14 февраля рыболова день охотника

14 февраля день Святого Трифона, покровителя рыболовов и охотников.

Память святого Трифона в Православной церкви совершается 14 февраля.
Святой покровитель охотников и рыболовов, Святой Трифон, — был почитаем на Руси с незапамятных времен. Причем, он был на столько известен, что в 15-м веке в гербе Москвы фигурировал вместе с Георгием Победоносцем.

Легенда о жизни святого Трифона.
Родился в семье христиан, с ранних лет принял христианские нравы. Будучи отроком, проявил дар чудотворений, исцеляя и облегчая недуги, изгоняя бесов. Обращал к христианской вере.
По греческим источникам, однажды молитвой святого Трифона были изгнаны вредные гады и насекомые, и тем спасены от голода жители Кампсады.
Согласно преданию, изгнал дьявола из Гордианы, дочери римского императора Гордиана III, который, будучи идолопоклонником, не преследовавшим, однако, христиан, послал за Трифоном после того, как дьявол устами беснующейся девушки заявил, что только отрок Трифон может изгнать его. При этом дьявол покинул Гордиану, почуяв приближение Трифона, ещё за 3 дня до его прибытия в Рим. По просьбе императора, Трифон заставил дьявола явиться во плоти (в виде чёрного пса, которой имел огненные глаза, а голову влачил по земле), благодаря чему многие уверовали во Христа.

После вступления на престол жестокого гонителя христиан императора Декия (249-251 гг.), святой Трифон был схвачен за смелые проповеди силы Христа и приведения людей к Крещению. На допросе святой Трифон подвергался жестоким пыткам, но не отказался от веры.
За обращение людей в христианство он был осужден и приговорен к отсечению головы. Перед казнью он благодарил Бога за данные ему силы и веру.
Святой Трифон был казнен в Никее в 250 году.
Христиане хотели предать тело мученика погребению в городе Никее. Однако святой Трифон в видении повелел перенести его на свою родину в селение Кампсаду, что и было исполнено. Позже мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем в Рим.

Московское предание о Трифоне и сокольничем.
Народное московское предание говорит о том, что некогда государев сокольничий во время охоты в селе Напрудном упустил любимого царского сокола, чем вызвал гнев государя. Сокольничему было приказано в 3 дня сыскать сокола, иначе он должен был заплатить за него головой. Сокольничий, потратив 3 дня и вконец устав, горячо молился своему небесному покровителю мученику Трифону, а затем уснул на берегу Великого пруда. Во сне сокольничему явился Трифон с соколом на руке. Проснувшись, сокольничий неподалёку от себя увидел сокола, и вернув его государю, был спасён, а на том самом месте, где явился Трифон, поставил обетную церковь.

То, что однажды Святой Трифон, ответив на молитвы сокольника, помог ему избежать тяжкого наказания, и фактически спас ему жизнь, сделало его невероятно почитаемым, в первую очередь в Москве. Москвичи обращались к этому Святому во всех радостях и бедах, даже молодые девушки стали у него просить хороших женихов, а бесплодные женщины — детей. Так что теоретически день Святого Трифона можно было бы считать и днем влюбленных, только с точки зрения православных традиций, а не католических.

П. С. Сергей с Урала, спасибо! Не знала ((.

14 февраля празднуется день памяти св. Трифона

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

14 февраля – день памяти святого мученика Трифона, которого почитает как православная, так и римско-католическая церковь. В переводе с греческого имя Трифон означает «нежность», «деликатность», «участие». Благодаря нежной заботе и бескорыстному участию к ближним, святой с детства прославился как Божий избранник, отмеченный Его особой благодатью и наделенный чудесными дарами.

Читайте также:  Херти райз спиннинги волга гейм

Содержание страницы

Житие мученика

Трифон родился во Фригии в селении Кампсада близ города Апамеи в семье благочестивых родителей, которые с детства привили сыну любовь к евангельским заповедям и молитве. Мальчик рос очень заботливым и сострадательным к окружающим, и потому его чистые детские молитвы легко возносились к Богу.

Первое чудо произошло со святым еще в детстве. Как-то раз маленький Трифон играл во дворе с соседскими ребятами. Дети так расшалились, что не заметили, как потревожили греющуюся рядом змею. Змея в ярости накинулась на одного из малышей и укусила его. Ребенку грозила неминуемая смерть, однако Трифон, испугавшись за товарища, стал горячо умолять Бога спасти его.

