14 февраля какие день охотника

14 февраля празднуется день памяти св. Трифона

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

14 февраля – день памяти святого мученика Трифона, которого почитает как православная, так и римско-католическая церковь. В переводе с греческого имя Трифон означает «нежность», «деликатность», «участие». Благодаря нежной заботе и бескорыстному участию к ближним, святой с детства прославился как Божий избранник, отмеченный Его особой благодатью и наделенный чудесными дарами.

Содержание страницы

Житие мученика

Трифон родился во Фригии в селении Кампсада близ города Апамеи в семье благочестивых родителей, которые с детства привили сыну любовь к евангельским заповедям и молитве. Мальчик рос очень заботливым и сострадательным к окружающим, и потому его чистые детские молитвы легко возносились к Богу.

Первое чудо произошло со святым еще в детстве. Как-то раз маленький Трифон играл во дворе с соседскими ребятами. Дети так расшалились, что не заметили, как потревожили греющуюся рядом змею. Змея в ярости накинулась на одного из малышей и укусила его. Ребенку грозила неминуемая смерть, однако Трифон, испугавшись за товарища, стал горячо умолять Бога спасти его.

Сердечная молитва мальчика была услышана и произошло чудо: умирающий мгновенно исцелился, а о Трифоне с тех пор разлетелась молва, что он Божий избранник и по его молитвам происходят чудеса.

Через некоторое время в Кампсаде случилось несчастье: зреющие плоды и посевы атаковали полчища прожорливой саранчи. Насекомые быстро уничтожали урожай, а отчаявшиеся селяне не знали, что и предпринять, чтобы избежать грозящего им голода. Вспомнив о юном Трифоне, соседи в слезах обратились к нему с просьбой вымолить у Господа спасения от напасти. Отрок пожалел несчастных и выполнил просьбу. Молитва была услышана и саранча навсегда оставила эти земли.

Самое удивительное чудо произошло со святым угодником при дворе императора Гордиана, взошедшего на римский престол в 238 г. Император поклонялся идолам, однако к христианской вере относился с терпимостью и не преследовал ее приверженцев.

Полезные материалы

Была у него дочь по имени Гордиана. Многие чужеземные цари сватали за богатую невесту своих сыновей и будущее царевны казалось прекрасным. Но случилось несчастье: по Божьему попущению в девицу вошел злой дух и так ее мучал, ввергая то в воду, то в жаркое пламя, что за короткое время совершенно истомил несчастную и Гордиана на глазах начала угасать.

Император был в отчаянии. Лекари, призванные из разных земель, не могли определить причину внезапного недуга и не знали, как вылечить странную болезнь. Царевне становилось все хуже, но однажды, обитавший в ней дух сам неожиданно прокричал:

Стали искать Трифона. Много людей с этим именем побывало при дворе, но все они были бессильны помочь страдающей. Наконец, во Фригии отыскали семнадцатилетнего юношу, пасшего гусей, который тоже носил это имя. Трифона повезли в столицу. Как только святой стал приближаться к Риму, злой дух, мучавший царевну, узнал его и громко возопил:

Через три дня Трифон приехал в Рим. Император приветливо встретил его, однако пожелал убедиться, что святой действительно имеет власть над демонами. Он попросил юношу показать ему нечистого духа видимым образом.

Шесть дней Трифон строго постился, прибывая в уединении и молитве. А утром седьмого дня, когда в его келью вошел император с придворными, юноша, исполненный Святого Духа и получивший еще большую власть над бесами, строго произнес:

Тотчас предстал пред ними демон в образе черного пса с горящими глазами и огненным дыханием, волочащего по земле голову.

Трифон грозно спросил у демона:

Лукавый дух отвечал:

Видя это, Гордиан со свитой пришли в ужас. Многие язычники в тот день уверовали во Христа и приняли истинную веру. Щедро наградив святого, император отпустил его на родину. По дороге Трифон раздал полученные деньги нищим и, вернувшись в родное селение, продолжил свою богоугодную жизнь.

