, например, считает, что лучше бы правительство потрудилось эти средства направить на реставрацию фрески с изображением всадника с соколом, хранящегося в запасниках Третьяковки, а лучше — к точному воспроизводству фрески в действующем и ныне храме. И если уж вознамерятся ставить статую «Трифону» без согласования с историографией и Церковью, — то уж как-нибудь ПОДАЛЬШЕ ОТ ХРАМА, И УЖ ТОЧНО НЕ НА ЕГО ТЕРРИТОРИИ. Отчасти потому что сам Трифона никогда даже в Предании на коне не сидел, сокола в руке не держал, в сокольничьем облачении не ходил.

ЧТО ПРОИЗОШЛО НА САМОМ ДЕЛЕ

Разумеется, никакой простой сокольничий никакого обетного храма не ставил и никакого Трифона Патрикеева и в помине никогда не существовало. ну какой холоп может поставить храм на княжеской земле да еще без благословения. Более того, — храм поставленный в спешке, в нетрадиционной манере, без благословления Церкви, с использованием княжеских людей и княжеской земли, В КОТОРОМ ДАЖЕ ВОПРЕКИ ПРИДУМАННОЙ ИСТОРИИ, ПРОСЛАВЛЯЛСЯ НЕ САМ СВЯТОЙ, а ОБРАЗ СОКОЛЬНИЧЬЕГО НА КОНЕ (сам святой в таком виде в вымышленной истории вообще не фигурировал никак), — противоречил вообще всему, начиная от княжеской воли, заканчивая церковным устоям. Потому он и впал в забвение сразу вскоре после возведения. И ВОТ ПОЧЕМУ:

Патрикеев Иван Юрьевич ( 1419 — 1499) — князь, боярин, воевода Василия II Темного и Ивана III, по отцу прямой потомок великого князя литовского Гедимина. Его дед Патрикей Наримунтович — внук Гедимина, давший имя для этой отрасли рода. Его отец князь Юрий Патрикеевич женился на Анне, внучке Дмитрия Донского и сестре Василия II. Князь Иван Юрьевич был, таким образом, двоюродным братом Ивана III и одним из его ближайших помощников, главой боярской думы. Женат на Евдокие Владимировне Ховриной, происходящей от тойже линии Гедемина по родству. Имел огромное влияние на Ивана III, вплоть до того что оставался Наместником Москвы в период отсутствия Великого Князя. Один из авторов Судебника 1497 года.

Патрикеев играл активную роль в переговорах с Великим Княжеством Литовским. В 1492 и 1493 гг. в ходе переговоров по поводу брака дочери Ивана III Елены и великого князя Александра Литовского Иван Патрикеев установил дружеские отношения с послами Яном Заберезинским и Станиславом Глебовичем, чему способствовало литовское происхождение Ивана Юрьевича.

В ноябре 1493 г. Москве начались переговоры о заключении мирного договора с Литвой. Посольство состояло из: Петра Ивановича, воеводы Трокая, Станислава Кезгайла, старосты Жемайтии, и Войтеха Яновича. Князю Патрикееву в этой связи было направлено от литовского совета вельмож персональное послание, с просьбой содействовать установлению дружественных отношений, подписанное римско-католическим епископом Луцка и Бреста Яном, Петром Яновичем (членом посольства), князем Александром Юрьевичем Гольшанским (наместником Гродно) и Станиславом Кезгайлом (членом посольства).

Попытки литовского совета вельмож установить тесные отношения между ним и московской боярской думой расстроились из за опалы князя Патрикеева в 1499 г., потому как Патрикеев был (не без оснований) обвинен в сговоре с литовским и польским панством в их интересах, а также в сговоре с римско-католическим епископатом (тоже не без свидетельств), — в результате чего попал в немилость Ивана III, к тому времени осознавшего (не без участия иерархов РПЦ) что ближайшее окружение царя склоняется к литовцам, а еретиков в его окружении становится все больше.

Однако, польско-литовские переговоры Патрикеева были не главной его ошибкой, но послужили еще одной гирей на весах решения его судьбы царем. Особенностью придворной политики в последние годы царствования Ивана III (после смерти его старшего сына Ивана Молодого в 1490 г.) было противостояние двух групп, поддерживающих двух возможных наследников: внука Дмитрия, сына Ивана Молодого и Елены, дочери молдавского правителя Стефана III Великого и второго сына Василия, который был старшим сыном второй жены Ивана III Софьи Палеолог. Князья Патрикеевы, зять Ивана Юрьевича князь Семен Ряполовский, дипломат и писатель Федор Курицын составляли основу партии внука, которая вначале преобладала над царевичем Василием.