Сердечная молитва мальчика была услышана и произошло чудо: умирающий мгновенно исцелился, а о Трифоне с тех пор разлетелась молва, что он Божий избранник и по его молитвам происходят чудеса.

Через некоторое время в Кампсаде случилось несчастье: зреющие плоды и посевы атаковали полчища прожорливой саранчи. Насекомые быстро уничтожали урожай, а отчаявшиеся селяне не знали, что и предпринять, чтобы избежать грозящего им голода. Вспомнив о юном Трифоне, соседи в слезах обратились к нему с просьбой вымолить у Господа спасения от напасти. Отрок пожалел несчастных и выполнил просьбу. Молитва была услышана и саранча навсегда оставила эти земли.

Самое удивительное чудо произошло со святым угодником при дворе императора Гордиана, взошедшего на римский престол в 238 г. Император поклонялся идолам, однако к христианской вере относился с терпимостью и не преследовал ее приверженцев.

Полезные материалы

Была у него дочь по имени Гордиана. Многие чужеземные цари сватали за богатую невесту своих сыновей и будущее царевны казалось прекрасным. Но случилось несчастье: по Божьему попущению в девицу вошел злой дух и так ее мучал, ввергая то в воду, то в жаркое пламя, что за короткое время совершенно истомил несчастную и Гордиана на глазах начала угасать.

Император был в отчаянии. Лекари, призванные из разных земель, не могли определить причину внезапного недуга и не знали, как вылечить странную болезнь. Царевне становилось все хуже, но однажды, обитавший в ней дух сам неожиданно прокричал:

Стали искать Трифона. Много людей с этим именем побывало при дворе, но все они были бессильны помочь страдающей. Наконец, во Фригии отыскали семнадцатилетнего юношу, пасшего гусей, который тоже носил это имя. Трифона повезли в столицу. Как только святой стал приближаться к Риму, злой дух, мучавший царевну, узнал его и громко возопил:

Через три дня Трифон приехал в Рим. Император приветливо встретил его, однако пожелал убедиться, что святой действительно имеет власть над демонами. Он попросил юношу показать ему нечистого духа видимым образом.

Шесть дней Трифон строго постился, прибывая в уединении и молитве. А утром седьмого дня, когда в его келью вошел император с придворными, юноша, исполненный Святого Духа и получивший еще большую власть над бесами, строго произнес:

Тотчас предстал пред ними демон в образе черного пса с горящими глазами и огненным дыханием, волочащего по земле голову.

Трифон грозно спросил у демона:

Лукавый дух отвечал:

Видя это, Гордиан со свитой пришли в ужас. Многие язычники в тот день уверовали во Христа и приняли истинную веру. Щедро наградив святого, император отпустил его на родину. По дороге Трифон раздал полученные деньги нищим и, вернувшись в родное селение, продолжил свою богоугодную жизнь.

После смерти Гордиана императорский трон занял ярый идолопоклонник Декий Траян, приверженец старой римской религии, люто ненавидевший христиан. Во все концы Римской империи он разослал указы наместникам безжалостно искоренять христианскую веру, а ее сторонников убивать.

Дошел указ и до Кампсады. Правителем в этих землях был некий епарх Акилин. По его указанию святой был схвачен и доставлен в суд. Увидев благообразный лик юноши, Акилин пытался убедить его отречься от христианства и принести жертву богу Зевсу. Трифон же, сославшись на старинное предание, ответил, что Зевс – не бог, а бездушный истукан, прообразом которого был известный в древности чародей, творивший всякие мерзости, подобно злым духам.

Тогда рассерженный наместник стал грозиться предать святого огню. На это юноша кротко отвечал, что не боится огня угасающего, превращающего тело в пепел, а боится лишь огня вечного, который способен погубить душу. Святой бесстрашно заявил судьям, что с радостью претерпит все мучения, чтобы воссоединиться со Спасителем и принести себя в жертву Тому, Кто Сам принес Себя в жертву.

