Меню

Байдарка или катамаран для рыбалки

Байдарка или катамаран для рыбалки

Обычно туристы у нас плавают на байдарках, катамаранах и, реже, на надувных лодках. Еще иногда сплавляются на плотах, но это уж совсем «крутые» и покоряют они реки, на которые смотреть то страшно, а не то, что плыть.
Если ваша группа ходила в водные походы и что-то уже имеет, то выбирать не приходится – что есть на том и плывем. Надо только не забыть заранее раскопать свое судно на антресолях и, если требуется, подремонтировать.
Ну, а если нет ничего, то что выбрать (купить, занять, сделать)?
Надувные лодки, хотя и легки, но маловместительны, тихоходны, неудобны и годятся разве только для рыбалки и для сплава по некоторым быстрым горным речкам.
Байдарки всех конструкций быстроходны, изящны, более-менее транспортабельны. На них очень любит путешествовать молодежь. Однако они имеют ряд существенных недостатков. Это — чудовищный вес (более 20 килограмм на человека), малая прочность обшивки (при маршруте по мелким каменистым рекам часто приходиться заклеивать пробоины), большая вероятность переворота в мощном потоке порога или на волнах в озере.
Если придется воспользоваться именно этим средством передвижения, то не забудьте снабдить байдарку емкостями плавучести. Это могут быть, например, связанные пластиковые бутылки (штук по 10 в нос и корму) или небольшие автомобильные камеры, закрепленные по две штуке на деке спереди и сзади. Появившиеся в последнее время надувные байдарки, разумеется, не требуют таких доделок и они более выносливы при встрече с камнями, но размещать поклажу и сидеть в них также неудобно, как и в каркасных байдарках.
Наиболее приемлемым для неспортивных походов представляются катамараны. При примерно одинаковой цене с байдарками (от 150- 300 дол. и до 700 с очень хорошим палубным набором) они вместительнее (4 — 5 чел.), значительно легче (20 — 40 кг., т.е. 5 — 10 кг. на человека), не боятся встречи с камнями, их не могут перевернуть волны (речь идет о маршрутах не выше 4 категории сложности), практически непотопляемы. К тому же на катамаранах гораздо удобнее сидеть — как на троне (это особенно радует тех, кому за сорок и кто уже чувствует наличие у себя поясницы), а можно даже и полежать, если, скажем, лёгкий попутный ветерок работает за вас. Да и вещи на таком судне всегда сухие, так как находятся выше ватерлинии. Двадцатилетний личный опыт плавания на байдарках и такой же по длительности на катамаранах позволяет утверждать, что катамаран практически по всем параметрам, кроме скорости в спокойной воде, значительно превосходит байдарку. Что касается большой парусности этого судна, что отчасти верно, то на озёрах при сильном боковом или даже встречном ветре катамараны, при соответствующих усилиях экипажа, хоть и медленно, но всё же могут двигаться по маршруту, а байдарки вынуждены отстаиваться в тихой гавани из-за большой вероятности переворота на волне. Малая скорость вообще не является недостатком. Кто спешит — пусть летает самолетами Аэрофлота: там скорость так скорость. Кстати, на реке изобилующей шиверами, порогами, перекатами катамараны двигаются существенно быстрее байдарок, так как большинство препятствий вплоть до 3 категории сложности можно проходить без предварительного просмотра, расстановки сигнальщиков и организации спасательной команды. Да и, в отличие от байдарок, на ремонты после встречи с камнями время не тратиться, так как катамаранную резиновую тушу продырявить или сломать на пороге не по силам даже самым отпетым неудачникам.
Если осилите покупку катамарана, то стоит остановиться на четырехместном с диаметром поплавков 55 — 60 см. и длинной около четырех с половиной метров.Где и какой выбрать катамаран?
Если порыться в Интернете, то можно откапать гору разных катамаранов, в том числе безумно дорогих (до 50 тыс.руб. и выше). Это может и напугать потенциального любителя путешествий на катамаране. Но не стоит пугаться – эти дорогие плавсредства для экстремалов, для прохождения непроходимых порогов и прыжков с водопадов.
Для любителей отдыха на воде имеются в продаже вполне надёжные (вплоть до 3-ей категории сложности порогов) катамараны по более-менее доступной цене. Например, КБ «Сталкер» предлагает поплавки для четырехместного катамарана за 6.5 – 8.5 т.руб. (за пару).(тел. КБ:4389479) Палубный набор можно изготовить самостоятельно из деревянных брусков, лыжных дюралевых палок, стрингеров от старой байдарки. Подойдут и части «раскладушек», и трубки от пылесосов….… Был бы полёт фантазии и руки на месте.
Наличие «палубного набора», т.е. всякой металлической арматуры для скрепления поплавков — необязательно: на первых порах можно всё делать на месте из жердей. Для тех, кто не любит путешествовать в больших компаниях я бы порекомендовал приобрести катамаран широкий двухместный (с канойной греблей). На нём на простом маршруте может разместиться и третий человек и, тем более, ребёнок.
Без «железок» масса вашего судна будет менее 20-ти килограмм, что очень приятно, когда транспортируешь рюкзаки от дома до воды. Правда, собирать судно придется подольше — надо вырубить где-то подходящие жерди, напилить их по размеру, связать. Да и при обносах препятствий такое судно будет потяжелее, чем с металлическим каркасом.
Впрочем, если делать палубный набор не «с русским запасом» прочности, как это обычно бывает, то каркас может получиться не столь и тяжелым. Например «продолины» многие почему-то мастерят чуть ли не из бревен, хотя они практически ни какой нагрузки не несут и служат только для распределения давления на баллоны от «поперечин» и, следовательно, могут быть тоньше «поперечин». По нашему мнению диаметр всех продольных элементов деревянного палубного набора не должен превышать 3-х сантиметров, особенно если используется береза, а еще лучше — сухая (но не гнилая) ель. А вот поперечины желательно посолиднее, диаметром 5 — 8 сантиметров.
Вёсла надо обязательно приготовить заранее. Очень удобны лопасти от байдарки «Салют» (от 700 до 800рублей). По приезде на место в них надо только вставит деревянные палки (лучше из сухой, но не гнилой елки), так, чтобы общая длинна лопасти и веретена была примерно в рост гребца и обязательно надежно скрепить их при помощи шурупа или гвоздя. Иначе, когда веретено рассохнется, то лопасть постарается соскочить и исчезнуть в пучинах вод, что будет очень обидно и, главное, накладно, так как «салютовское» двулопастное весло стоит сейчас более 15-ти долларов. Попутно напомню, что вёсла, если случайно оказываются за бортом, то, как правило, тонут. Чтобы избежать этой неприятности, лучше всего на веретене укрепить подходящий кусок твёрдого пенопласта. Но ни в коем случае не привязывайте весло к судну: во внештатной ситуации вы можете запутаться в верёвке.
Если не удастся достать «фирменные» лопасти, то придется делать самим. Можно вырезать лопасти из обычной шестимиллиметровой фанеры (лучше водостойкой, но где её раздобыть?), пропитать их олифой и затем покрасить в несколько слоев масляной краской. Веретено в этом случае должно на пару сантиметров выступать за край лопасти — это немного предохраняет фанеру при упорах веслом в камни. Полезно также край лопасти обить жестью или тонким алюминием. Такое весло выдерживает несколько сезонов.