Вот так выглядела церковь Святого Трифона в Напрудном с колокольней до разрушения

Однако ситуация резко изменилась 31 января 1499 г. князья Патрикеевы (сам Иван Юрьевич и сыновья Василий и Иван) и князь Семен Ряполовский были арестованы, а уже 5 февраля Семен Ряполовский был казнен по повелению Ивана III, то есть без суда. Причины данного поворота в политике неоднократно обсуждались историками, выскаэывались различные гипотезы, летописи не называют ее причин, кроме того они редактировались в данном вопросе различными заинтересованными сторонами. Лично Иван III в наставлении русским послам требовал, чтобы они не отходили от его инструкций и не своевольничали, как князья Ряполовский и Патрикеевы. Поэтому основная гипотеза предполагает, что это наказание за поведение на переговорах с Литвой. Через некоторое время опале подверся и внук-наследник.

Поэтому, исходя из исторических фактов и всех обстоятельств Истории, логично сопоставляя жизнеописание Ивана Патрикеева, Ивана III, историю Храма, символизма, атрибутики, а также всю ситуацию на Руси, следует справедливо отметить следующее:

Если Патрикеев (как ближайший вельможа царя, вдруг, попав в опалу, и ходя под массой обвинений, — на охоте (а любимых соколов царя всегда носили не какие-то сокольничьи, а ближайшие вельможи, которым их доверяли в качестве отличия), — случайно упустил сокола, то немудрено, что Иван, уже и так раздосадованный поведением Патрикеева, заявил ему — «либо найдешь сокола, либо голову тебе отрублю. «):

1. Патрикееву было выгодно Чудо о соколе именно вот в тот самый момент, именно в той самой ситуации. Обвинения чудовищны — сговор с врагами (поляками и литовцами, причем родственниками), заговор против Великого Князя (причем, в пользу родственников). Покровительство Святого — единственное что могло его спасти от немилости Царя. Святые просто так не покровительствуют, тем более обвиненным в еретичестве и связи с римским католичеством (а миф-то как раз трактован в польской традиции Святого Юбэра, то есть Губерта — точная калька с польских выдумок и католических святых, то есть Чудо просто перенесено в русский пересказ, имея польско-литовский аналог). Что делать Патрикееву, — просто привезти сокола означает просто временно сохранить голову. А вот привезти его с Чудом, под покровительством Святого, а значит и Бога, — вот он реванш. И, ведь, никто кроме Патрикеева о том Чуде не может свидетельствовать. Он сам рассказал. По его словам и числим. Причем слова-то как совпали точно с детства ему известным аналогом покровительством сокольников и охотников у Святого Губерта (Юбэра). А Патрикеев был совсем не Праведник. Придумав всю эту историю Патрикеев мог рассчитывать в случае успеха на опровержение обвинений в предательстве и еретичестве. Да он и не придумывал, а просто рассказал Великому Князю польскую рассказку.

Читайте также:  Самоделки своими руками охота рыбалка

2. Окружение Ивана III, да и сам Великий Князь весьма сомневались в той истории с соколом, но боялись Бога, потому по-началу и не спорили. Однако, косвенные признаки реального отношения хорошо известны. Как так, — сам Великий Князь после этого со своей монеты убирает сокольника на коне, убирает его и из геральдики Москвы, вносит византийского двуглавого орла, а сокольник, вдруг, появляется на печати Патрикеева. Цековь заложена срочно, основание планируют вкривь-вкось даже не по струне, а конкретно-криво. Собирая в него все вокруг, забутовывая могильными плитами с соседнего кладбища (никто из строителей о святости не думал и о русских могилах тоже, наоборот, срамное дело — русские погосты рушились наспех и укладывались в основание новой церкви), и всем подряд, — строители явно торопятся, гонят, будто если не отстроят быстро хоть что-то похожее на основание — так и вовсе не будет церкви. Патрикеев торопит строителей, сгоняя неквалифицированную рабочую силу, пока Великий Князь или не передумал, или не ведает о том вообще, пока не вступили в дело еще княжеские мастера-архитекторы белокаменных сводов. Ведь, отстроишь начало Храма — так побоится Иван III снести, заложенное во Имя Божие, придется достроить. Патрикеев стремится увековечить не Трифона как такового, а СЕБЯ НА КОНЕ С СОКОЛОМ, выписывая себя на фреске. «Мне, мне покровительствует святой, — значит, я не предатель и не еретик!», — кричит все содеянное.