Читайте также:  Платная рыбалка у добрянки

Речь Трифона разгневала епарха и он приказал воинам подвергнуть юношу жестоким мучениям. Три часа несчастного избивали палками, предназначенными для тренировки солдат. Потом привязали к лошади и заставили бежать босиком по острым камням. После твердого отказа Трифона поклониться изображению императора Декия, юноше пробили гвоздями ноги и так поволокли по центральной улице Никеи.

Страдалец мужественно сносил все испытания, лишь кротко моля Господа укрепить его силы и простить мучителей. Во время истязаний святому явился Ангел, держащий в руках драгоценный венец. Видя такое чудо, многие из присутствующих уверовали во Спасителя и приняли христианство.

Однако упорный и гордый правитель, пылая гневом, в безумстве приказал казнить юношу. Трифон был обезглавлен. Но, как известно из жития святого, Господь не оставил Своего избранника в страшный момент и принял его душу еще до казни.

Местные христиане хотели похоронить мученика в Никее, где совершилась казнь. Но святой явился во сне одному благочестивому мужу и предупредил, что должен быть погребен на родине, где совершит еще многие чудеса.

Почему святой считается покровителем охотников и рыболовов

Издревле на Руси святого Трифона горячо любили и почитали. Повсеместно чтить его память стали после события, произошедшего в 16 веке недалеко от Москвы.

Московский государь Иоанн Васильевич (Грозный) был заядлым любителем соколиной охоты. Однажды, преследуя раненого зверя, царь потерял в лесной чаще любимого кречета. Это сильно расстроило государя, и он приказал боярину Трифону Патрикееву, отвечавшему за птиц, отправиться на поиски пропавшего сокола. Если же птица не будет найдена, боярина ждала плаха.

Долго ездил по лесу несчастный сокольничий, слезно моля о помощи Господа и своего небесного покровителя, пока, вконец не обессиленный, не забылся глубоким сном под старой елью. Во сне явился ему святой Трифон, держащий пропавшего кречета на своей руке, и подробно объяснил, где найти птицу. Проснувшись, обрадованный боярин направился в указанное место и, действительно, нашел там царского любимца.

Когда молва об этом случае распространилась в народе, святому стали молиться о пропавших животных, прося его помощи в поисках питомцев. А со временем к святому стали обращаться с просьбами помочь в поисках и всякой пропажи.

Помощник в сохранении урожая на Руси

Почитают его и как покровителя урожая, помогающего сохранить посевы от истребления вредными насекомыми и грызунами, в старину его даже называли Трифон — мышегон.

Покровитель виноградарей в Болгарии и Сербии

В Болгарии, Сербии и Македонии святого, в первую очередь, почитают как покровителя виноградарей и виноделов. К Трифонову дню в этих местах приурочено множество народных обрядов.

К помощи мученика прибегают невинно оклеветанные и осужденные с просьбой избавить их от незаслуженного наказания.

Также существует множество свидетельств о помощи святого Трифона в поисках жилья и хорошей работы.

Как изображают на иконах

На иконах мученик всегда изображается в виде прекрасного юноши. Часто на одной руке его сидит сокол, а в другой может быть крест. В русской традиции святого любят изображать сидящим на коне, иногда перед разливающейся рекой с плавающими лебедями (гусями), напоминающими о том, что Трифон был пастухом.

Встречаются изображения с царским дворцом, императором Гордианом и его дочерью, напоминающие об удивительном чуде святого. Очень часто в композиции присутствует образ Спасителя, благословляющего с небес Своего избранника.

Многие иконы содержат сцены его жития и мученичества.

Болгарские и сербские иконописцы любят изображать святого Трифона со специальным ножом в руке. Это нож для подрезания виноградных лоз – символ того, что святой является покровителем садоводов и виноградарей.

Русский святой — прп. Трифон Печенгский

Преподобный Трифон Печенгский – русский инок, основавший самую северную обитель в России и Европе. Подвигом своей жизни он доказал, что с Божьей помощью для верующего человека нет невозможного. Суровый климат, многочисленные трудности, противостояние окружающих не способны поколебать верного истинному Пути подвижника, сделавшего своей целью просвещение людей и прославление Создателя.