Читайте также:  Как сделать блесну крабик

Как выбрать байдарку, катамаран

Байдарка – однокорпусное судно, которое приводится в движение мышечной силой человека с помощью весел. Некоторые виды байдарок допускают установку паруса и даже мотора, но такое решение встречается нечасто.

  • компактность в разобранном виде;
  • малый вес;
  • простота и быстрота сборки;
  • высокая надежность;
  • незначительный ущерб при посадке на мель;
  • можно пришвартовываться в любом месте.
  • малая пассажировместимость;
  • малая скорость, соответственно возможно путешествие лишь на относительно небольшие расстояния;
  • нельзя ставить на якорь в море;
  • невозможность полноценного сна;
  • нельзя готовить пищу;
  • стесненные условия: немногочисленные вещи можно хранить лишь в гермомешках, нельзя сменить положение тела, что вызывает дискомфортные ощущения.

Каяк – одноместная байдарка. Отличается быстрым ходом и хорошей маневренностью. Минусы: малая остойчивость, сложная транспортировка. Как и классическая байдарка, каяк не используется для длительных походов. Иногда встречаются модели с педальным приводом или электромотором. Каяками называют и каркасные байдарки.

Катамаран – судно, состоящее из двух параллельных друг другу корпусов, соединенных балками. В отличие от байдарки на катамаран можно установить мотор. Также приводится в движение мускульной силой экипажа посредством весел или педалей (велосипедный привод).