После смерти Гордиана императорский трон занял ярый идолопоклонник Декий Траян, приверженец старой римской религии, люто ненавидевший христиан. Во все концы Римской империи он разослал указы наместникам безжалостно искоренять христианскую веру, а ее сторонников убивать.

Дошел указ и до Кампсады. Правителем в этих землях был некий епарх Акилин. По его указанию святой был схвачен и доставлен в суд. Увидев благообразный лик юноши, Акилин пытался убедить его отречься от христианства и принести жертву богу Зевсу. Трифон же, сославшись на старинное предание, ответил, что Зевс – не бог, а бездушный истукан, прообразом которого был известный в древности чародей, творивший всякие мерзости, подобно злым духам.

Тогда рассерженный наместник стал грозиться предать святого огню. На это юноша кротко отвечал, что не боится огня угасающего, превращающего тело в пепел, а боится лишь огня вечного, который способен погубить душу. Святой бесстрашно заявил судьям, что с радостью претерпит все мучения, чтобы воссоединиться со Спасителем и принести себя в жертву Тому, Кто Сам принес Себя в жертву.

Речь Трифона разгневала епарха и он приказал воинам подвергнуть юношу жестоким мучениям. Три часа несчастного избивали палками, предназначенными для тренировки солдат. Потом привязали к лошади и заставили бежать босиком по острым камням. После твердого отказа Трифона поклониться изображению императора Декия, юноше пробили гвоздями ноги и так поволокли по центральной улице Никеи.

Страдалец мужественно сносил все испытания, лишь кротко моля Господа укрепить его силы и простить мучителей. Во время истязаний святому явился Ангел, держащий в руках драгоценный венец. Видя такое чудо, многие из присутствующих уверовали во Спасителя и приняли христианство.

Однако упорный и гордый правитель, пылая гневом, в безумстве приказал казнить юношу. Трифон был обезглавлен. Но, как известно из жития святого, Господь не оставил Своего избранника в страшный момент и принял его душу еще до казни.

Местные христиане хотели похоронить мученика в Никее, где совершилась казнь. Но святой явился во сне одному благочестивому мужу и предупредил, что должен быть погребен на родине, где совершит еще многие чудеса.

Почему святой считается покровителем охотников и рыболовов

Издревле на Руси святого Трифона горячо любили и почитали. Повсеместно чтить его память стали после события, произошедшего в 16 веке недалеко от Москвы.

Московский государь Иоанн Васильевич (Грозный) был заядлым любителем соколиной охоты. Однажды, преследуя раненого зверя, царь потерял в лесной чаще любимого кречета. Это сильно расстроило государя, и он приказал боярину Трифону Патрикееву, отвечавшему за птиц, отправиться на поиски пропавшего сокола. Если же птица не будет найдена, боярина ждала плаха.

Долго ездил по лесу несчастный сокольничий, слезно моля о помощи Господа и своего небесного покровителя, пока, вконец не обессиленный, не забылся глубоким сном под старой елью. Во сне явился ему святой Трифон, держащий пропавшего кречета на своей руке, и подробно объяснил, где найти птицу. Проснувшись, обрадованный боярин направился в указанное место и, действительно, нашел там царского любимца.

Когда молва об этом случае распространилась в народе, святому стали молиться о пропавших животных, прося его помощи в поисках питомцев. А со временем к святому стали обращаться с просьбами помочь в поисках и всякой пропажи.

Помощник в сохранении урожая на Руси

Почитают его и как покровителя урожая, помогающего сохранить посевы от истребления вредными насекомыми и грызунами, в старину его даже называли Трифон — мышегон.

Читайте также:  Teso вечная охота сет

Покровитель виноградарей в Болгарии и Сербии

В Болгарии, Сербии и Македонии святого, в первую очередь, почитают как покровителя виноградарей и виноделов. К Трифонову дню в этих местах приурочено множество народных обрядов.

К помощи мученика прибегают невинно оклеветанные и осужденные с просьбой избавить их от незаслуженного наказания.

