Меню

Что такое першинская охота

Тульский дворянин Дмитрий Павлович Вальцов. Першиская охота и ее создатель

В 1913 году в России был издан труд «Першинская охота. Охота с борзыми и гончими». Книга эта и до сих пор, хотя прошло более ста лет, считается фундаментальной. По ней учатся основам охоты не только начинающие, но даже те, кто считает себя весьма искушенным охотником. После долгого перерыва она была переиздана в 2003 году.

Автор этой работы – тульский дворянин Дмитрий Павлович Вальцов . Родился он в Каширском уезде, на тот момент это была Тульская губерния, по новому стилю 10 ноября 1850 г. Был управляющим имениями Великого Князя Николая Николаевича , дяди последнего русского императора. Дослужился до чина, равного генерал-майору. Першинская охота, организатором которой был Вальцов , по мнению современников превосходила по своему оснащению даже Гатчинскую охоту Николая II.

Имение в селе Першине Алексинского уезда Тульской губернии было приобретено Великим князем Н. Н. Романовым в 1887 г. «В 30-ти верстах от города Тулы на запад, верстах в 4-х от большой старо-калужской грунтовой дороги, на возвышенном берегу реки Упы широко раскинулась красивая усадьба Першинского Его Императорского Высочества Великого князя Николая Николаевича имения», – описывал эти места сам Вальцов . До этого усадьба несколько раз меняла хозяев. А вообще было основано во времена императрицы Екатерины II, тогда же здесь поставили двухэтажный дворец, обновили построенный по соседству еще в 1696 году храм во имя Казанской Божией Матери.

В результате селекционно-кинологической и организационной работы при активном участии Д. П. Вальцова в Першино была создана знаменитая на всю Россию и за рубежом Першинская псовая охота – единственная в то время псовая охота в России в таком масштабе. Сюда за элитными охотничьими собаками приезжали люди из многих стран Европы, и даже из США .

Особенности национальной русской псовой охоты в том, что она всегда была комплектной – состояла из комплекта, включавшего в себя 5-12 свор борзых (20-36 собак), стаю гончих (18-40 собак), а также ловчих, борзятников (с борзыми), выжлятников (с гончими), заездных (старшие над борзятниками), доезжачих (старшие над выжлятниками), стремянного (отвечающего за борзых своры хозяина охоты), нескольких чернорабочих-псарей, специального обоза для «отъезжих полей» – то есть огромное количество обслуживающего персонала.

В комплект Першинской охоты кроме борзых входила славившаяся на всю Россию багряная стая гончих, отличавшихся злобой и работавших по волкам.

Здесь выводились лучшие собаки породы русская псовая борзая – приближенные к идеалу, как считал Дмитрий Павлович . Да так оно и было на самом деле – практически идеальные. Першинские крови поддерживались молодняком – постоянно в охоте было около 100 щенков, преимущественно борзых и гончих. Всего в имении было 365 собак, в числе которых 125 русских псовых борзых, 15 английских борзых – грейхаундов и две стаи гончих по 45 собак в каждой.

Это было настоящее собачье царство, где по дорожке для гостей посворно выводили охотничьих собак, а зрители восхищенно любовались ими с нижней террасы. Першинские собаки участвовали и неизменно занимали призовые места в различных выставках и показах («садках») работы собак на скорость по зайцу и умело осуществляли их разведение.

По словам Вяльцева, «старый, всеми уважаемый ныне покойный, псовый охотник Николай Аркадьевич Болдарев справедливо называл Першино Охотничьей академией».

Для борзых собак построили девять каменных домов с комнатами и кухнями, выгулами, псарные дворы для гончих, больницу для собак и лошадей. Старые собаки находились на содержании до смерти. А когда умирали, их хоронили в отдельной могиле и устанавливали чугунную плиту с указанием даты рождения, когда пала, кто родители.

В Першинской охоте разводились также кабардинские и полукровные английские верховые лошади для преследования зверей во время псовой охоты, а также другие животные: стадо крупного рогатого скота швицкой породы, породистые овцы, арденские рабочие лошади, породистая птица. Вальцов отмечал, что Першинское имение и кроме псовой охоты представляло интерес как рассадник кровного животноводства.

В окрестностях усадьбы были устроены волчатник площадью 10 гектаров, с тремя прудами, зайчатник площадью около 30 гектаров и фазанник, расположенный на площади более 50 гектаров. В волчатник привозили волков, затравленных осенью борзыми собаками по окрестным лесам. В зайчатнике содержалось около трех тысяч зайцев, регулярно завозимых сюда из Сибири. В фазаннике постоянно поддерживалось не менее двух тысяч фазанов.