  • большая пассажировместимость;
  • относительно высокая скорость, что позволяет преодолевать сотни и даже тысячи километров;
  • можно ставить на якорь в море;
  • возможность поставить палатку для комфортного отдыха;
  • можно готовить еду, в том числе и при движении;
  • более просторный катамаран позволяет хранить множество вещей в рундуках и бочках, что намного удобнее гермомешков. Есть возможность менять положения тела.
  • громоздкость в разобранном виде;
  • большой вес;
  • трудная и длительная сборка;
  • меньшая надежность из-за сложной конструкции (наличие большого числа деталей, узлов и устройств);
  • посадка на мель может сломать двигатель, руль, шверт и другие важные устройства;
  • необходимость тщательного выбора места для стоянки (катамаран боится штормов или прибоев);
  • сложный ремонт.

Сфера применения

Байдарка используется при сплаве по узким рекам и требует высокой управляемости. Для катания на таком судне нужны навыки и хорошая физическая подготовка экипажа. В то же время ощущения от такой прогулки будут ярче, чем от спокойной прогулки на катамаране (в том числе из-за непосредственного контакта с водой).

Катамаран применяется при сплаве по широким рекам, где не нужна высокая маневренность. Это судно идеально подходит для семейного отдыха и рыбалки. Прогулка на катамаране будет хорошим выбором и любителям водных прогулок с недостаточной физической подготовкой.

  • Байдарка
  • Каяк
  • Катамаран

Каяк, байдарка

Способ посадки гребца

Sit-On-Top – посадка на судне (сверху). Достоинства: хорошая устойчивость, комфортность посадки. В такой каяк можно поместить большое количество багажа. Недостатки: большой вес, медленный ход, не защищает от брызг воды, ветра, дождя. Такое судно – хорошее решение для дайвинга и рыбалки.

Читайте также:  Личинки зофобаса для рыбалки

Sit-In – посадка внутри судна. По сравнению с предыдущим вариантом такой каяк легче, быстрее ходит, отлично защищает гребца и груз от внешних факторов. Недостатки: ограниченный доступ к вещам в багажных отсеках во время похода, малый кокпит (место для гребца), нельзя кардинально менять положение тела. Подобное судно подойдет для путешествий в дневное время.

Корпус

Каркасный – состоит из жесткого каркаса («кости»), водонепроницаемой тканевой оболочки («шкура») и «фартука», который не дает попасть воде в середину байдарки.

Достоинства: долговечность, высокие характеристики ходкости и пассажировместимости, низкая парусность (устойчивость на курсе при ветре).

Недостатки: высокая стоимость, большой вес, чувствительность к сильным, ударам сложная транспортировка и ремонт, неудобство сборки, низкая управляемость, громоздкость в разобранном виде.

Сфера применения: продолжительные походы (3 дня – несколько недель).

Важно: в каркасной байдарке зачастую перетирается оболочка в местах плотного соприкосновения с каркасом. Чтобы решить эту проблему, положите между «костями» и «шкурой» резину, ПВХ или специальные баллоны (поддувные борта).

Надувной – лишен жесткого каркаса, роль которого играют два или четыре баллона и надувное днище.

Достоинства: сравнительно низкая цена, простота ремонта и сборки (надувается насосом), непотопляемость, минимальный вес, высокая остойчивость и живучесть, компактность в спущенном состоянии, хорошая грузоподъемность.

Недостатки: малая пассажировместимость, сравнительно небольшая ходкость, неудобная посадка, недостаточная жесткость корпуса в месте нахождения гребца, высокая парусность (усложняет управление байдаркой при сильном ветре).

Сфера применения: короткие походы выходного дня. Оптимальный вариант для начинающих любителей водных прогулок.

Каркасно-надувной – состоит из каркаса, оболочки и двух баллонов вдоль бортов. Каркасно-надувная байдарка по сравнению с каркасной моделью в меньшей степени подвержена протиранию оболочки и имеет больший запас непотопляемости.

Достоинства: большая грузоподъемность, высокие характеристики плавучести. Такая байдарка легче каркасной, но тяжелее надувной. В остальном имеет все плюсы и минусы каркасной байдарки.

Сфера применения: длительные и короткие путешествия.

Жесткий – не имеет составных частей. Достоинства: высокая прочность, удобная посадка, отличная управляемость. Недостаток – нельзя разобрать байдарку, что сильно затрудняет транспортировку и хранение.