Также существует множество свидетельств о помощи святого Трифона в поисках жилья и хорошей работы.

Как изображают на иконах

На иконах мученик всегда изображается в виде прекрасного юноши. Часто на одной руке его сидит сокол, а в другой может быть крест. В русской традиции святого любят изображать сидящим на коне, иногда перед разливающейся рекой с плавающими лебедями (гусями), напоминающими о том, что Трифон был пастухом.

Встречаются изображения с царским дворцом, императором Гордианом и его дочерью, напоминающие об удивительном чуде святого. Очень часто в композиции присутствует образ Спасителя, благословляющего с небес Своего избранника.

Многие иконы содержат сцены его жития и мученичества.

Болгарские и сербские иконописцы любят изображать святого Трифона со специальным ножом в руке. Это нож для подрезания виноградных лоз – символ того, что святой является покровителем садоводов и виноградарей.

Русский святой — прп. Трифон Печенгский

Преподобный Трифон Печенгский – русский инок, основавший самую северную обитель в России и Европе. Подвигом своей жизни он доказал, что с Божьей помощью для верующего человека нет невозможного. Суровый климат, многочисленные трудности, противостояние окружающих не способны поколебать верного истинному Пути подвижника, сделавшего своей целью просвещение людей и прославление Создателя.

Прп. Трифон Печенгский

В июне 1495 года в новгородских пределах в благочестивой семье священника родился мальчик, получивший при крещении имя Митрофан. С детства любил он церковные службы и старался приходить на них одним из первых. Однажды во время богослужения его сердце поразили слова:

В один из таких дней услышал Митрофан голос Спасителя, повелевающего ему покинуть отчий дом и уйти «в пустынные жаждущие земли». Не сразу уразумел Митрофан что это за места, но Бог открыл ему духовное зрение и юноша понял, что идти нужно к непросвещенным народам, незнающим Слова Божьего.

Послушный Воле Божьей, направляемый Святым Духом, Митрофан отправился в чужие края. Дух привел его к Ледовитому океану, в Кольскую область, где протекала река Печенга. Коренными жителями этих мест были лопари — народ, пребывающий в самом грубом невежестве.

Лопари поклонялись камням и утесам, рекам, озерам, горам, почитали диких зверей и морских животных, приносили им богатые жертвы. Селения были раскинуты вдоль берега Печенги чуть ли не на сто верст друг от друга.

Митрофан ходил вдоль берега и, мало по малу, с Божьей помощью заводил знакомство с местными жителями. Для начала он принял вид торговца и разговаривал лишь о купле товара, но вскоре стал больше общаться с лопарями и говорить о местной религии.

Постепенно он стал обращать их внимание на несостоятельность местных божков, их пустоту и ложность, вместе с тем рассказывая о Боге истинном, Создателе неба и земли. Рассказал и о Спасителе, пришедшем на землю пострадать за грешников.

Своими проповедями Митрофан вызвал яростное противостояние местных волхвов и чародеев. Языческие жрецы всеми силами старались навредить ему, требуя оставить эти места. В беднягу кидались камнями, избивали кольями, грозились предать лютой смерти. Но Господь невидимо хранил своего угодника, скрывая в скалистых расщелинах, а иногда даже невидимым образом проводил его мимо врагов.

Много лет проповедовал Митрофан среди лопарей. С Божьей помощью народ постепенно стал просвещаться, образовалась христианская община. На берегу Печенги построили деревянную церковь. Не было лишь рукоположенного священника, чтобы крестить новообращенных.

Митрофан усердно молился Господу об этом затруднении, и однажды встретил в тех местах инока Илию, возвращавшегося от финнов, куда посылал его с проповедью новгородский архимандрит Макарий. Илия освятил построенную церковь и провел обряд крещения, Митрофана же возвел в иноческий чин, совершив над ним постриг в монашество с наречением имени Трифона.