3. Ересь жидовствующих просто требовала от русской церкви введения своих местных альтернатив о Чудесах, потому митрополитами всемерно поощрялись хоть какие-то «русские чудеса», дабы затмить ими чудеса еврейские и европейские. Дабы подтвердить покровительство Святых над Русью. Потому и времена это были «Чудесно-расчудесные». И поэтому Патрикеев правильно рассчитывал, что если не сработает набожность Ивана, то логичность Церкви возьмет верх, тем более были у него заступники, которые могли его защитить от обвинений в еретичестве и связи с римокатоликами. Митрополит Симон вступился за князей Патрикеевых и вместо казни они были пострижены в монахи. Иван Юрьевич был пострижен в Троицко-Сергиевском монастыре. Это был единственный выход спасти голову и от светской расправы и от обвинений в римокатолической измене. Иван Юрьевич скончался в монастыре и ровно никаких упоминаний в аналах его житие о каком-то Чуде с ним происшедшем не содержит. Не отмечен он был и особенностью пребывания в монастыре. Что говорит о том, что Церковь изначально предпочла вообще забыть эту историю.

3 степени ордена Святого Мученика Трифона РПЦ

Все прекрасно понимали что скорее всего Патрикеев, придумав всю эту историю, тем самым просто спасал собственную голову, поэтому и Храм не приобрел никакого должного места, и почитание данного события уж как-то особенно быстро было истерто. Изначально вроде бы принятый символизм, был в скорейшем времени срочно упразднен, причем даже тот, который хоть как-то мог быть истолкован и притолкован к этой версии. Печать поменяли, монету поменяли, изображение сокольничьего отовсюду исчезло, поселение и приход в Напрудной резко обезлюдели.

Легендарная часть Предания скорее всего потому изрядно была прописана в Церковном Предании, что Василий Патрикеев под монашеским именем Вассиан стал после этого выдающимся церковным деятелем, и мог влиять на толкование данной истории происходившей «на его глазах» — в нужной интерпретации.

А так как сама история с Иваном Патрикеевым ничем быть закрыта не могла, то Легенда была искуственно отнесена к более поздним временам, и в ней князь Иван Патрикеев стал, вдруг, никому не известным царским сокольничьим Тришкой Патрикеевым, покровитель еретиков Иван III к месту был заменен на неосененного Божиим свидетельством Ивана Грозного. А то что Церковь и все проживающие там — помнят кто и что и почему строил, — так расселить всех, и все позабудут. Что и было сделано. Всем выгодно. И святой уже покровительствует другому правителю, и опального князя заговорщика и еретика все забыли, и число чудес в Православии увеличилось, и свидетелей нет. А Летописи уничтожены и явно перетерты .

Да и в общем было кому перетирать, потому как брат Патрикеева в служебном сане остался поминать почившего, а сторонники польского панства и западэнщины так и вовсе до сего времени не изжиты. Кто там сегодня будет уже разбираться почему ничего не стыкуется, откуда польская калька забритого в монахи в русской традиции обернулась враньем о сокольнике строившем церкви. Обновленцам так вообще выгодно — украинцы вообще Черное море выкопали, почему бы польские мифы не обратить против русских, чуть ли не канонизировав заговорщика.

Ну, не очень все красиво получилось. Церковь это и сама прекрасно понимала. И вот поэтому, когда Алексей Толстой написал «Князя Серебряного» — все дружно схватились за художественный вымысел, и немедленно влепили его в канон и в детские книжки. Время пройдет, все забудут все, и будет красивая история. Но, увы, далеко не все идут путем «детской Веры». Есть и те, которым нужна Истина. Вот потому у Бога и не одна Заповедь Блаженства, а каждому своя. По силам, и разумению.


Прорись иконы Трифон-Пантелеимон О.Тишенко

День Святого Трифона — 14 февраля — Что празднуем?

В День Святого Трифона мы поминаем именно Мученика Трифона — Малоазийского Святого пастушка гусей, целителя и изгнателя бесов, обращающего людей во Христову Веру, скорее всего затравленного на охоте собаками у того самого озера, где он и попался гонителям за то что исцелял Именем Христа и обращал в Веру Истиную.

И никак не князя — сокольника Ивана Юрьевича Патрикеева, лоббиста полячества, сидящего на коне с соколом по неподтвержденному нигде и никаким церковным описанием Чуду, чтимому некоторыми по-глупости на основании самопостроенной патрикеевом церкви, и художественного вымысла господина Толстого, основанного на мифотворчестве, в котором на иконе не святой, а автор, из-за нестыковки церковного календаря с бредом писателя, якобы спавший в феврале трое суток под деревом, срочно ставивший без благословения церкви, чтобы чудо обосновать, но сосланый за измену России в монахи, где в безвестности и помер, а повелением государя изображение сокольника было убрано и с монет и с печатей и с гербов.

А может было Чудо? Может и было. Но чтим мы в этой связи Трифона — пастуха, а не опального князя-сокольника на коне и с соколом.

Православная церковь чтит память Святого мученика Трифона 1/14 февраля. Церковные песнопения дня:

Мученик Трифон получил благодать от Бога помогать людям и быть ходатаем пред Ним в избавлении от скорбей и напастей, в разных житейских нуждах: обнаружении пропаж, защите урожая от вредных насекомых. Но особенно прославился святой своей помощью в отгнании нечистых и лукавых духов.