Живучесть и ремонтопригодность

  • Надувная байдарка – не боится камней и бревен, но чувствительна к осколкам стеклянной посуды и гвоздям. Ремонтируется посредством клея и заплатки.
  • Каркасная и каркасно-надувная байдарка – при сильном ударе о камень или бревно ломаются шпангоуты и стрингеры, рвется оболочка. Ремонт: выгибание труб каркаса, зашивание и заклеивание поврежденной оболочки.

Назначение

Рекреационное (прогулочное) – одно- или двухместное судно, имеющее короткий, широкий корпус и большой кокпит. Достоинство – хорошая остойчивость, что важно для начинающих. Минус – низкая устойчивость на курсе. Используется для прогулок на спокойной воде в течение нескольких часов.

Для рыбалки – одноместное судно, обладающее высокой устойчивостью. Оснащается специальными приспособлениями для рыбной ловли.

Туристическое – одно- или двухместное судно. Отличается более длинным и узким корпусом, зачастую оснащается несколькими багажными отсеками. Многие модели позволяют установку выдвижного киля или рулевого управления. Оптимальное решение для одно- и двухдневных путешествий по спокойной воде и даже бушующему морскому побережью.

Морское, экспедиционное – имеет длинный корпус с заостренным и поднятым вверх носом и кормой. Имеет хорошую остойчивость, непотопляемость, управляемость. На некоторые морские каяки можно устанавливать рулевое управление, страховочный шнур, обвязку палубы, компас (GPS-навигатор). Применяется для путешествий по морю, океану, водохранилищу или широкой реке.

Экстремальное – характеризуется корпусом небольшого размера с острым, закругленным или плоским носом, поднятым вверх и короткой кормой. Используется для походов по горным рекам с очень крутыми порогами.

Для серфинга – комбинация каяка и доски. Имеет короткий корпус с плоским днищем и плоским же носом, загнутым вверх. На такой каяк зачастую устанавливаются плавники, которые повышают управляемость.

Также встречаются судна для слалома, которые используются профессиональными спортсменами.

Каркас

Материал каркаса

  • Дерево (ясень, бук) – тяжелый и недостаточно крепкий материал.
  • Металл (алюминий) – легче и прочнее дерева, но сложен в ремонте.
  • Пластик – имеет небольшой вес, но менее надежен, по сравнению с металлом. Пластиковый каркас плохо ремонтируется.

Структура каркаса

  • Кильсон – одна или две продольные трубы, которые идут по днищу байдарки. На кильсоне устанавливаются сиденья и размещается багаж.
  • Штевни – изогнутые трубы, являющиеся продолжением кильсона и служащие основой носа и кормы судна.
  • Шпангоуты – поперечные трубы, которые играют роль основы для обшивки и придают судну окончательную форму. Шпангоуты прикрепляются к кильсону.
  • Стрингеры – продольные трубки, образующие форму судна. Стрингеры фиксируются на штевнях и шпангоутах.

Материал оболочки

Оболочка выполняется из лавсана, который пропитан поливинилхлоридом (ПВХ). Также встречаются «шкуры» из тканей «оксфорд», «кордура». Надувные байдарки изготавливаются из ПВХ.

Катамаран

Парусный – надувной катамаран, который приводится в движение силой ветра. Достоинства: компактность в спущенном состоянии, быстроходность, сравнительно небольшая цена. На парусные модели зачастую устанавливают мотор. Хороший вариант для походов по озеру, водохранилищу, большой реке. Такая модель не подойдет для продолжительных путешествий.

Читайте также:  Ловля с водоналивными поплавками

Плесовый, экспедиционный – состоит из двух баллонов и рамы (иногда палубы). Достоинства: вместительность, простая конструкция. Подобный катамаран не годится для экстремальных походов, но зато идеально подойдет для длительного катания с рыбной ловлей и купаниями.

Прогулочный – характеризуется жесткой и тяжелой неразборной конструкцией, снабжен педалями. Эта модель не позволяет поместить багаж. Используется для прогулок по водоемам в парках отдыха.

Спортивно-туристический – имеет прочную конструкцию и сбалансированные параметры устойчивости и маневренности. Предназначен для туристических походов с экстрим-элементами.

Спортивный – отличается малым весом и хорошей маневренностью. Применяется для спортивных состязаний (слалом). Из-за небольшой грузоподъемности не подходит для длительных путешествий.

Моторный – дает большую скорость, не зависит от силы ветра, избавляет от необходимости работать веслами. На моторный катамаран можно установить двигатель мощностью 15-120 л. с.