Через некоторое время церковь обросла постройками, образовалась небольшая обитель, куда приходили иноки и богомольцы со всех концов русской земли. Постепенно обитель расширилась, игуменом ее стал ученик Митрофана — Гурий. Однако тяжелы условия русского севера: суровые зимы и каменистая, малопригодная для земледелия земля не давали инокам возможности сделать достаточные продуктовые запасы.

Братии грозил голод. Тогда преподобный отправился в Новгород и другие большие города собирать милостыню для своих духовных детей. Странствия его длились 8 лет. За это время о праведнике распространилась молва как о чудесном целителе, излечивающем самые тяжелые недуги.

Во время скитаний посетил преподобный царский град Москву. Здесь произошло чудо, еще больше прославившее Печенгскую обитель.

Как-то утром царь Иоанн Васильевич с юным царевичем Феодором и боярами отправился к Литургии. По пути ему встретились два незнакомых инока. Государь пожелал узнать кто эти незнакомцы. Оказалось, один из них прибыл из Соловецкого монастыря, а другой – смиренный инок Трифон из Печенгской обители. Когда же царь захотел побеседовать с ними, иноки сделались невидимыми для прочих, чем немало всех удивили.

Следующим утром иноки вновь встретили царя. На этот раз они подали ему челобитные. После богослужения Иоанн приказал привести к нему старцев, и тут выяснилось, что «иноки» только что прибыли в город и еще не успели подать царю свои прошения. Велико было царское удивление, он понял, что стоят пред ним великие угодники Божии.

С тех пор Соловецкий монастырь и Печенгская обитель стали пользоваться особой царской милостью. В Печенгскую обитель Иоанн пожаловал колокола и церковную утварь, а царевич Феодор драгоценные одежды, чтобы их переделали на праздничные одежды священников.

14 февраля какие день охотника

  • 17.05.2020 Браконьеры говорят спасибо охотдепартаменту Минприроды России за изменение Правил охоты
  • 22.08.2019 Угрозу краснокнижникам несут депутаты Государственной Думы
  • 01.08.2019 Прокуратура признала экспертов Бендерского незаконно действующими и ненадлежащими лицами.
  • 24.07.2019 Открыта регистрация участников на XX Кубок телеканала «Охотник и рыболов»
  • 16.05.2019 Купить Арбалет и Лук для Охоты — как выбрать охотничий лук и арбалет
  • 10.02.2019 45-я Международная выставка Охота и рыболовство на Руси

  • 11.02.2020 Борьба с климатическим кризисом – путь к Нобелю
  • 24.07.2019 Министр Минприроды Кобылкин торжественно обманул Природу и общественность
  • 23.07.2019 Когда Департаменты Минприроды участвуют в сокращении редких видов животных — ученые идут в.
  • 22.07.2019 Александр Турушев и организация незаконных охот на краснокнижных животных на основе фальсификации.
  • 19.07.2019 Апологеты браконьерства и псевдонауки заседают в Государственной Думе?
  • 22.09.2018 Опровержение фразы из статьи — Эдуард Бендерский хочет продавать отстрел краснокнижных баранов с.

  • 11.09.2020 Лучшие ресурсы для изучения делового английского
  • 30.07.2020 Основатель агентства по турам Тельф АГ Станислав Кондрашов: лучшие места на островах, где можно.
  • 30.06.2020 Сколько стоит экстремальный отдых в России: Астраханская область, Краснодарский край (Сочи), Адыгея
  • 30.06.2020 Путешествие в Кабардино-Балкарию: Восхождение на Эльбрус
  • 21.05.2020 Греция будет открыта для туристов в июле, Кипр – в начале лета
  • 30.09.2019 Куда сходить и что посмотреть в Москве в первую очередь

Сколько копий сломано в боях за Истину — не счесть. Святой покровитель охотников и рыболовов, Святой Трифон, — был почитаем на Руси с незапамятных времен. Причем, он был на столько известен, что в 15-м веке в гербе Москвы фигурировал вместе с Георгием Победоносцем. С оскудением Веры в Россию потихоньку прокралась даже самим католикам непонятная легенда о никогда не существовавшем Валентине, который вообще в церковных анналах не числится ни по времени, ни по месту. И вот теперь 14 февраля вся Россия с увлечением празднует непонятно что.