Читайте также:  Снасти для ловли судака мальком

Прп. Трифон Печенгский

В июне 1495 года в новгородских пределах в благочестивой семье священника родился мальчик, получивший при крещении имя Митрофан. С детства любил он церковные службы и старался приходить на них одним из первых. Однажды во время богослужения его сердце поразили слова:

В один из таких дней услышал Митрофан голос Спасителя, повелевающего ему покинуть отчий дом и уйти «в пустынные жаждущие земли». Не сразу уразумел Митрофан что это за места, но Бог открыл ему духовное зрение и юноша понял, что идти нужно к непросвещенным народам, незнающим Слова Божьего.

Послушный Воле Божьей, направляемый Святым Духом, Митрофан отправился в чужие края. Дух привел его к Ледовитому океану, в Кольскую область, где протекала река Печенга. Коренными жителями этих мест были лопари — народ, пребывающий в самом грубом невежестве.

Лопари поклонялись камням и утесам, рекам, озерам, горам, почитали диких зверей и морских животных, приносили им богатые жертвы. Селения были раскинуты вдоль берега Печенги чуть ли не на сто верст друг от друга.

Митрофан ходил вдоль берега и, мало по малу, с Божьей помощью заводил знакомство с местными жителями. Для начала он принял вид торговца и разговаривал лишь о купле товара, но вскоре стал больше общаться с лопарями и говорить о местной религии.

Постепенно он стал обращать их внимание на несостоятельность местных божков, их пустоту и ложность, вместе с тем рассказывая о Боге истинном, Создателе неба и земли. Рассказал и о Спасителе, пришедшем на землю пострадать за грешников.

Своими проповедями Митрофан вызвал яростное противостояние местных волхвов и чародеев. Языческие жрецы всеми силами старались навредить ему, требуя оставить эти места. В беднягу кидались камнями, избивали кольями, грозились предать лютой смерти. Но Господь невидимо хранил своего угодника, скрывая в скалистых расщелинах, а иногда даже невидимым образом проводил его мимо врагов.

Много лет проповедовал Митрофан среди лопарей. С Божьей помощью народ постепенно стал просвещаться, образовалась христианская община. На берегу Печенги построили деревянную церковь. Не было лишь рукоположенного священника, чтобы крестить новообращенных.

Митрофан усердно молился Господу об этом затруднении, и однажды встретил в тех местах инока Илию, возвращавшегося от финнов, куда посылал его с проповедью новгородский архимандрит Макарий. Илия освятил построенную церковь и провел обряд крещения, Митрофана же возвел в иноческий чин, совершив над ним постриг в монашество с наречением имени Трифона.

Через некоторое время церковь обросла постройками, образовалась небольшая обитель, куда приходили иноки и богомольцы со всех концов русской земли. Постепенно обитель расширилась, игуменом ее стал ученик Митрофана — Гурий. Однако тяжелы условия русского севера: суровые зимы и каменистая, малопригодная для земледелия земля не давали инокам возможности сделать достаточные продуктовые запасы.

Братии грозил голод. Тогда преподобный отправился в Новгород и другие большие города собирать милостыню для своих духовных детей. Странствия его длились 8 лет. За это время о праведнике распространилась молва как о чудесном целителе, излечивающем самые тяжелые недуги.

Во время скитаний посетил преподобный царский град Москву. Здесь произошло чудо, еще больше прославившее Печенгскую обитель.

Как-то утром царь Иоанн Васильевич с юным царевичем Феодором и боярами отправился к Литургии. По пути ему встретились два незнакомых инока. Государь пожелал узнать кто эти незнакомцы. Оказалось, один из них прибыл из Соловецкого монастыря, а другой – смиренный инок Трифон из Печенгской обители. Когда же царь захотел побеседовать с ними, иноки сделались невидимыми для прочих, чем немало всех удивили.

Следующим утром иноки вновь встретили царя. На этот раз они подали ему челобитные. После богослужения Иоанн приказал привести к нему старцев, и тут выяснилось, что «иноки» только что прибыли в город и еще не успели подать царю свои прошения. Велико было царское удивление, он понял, что стоят пред ним великие угодники Божии.

С тех пор Соловецкий монастырь и Печенгская обитель стали пользоваться особой царской милостью. В Печенгскую обитель Иоанн пожаловал колокола и церковную утварь, а царевич Феодор драгоценные одежды, чтобы их переделали на праздничные одежды священников.

Оцените статью
Adblock
detector