Материал

ПВХ – сравнительно дешевый, дает хорошую скорость, но недостаточно прочен. Такой катамаран имеет хорошие параметры непотопляемости: судно при повреждении одной надувной камеры будут держать на плаву оставшиеся камеры. На катамаран из ПВХ допускается установка мотора мощностью до 50 л. с.

Пластик – гораздо прочнее ПВХ, но и дороже. При получении пробоины пластиковый катамаран, не оснащенный блоками плавучести, утонет. На пластиковый катамаран можно ставить двигатель мощностью до 80 л. с.

Характеристики

Пассажировместимость (обитаемость) – количество человек, которые могут разместиться в судне без критического снижения его характеристик. В зависимости от модели у байдарок этот параметр составляет 1-4 пассажира, у катамарана – 2-12 человек. Чем больше вместимость, тем тяжелее судно.

Пассажировместимость надувных байдарок ниже, чем у каркасных моделей из-за баллонов и надувного дна. А вот каркасно-надувные судна с их каркасом и баллонами по этому параметру уступают и «каркасникам», и «надувнушкам».

Ходкость – способность судна поддерживать маневренность и скорость хода на определенном курсе относительно ветра и морского волнения. Этот параметр находится в зависимости от сопротивления воды и характеристик «двигателя» байдарки (хорошая техника гребли, надлежащий уровень физической подготовки экипажа, качественные весла).

Самая ходкая байдарка имеет максимально возможную длину, плавный подъем днища к корме, причем поверхность днища должна быть гладкой, без больших заплат. Подобное судно отличается острыми ватерлиниями на носу (ватерлиния – линия пересечения корпуса судна с водой).

Непотопляемость – способность судна оставаться на плаву при повреждении корпуса или заливании. Каркасные байдарки быстро тонут, а вот надувные модели остаются на плаву и при полном затоплении. По сравнению с каркасными моделями каркасно-надувные судна лучше держатся на плаву, но хуже, чем надувные.

Управляемость – способность судна менять при необходимости свой курс. Главные характеристики управляемости – поворотливость и устойчивость на курсе, причем одно противоречит другому.

Короткая байдарка с подъемом линии киля и оконечностями, лишенная выраженных штевней обладает хорошей поворотливостью, но плохой устойчивостью на курсе. А вот длинная байдарка с прямой линией киля, имеющая выраженные штевни отлично стоит на курсе, но хуже поворачивается.

Остойчивость – способность судна сохранять равновесие под воздействием внешних сил и возвращаться к этому состоянию после окончания их действия. Этот параметр зависит от ширины и длины байдарки, а также формы ее подводной части.

Самая остойчивая байдарка имеет короткий и широкий корпус, тупой нос и корму. При этом пассажиры и груз находятся на дне.

Скорость

  • Байдарка – 5-6 км/ч.
  • Катамаран – от 10 км/ч и выше.

Грузоподъемность

  • Байдарка – до 500 кг.
  • Катамаран – до 1 тонны.

Время и удобство сборки

  • Байдарка – 10-15 минут (надувная), 40-60 минут (каркасная), 20 минут (каркасно-надувная).
  • Катамаран – 30 минут (надувной), 70 минут (парусный).

Вес

  • Надувная байдарка – 10 кг.
  • Каркасная и каркасно-надувная байдарка – 25-40 кг.
  • Парусный катамаран – 85 кг.

Аксессуары

Тележка – упрощает транспортировку байдарки (каяка) непосредственно к месту спуска на воду. Если местность пересеченная, то лучше использовать широкую телегу с большими колесами.

Сидения – обеспечивают комфортное пребывание в байдарке (каяке).

Фартук (юбка) – защищает гребца от попадания воды и переохлаждения. Устанавливается на кокпит байдарки (каяка) с посадкой Sit-In. Выполняется из двух материалов.

  • Нейлон – сравнительно дешевый фартук, позволяет менять захват на кокпите. Применяется в рекреационных и туристических каяках.
  • Неопрен – обойдется дороже, но лучше защищает от внешних факторов. Используется в морских каяках.

Гермомешок – сохраняет предметы сухими во время похода.

Парус – приводит в движение судно посредством силы ветра. Избавляет от необходимости грести веслами.

Фиксаторы снаряжения – служат для организации пространства на судне и надежного крепления оборудования.

Также не забудьте о веслах и экипировке: спасательном жилете, неопреновых носках и каске (особенно при катании на бурной воде и выходе в море).

Adblock
detector