Андрей Шалыгин: В преддверии Дня Святого Трифона, который в этом году мы будем отмечать как всегда 14 февраля, мы еще раз напомним нашим читателям кто такой Святой покровитель охотников и рыболовов, почему именно он, а также напомним некоторые прописные истины, забываемые в наше смутное время.

Как сказал мне один из ведущих преподавателей иконописи при Музее Андрея Рублева, протоиерей Александр, — Времена нынче не бездуховные, Андрей Геннадиевич, а Антидуховные. И он прав.

Скудоумная молодежь скачет по Арбату в зеленых юбках, празднуя день святого Патрика, изображая из себя ирландцев, безумные клубы дуреют со свечками в тыквах в какой-то сатанинский «день всех святых», никому не известный и никем не установленный, не говоря уже о языческих обычаях пропагандировать сатанинство, а прыщавые подростки носятся с «валентинками» в день какого-то валентина, которого даже в анналах католической церкви не существовало никогда, не то что в Православной.

Вот и приходится в сотый раз еще раз обьяснять тем кто не получил сколько-нибудь удобоваримого образования:

Сколько копий сломано в боях за Истину — не счесть. Святой покровитель охотников и рыболовов, Святой Трифон, — был почитаем на Руси с незапамятных времен. Причем, он был на столько известен, что в 15-м веке в гербе Москвы фигурировал вместе с Георгием Победоносцем. С оскудением Веры в Россию потихоньку прокралась даже самим католикам непонятная легенда о никогда не существовавшем Валентине, который вообще в церковных анналах не числится ни по времени, ни по месту. И вот теперь 14 февраля вся Россия с увлечением празднует непонятно что.

Барельеф Святой Мученик Трифон — покровитель охотников и рыболовов.

Автор Денис Никонов — ведущий мастер по художественному оружию Ижевского механического оружия. Авторская работа.

О парадоксах Веры

Вот мы и решили, — за месяц до наступления Празднования Дня Святого Трифона начать рассказ о всех перипитиях Веры. Мы с Вами понемногу узнаем что на самом деле никакого святого Валентина венчавшего каких-то влюбленных — просто никогда не было, а католикам нужно было заместить православный праздник.

Также Вам будет небезынтересно узнать, что святой Хуберт (Губерт, Юбэр), без часовни которому не обходится ни одно крупное охотхозяйство в Европе, и святой Трифон — это один и тот же святой, только чтимый в католичестве, уже совсем запутавшемся в своих 100 000 всевозможных святых по поводу и без повода.

Более того, — даже нам с Вами нужно все-таки разобраться, — каким таким удивительным образом храм в честь события произошедшего с «сокольничьим Ивана Грозного», вдруг оказался построен до рождения этого самого Ивана Грозного. В истории таких казусов — хоть отбавляй.

А все потому, что мы с Вами как Иваны родства непомнящие, — с увлечением начинаем верить во всякую новомодную чушь, лишь бы нам ее приподнесли в надлежащей упаковке. И совсем не спешим вспоминать свое истинное родство.

Разврат, возведенный в Канон

День некоего Валентина с увлечением празднуют молодые девочки, у которых все находится в гиперактивном состоянии, и не менее активные молодые мальчики, — вот и вся причина по которой непонятной мутности праздник, вдруг, приобрел такую популярность по всему Миру. Просто нужно было выдумать такую «феньку», за которой погналось бы большинство. И оскудевающий католицизм такую «феньку» выдумал — день святого Валентина, хотя такого святого в данной местности, в данное время, и с хоть какими-то подобными событиями, в анналах истории вообще не числится. Но католичеству, — хоть пляски под орган, хоть чипсы вместо Литургической Жертвы, — все одно, — лишь бы попопулярнее что завернуть. А на самом деле было не так. Причем официально Ватикан и сам не поощряет никакой день святого Валентина. Его просто не существует даже в католическом календаре.