Тропарь, глас 4

Мученик твой, Господи, Трифон, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего: имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша.

Стихиры, глас 1

Трифоне всехвальне, сладости нетленныя причастник на Небесех был еси светлейший, доблественными подвиги пострадал еси, славне, и, свидетель истины быв, Христа моли даровати душам нашим мир и велию милость.

Трифоне преславне, Света присносущнаго сияньми световиден весь был еси, испроверг всю мрачную прелесть и миродержца тьмы низложив Божественною благодатию. Темже моли даровати душам нашим мир и велию милость.

Трифоне всеблаженне, радости и веселия Ангельскаго сподобился еси, отверг лея красных жития, и, душевною крепостию вся в ничто же вменив, терпеливнейше совершил еси мучение, и молишися о душах наших.

МОЛИТВА

Святому угоднику Божию мученику Трифону

О святый мучениче Христов Трифоне, скорый помощниче всем к тебе прибегающим и молящимся пред святым твоим образом скоропослушный предстателю! Услыши ныне и на всякий час моление нас, почитающих святую память твою во всечестнем храме сем, и предстательствуй о нас пред Господем на всяком месте. Ты бо, угодниче Христов, святый мучениче и чудотворче Трифоне, в великих чудесех возсиявый, прежде исхода твоего от жития сего тленнаго молился еси за ны ко Господу и испросил еси у Него дар сей: аще кто в коей-либо нужде, беде, печали и болезни душевней или телесней призывати начнет святое имя твое, той избавлен будет от всякаго прилога злаго. И якоже ты некогда дщерь цареву, во граде Риме от диавола мучиму, исцелил еси, сице и нас от лютых его козней сохрани во вся дни жития нашего, наипаче же в день последняго нашего издыхания предстательствуй о нас: буди нам тогда помощник и скорый прогонитель лукавых духов, и к Царствию Небесному предводитель, идеже ты ныне предстоиши с лики святых у престола Божия. Моли Господа, да сподобит и нас причастники быти присносущнаго веселия и радости, да с тобою купно удостоимся славити Отца и Сына и Святаго Утешителя Духа во веки веков.

Святые Покровители Охотников и Рыболовов — Собор Святых Покровителей Охотников и Рыболовов

Однако, Святой Трифон не единственый покровитель охотников и рыболовов. Существует церый Собор Святых Покровителей. Так называется даже отдельная икона. Эта икона примечательна в первую очередь тем, что была написана уже в XXI веке, в 2005 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. А 13 сентября 2006 года настоятелем храма Воскресения Христова в Сокольниках был совершен чин освящения удивительной и единственной в своем роде иконы святых покровителей охотников и рыболовов. С тех пор этот святой образ находится в храме Воскресения Христова, и у каждого нуждающегося есть возможность прийти и помолиться своим небесным покровителям или поблагодарить их за оказанную помощь и заступничество.

В верхней части святого образа помещены пять иконописных образов Пресвятой Богородицы. Это Тихвинская, Казанская, Озерянская, «Знамение» и Федоровская иконы, особо почитаемые охотниками и рыболовами. Каждый из образов связан с подлинными свидетельствами благодатной помощи Царицы Небесной.

Чуть ниже, в молитвенном предстательстве к Спасителю и Матери Божией, изображены двадцать угодников Божиих, издревле считающиеся покровителями охотников и рыболовов: святитель Николай, архиепископ Мирликийский, апостолы Иоанн Богослов, Петр и Иаков Зеведеев, Николай Кожеезерский, Андрей Первозванный, Фома, праведный Прокопий Устюжский и преподобные Пафнутий Боровский и Варлаам Керетский, великомученик Евстафий Плакида, мученик Трифон, Праведный Симеон Верхотурский, святой страстотерпец царь Николай, благоверный великий князь Александр Невский, великомученики Дмитрий Солунский и Георгий Победоносец, а также равноапостольный великий князь Владимир, мученик Меркурий и благоверный князь Дмитрий Донской.

Составлен целый ряд молитв как в целом всем покровителям охотников и рыболовов, так и отдельно святым апостолам, преподобным, великомученикам и мученикам, а также святителю Николаю чудотворцу. К ним в молитве обращались наши предки перед началом охоты и рыбалки, а также в особых ситуациях, когда люди наждались в помощи небесных покровителей. Есть свидетельства, когда святые приходили на помощь молящимся и спасали их от потопления и суровых морозов, от бури и шторма, выводили заблудившихся из лесу, а также награждали обильной добычей.

Является ли Святой Трифон покровителем сельского Хозяйства и животных? Конечно, потому как при жизни сам был пастухом. Точно также и изгнателем бесов и наставителем в Вере и терпении, управителем для птицы (как пастырь гусей).

Оцените статью
Adblock
detector