Откуда он взялся?

Изначально 15 февраля в древнем Риме проходил фестиваль Лупрекалиа – фестиваль эротизма в честь богини любви Юноны (она же Юно Фебруата), покровительницы женщин и брака. Фестиваль проводился в святом для римлян месте – если следовать легенде, том самом, где волчица выкормила основателей Рима – Ромула и Рема. Название произошло от римского «la lupo» — «волчица», правда есть и латинский омоним – «блудница».

Главной частью фестиваля Луперкалиа был обряд, в ходе которого обнаженные мужчины, пробегая мимо женщин, били их ремнями из кожи козла; считалось, что эти удары дадут женщинам плодовитость и легкие роды. Проходила и своеобразная лотерея, во время которой жеребьевкой мужчины и девушки делились на пары, сохраняя отношения на целый год, до следующих празднеств.

По другим сведениям праздник Луперкалий проводился в честь бога Фавна (он же Луперк) — покровителя стад. Это был праздник изобилия, и жертвоприношений. Луперк считался оплодотворяющим и посылающим милости божеством, в связи с чем характер праздника был весенний и радостный.

Таким образом, у людей праздник ассоциировался со свободной любовью и удовольствием, поэтому даже когда с приходом христианства все языческие праздники были отменены, от этого молодежь отказываться категорически не хотела. Поэтому языческий праздник в 496 году был аккуратно заменен христианским – Днем Святого Валентина, назначенным днем раньше фестиваля Лупрекалиа — 14 февраля.

Так как в католичестве очень много разночтений по разным странам, — этот бред был полуузаконен местными церквями. причем, сугубо-показательно, что именно теми самыми, где недавно были выявлены тысячи священников-педофилов. Вот именно эти самые педофилы и пытались всегда узаконить этот день блудников.

Согласно изобретенному новокатолическому преданию, никак не подтверждающемуся никакими историческими документами, — некий священник Валентин проповедовал христианскую веру в то время, когда она была вне закона. В то время, в третьем веке в Риме шла война с готами, и император Клавдий запретил брачный обряды, чтобы легионеры не привязывались к семье и больше думали о службе. Но Валентин, якобы, втайне венчал молодых людей, за что и был казнен 14 февраля. Накануне казни он отправил письмо своей возлюбленной – дочери тюремщика, которое она получила уже после его смерти и увидела там слова «Твой Валентин», что и положило начало традиции празднования Дня Валентина.

Но здесь возникает ряд категорических противоречий:

Во-первых, обряда венчания в 3-м веке попросту не было, это таинство сформировалось лишь в средневековье, а значит, никого тайно венчать Валентин не мог.

Во-вторых, если Валентин был священником, значит жениться он не имел права, и его влюбленность в дочь тюремщика была либо изменой жене, которой он теоретически мог бы обзавестись до получения сана, либо изменой вере. Ни при одном из обстоятельств быть причисленным к лику святых Валентин не мог.

Таким образом, напрашивается вывод, что легенда, не имеющая никакого отношения к действительности, вообще лишена даже канонического смысла, а значит, и нет причин перенимать нелепый католический праздник, который, кстати, православная церковь официально не одобряет. Открещивается от него и католичество, чего, впрочем, устроители вакханалий до сведения людей и не доводят. Им — лишь бы заполнить дискотеки и клубы развратной молодежью.

Католическая Церковь на запрос о святом Валентине еще много лет назад дала официальный ответ, что такового святого в ее анналах не числится. И всего в истории католичества тех времен имелось лишь два священника, имевших имя Валентин, и жили они вовсе не в тех местах, и никакой смерти от гонителей не принимали, а скончались в сельских приходах тихо и мирно, да и при жизни ничем отмечены не были.

Какое отношение полуязыческий-полукатолический праздник с неизвестным никому несвятым имеет к России – понять сложно, видимо, это одно из новых веяний перенимать зарубежные праздники. К нам уже пришел и день Святого Патрика, и Хеллоуин (безумный праздник, называющийся «Ад выиграл» и при этом также именующийся «Днем Всех Святых», — ну, понятно какие у них святые, вот они и выиграли, наверное), при этом вряд ли кто-то в полной мере понимает их смысл. Скакать в зеленых юбках по Арбату с волынками — тоже дело никакого отношения к религии не имеющее. А вот напиться пива — это да. Только не потому что это день какого-то Патрика. Просто людям делать нечего, а пиво любят.

А тем временем, мало кто помнит, что издревле 14 февраля, православные христиане празднуют день памяти святого мученика Трифона, особо почитаемого москвичами, вставивших в герб города изображения двух святых, восседающих на конях, — Георгия Победоносца и Святого Трифона.

Предание гласит, что Святой Трифон, чье имя в переводе с греческого означает «изнеженный, живущий в роскоши», происходил из Фригийской области селения Кампсады, близ города Апамеи, от благочестивых и бедных родителей. Согласно Житию он был простым крестьянином, помогал родителям по хозяйству, пас гусей.

Святой Трифон с юных лет был распространителем христианской веры, прославился чудесами и получил от Бога дар изгонять бесов. В 17 лет, по велению царя Гордиана, был взят в Рим для изгнания из царской дочери беса. Когда Святой приблизился к Риму на расстояние трех дней пути, лукавый дух не смог вынести его приближения и вышел из царевны.

Император Гордиан умолил Трифона показать ему демона, чтобы убедиться, что его дочь действительно свободна от злого духа. Это Трифон и сделал после шестидневного поста и уединенной молитвы. На вопрос Святого, как он посмел вселиться в создание Божие, бес ответил, что над христианами он такой власти не имеет, а может мучить только тех, «кто следует своим похотям и дела, угодные нам, творит». Многие, услышав эти слова, отказались от идолопоклонства и уверовали во Христа.

Однажды Святой Трифон силой детской молитвы спас от голода жителей родного села – насекомые, истреблявшие до этого посевы и заставлявшие голодать все село, как будто испарились. Теперь в Церкви установлен особый чин молитвенного обращения к Святому Трифону, который совершается при нападении вредителей на посевы или насаждения. Православная церковь с опаской относится к заклинаниям и прочим подобным формам народной культуры, а вот «Заклинание святого Трифона от гадов» считается каноничным. Именно поэтому Святого Трифона порой называют повелителем гадов.

Когда в 249 году на царский престол вступил жестокий гонитель христиан, император Декий, Святой Трифон, без боязни проповедовавший веру во Христа и проводивший верующих к Крещению, был приведен на допрос, во время которого ни на шаг не отступил от своей веры. «Принесу Богу моему совершенное исповедание, и если сохраню неизменною, как многоценное сокровище, благочестивую веру в Него, и сделаюсь жертвою Тому, Кто Сам принес Себя в жертву ради меня», приводятся слова Святого Трифона в Житии.

Его подвергли жестоким истязаниям, которые он мужественно претерпевал, не издавая ни единого стона. Наконец, он был осужден на усекновение головы. Перед казнью святой мученик молился, благодаря Бога, подкрепившего его в страданиях, и просил у Господа особую благодать тем, кто будет призывать его имя на помощь. Как сообщает Житие, по милости Господней Трифон умер с молитвою на устах прежде, чем его шеи коснулся меч, и был увенчан нетленным венцом от Отца и Сына и Святаго Духа. Это произошло в Никее в 250 году от Рождества Христова.

Это особенно примечательно, так как именно в Никее в 325 году на Первом Никейском соборе был принят Символ Веры, основные определения которого по сей день (после некоторой трансформации) включены в ритуал крещения. Формула вероисповедания, которую хоть раз в жизни произносил каждый крещеный человек, была создана именно в этом городе, 75 лет спустя после мученической смерти Святого Трифона.

Тело мученика христиане хотели предать земле в месте его страданий — городе Никее, но явившись в видении, Трифон велел перенести его тело на родину, в селение Кампсаду, что и было исполнено. Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем — в Рим.

В настоящее время глава святого мученика хранится в городе Которе (Черногория), в кафедральном соборе святого Трифона, в гербе которого как раз до сих пор и фигурирует изображение этого святого. В 1803 году часть мощей была оттуда привезена в Россию, где в 1819 году святыня была вложена в трех ковчежцах в икону святого мученика Трифона. Сейчас эта икона находится в Московском храме, построенном в честь Знамения Пресвятой Богородицы.

Однажды на охоте у Великого Московского князя улетел любимый кречет и он приказал сокольнику в три дня разыскать птицу под угрозой смертной казни. После безуспешных поисков измученный сокольник уснул в лесу под деревом. Перед этим он усердно молился: «Угодник Божий, чью память чтит сегодня Святая Церковь, помоги мне найти великокняжеского кречета, избавь от ожидающей меня казни, и я даю обет создать храм во имя твое на сем месте». Во сне сокольник увидел юношу на белом коне, с пропавшим кречетом на руке, а поутру пропавшая птица и вправду оказалась на руке проснувшегося сокольника.

Князь пожаловал сокольнику землю, и на том месте, где приснился ему чудный сон, был построен храм. Так как пропавший кречет нашелся 14 февраля, в день памяти Святого Трифона, то построенная церковь была посвящена этому Святому мученику. Белокаменная церковь Святого Трифона стоит в Москве с 1492 года до сих пор, являясь редким памятником древнерусского зодчества и духовной культуры времен Московского княжества. Датировка времени постройки храма осуществлена по однозначному изображению даты на одном из кирпичей кладки фундамента храма, найденному при его реставрации.

Особенно важно, что в этой истории присутствует именно птица, а не какое-нибудь другое существо. В те времена царские ловчие птицы «помогали» решать важные государственные вопросы: перед принятием важных внешнеполитических вопросов царь выезжал на охоту, и по полету сокола и его «бою» определял, верно ли его решение, и к чему оно приведет. Существовал даже особый род деятельности – птицегадатели. Их считали волхвами, предсказывающими будущее по полету и поведению птиц. Так что тот факт, что царскому сокольнику приснился юноша с кречетом в руке, а поутру птица оказалась в его руках, не мог остаться незамеченным – в этом определенно существовал тайный смысл. Вот таким образом в Древней Руси на стыке язычества и православия, древних легенд и фантастических событий зародился этот праздник.

С тех пор в России Святого Трифона на иконах принято изображать с соколом руке, и называют его покровителем охотников и рыболовов. А почитание его в Московских землях, настолько расширилось, что изначально на гербе Москвы изображался именно Трифон-мученик – на коне и с ловчей птицей в руке, а уже потом образ всадника стал ассоциироваться с Георгием Победоносцем и некоторое время оба святых фигурировали в зеркальном отображении.

То, что однажды Святой Трифон, ответив на молитвы сокольника, помог ему избежать тяжкого наказания, и фактически спас ему жизнь, сделало его невероятно почитаемым, в первую очередь в Москве. Москвичи обращались к этому Святому во всех радостях и бедах, даже молодые девушки стали у него просить хороших женихов, а бесплодные женщины — детей. Так что теоретически день Святого Трифона можно было бы считать и днем влюбленных, только с точки зрения православных традиций, а не католических.

Но особо почитаем Святой Трифон, безусловно, у рыболовов и охотников. В Москве даже создан Фонд Возрождения охотничьих традиций «Национальный Фонд Святого Трифона – покровителя охотников и рыболовов». «Наш Фонд, названный в честь святого мученика Трифона, берет на себя миссию объединения охотпользователей и рыболовов по всей России, — говорит президент Фонда Анджей Мальчевский. — Вместе мы возродим наши исконные охотничьи традиции, воскресим эстетику национальной охоты, сохраним и преумножим охотничьи угодья, а также окажем содействие разведению и популяризации промысловых видов дичи и рыбы в российских регионах».

Оцените статью
Adblock
detector