Вальцов пишет о том, что для перевозки людей, лошадей, собак, палаток, кухонь, экипажей и всего остального к месту охоты использовался специальный поезд, состоявший из 42 товарных вагонов, включая два пассажирских первого и второго классов. Сам Великий князь и его гости прибывали отдельным поездом. В штате охоты был свой духовой оркестр. Все участники были одеты в специально сшитые костюмы.

Также Дмитрий Павлович рассказывал, что «Першинской Охотой с 1887 года по 1913 год затравлено зверя 10 076 штук, а именно: волков – 681, из них 56 матерых, лисиц – 743, русаков – 4636 и беляков – 4 026».

С началом Первой мировой войны Першинская охота постепенно стала распродаваться – содержание комплектной охоты очень затратное дело. К тому же Великий князь Николай Николаевич был назначен Верховным главнокомандующим Русской армией и постоянно находился на театре военных действий. Даже на фронте при нем были несколько любимых борзых собак.

Вальцов после революции эмигрировал из России и жил во Франции . Занимался охотничьим собаководством, выступал судьей на выставках и состязаниях борзых собак. Дата смерти неизвестна.

В соответствии с декретом «О земле» Першинская охота была ликвидирована. Большая часть борзых оказалась в Чехословакии, остальных собак разобрали местные крестьяне.

В бывшем имении великого князя Н. Н. Романова в 20-х годах размещался государственный конный завод народного комиссариата земледелия. А во дворце в 1919 г. открыли Першинский музей охоты и быта – первый в России охотничий музей. Стены дворца тогда украшали картины на охотничью тему, многочисленные охотничьи трофеи, портреты породистых собак.

Читайте также:  Перечень видов охотничьих ресурсов с указанием сроков охоты

10 октября 1926 г. музей сократили до четырех комнат, а потом и вовсе ликвидировали. Часть предметов из хранившийся здесь коллекции попала в краеведческий музей. В частности, чучело матерого волка. Но большинство безвозвратно потеряно.

После ликвидации музея охоты здание приказали разобрать на кирпичи. «Но стены были сложены добротно, отделить кирпичи друг от друга не удавалось, – писали в книге «Имена и судьбы» специалисты Тульского областного краеведческого музея Е. Полозов и С. Немова . – И тогда местным жителям было приказано просто сбросить куски стен в реку Упу. Лишь следы фундамента дворца, посадки кустарников и деревьев да здание церкви напротив напоминают нам об этом памятном месте».

Брошюра « Дмитрий Вальцов и Першинская охота» была издана в 2010 году и переиздана в сборнике в 2013-м. Так в тульское краеведение вернулось имя человека, который создал уникальное предприятие по меркам не только своего времени, но и нашего ХХI века.

Першинская охота: яркое прошлое и непростое настоящее

В конце 2017 г. исполнилось 130 лет со времени открытия знаменитой «Першинской охоты» и 100 лет со дня ее ликвидации. Правда до 1926 г. она еще продолжала существовать в качестве музея «Охоты и быта» с единственным смотрителем Е.Смирновой-Рощиной во главе.

Затем экспозиция была «раскассирована» по учреждениям и музеям Тульской области, часть чучел передавалась в школы, часть предметов быта попала в комиссионные магазины и до сих пор встречается в личных собраниях туляков.

Тем не менее, память о величии Першинской охоты жива не только среди охотников, владельцев борзых и гончих отечественных пород, но и среди простых жителей Алексинского района и села Першино, где почти в каждой семье бережно хранят память об этом выдающемся наследии охотничьей культуры.

Не удивительно, что инициатива отметить славный юбилей охоты исходила именно от сотрудников учреждения культуры — Алексинского художественно-краеведческого музея во главе с его директором Ефремовым Владимиром Константиновичем.

Шестнадцатого декабря на обширном дворе музея собрались настоящие ценители охоты, истории и культуры родного края. Взрослые привели детей, прибыли гости из Калуги, Москвы и Тулы.

Открыл торжества трубный голос охотничьего рога сигналами «сбор» и «на драку» в исполнении Хижняченко Петра Викторовича, кстати, владельца Русско-европейской лайки. Затем он воспроизвел множество других сигналов псовой охоты и даже устроил своеобразную викторину по угадыванию только что услышанных сигналов.

С приветственными словами к участникам выступили В.К. Ефремов, председатель Тульской РОООиР И.Н. Вишнякова и эксперт ТРОООиР В.К. Кухарчук.

Затем собравшимся были продемонстрированы охотничьи собаки, использовавшиеся в Першинской охоте. Показ русских гончих (владелец А.Н. Семичастнов) и русских пегих (владелец Г.Н. Федотов) сопровождался пояснениями эксперта – гончатника.

О русской псовой борзой (владельцы семья Ярыгиных) ярко рассказала Инесса Николаевна в прошлом кинолог Тульского общества. Она же представила и собак других пород. Автору этих строк выпала честь познакомить публику с Русской подсадной уткой, также бытовавшей в Першинской охоте.

Три утки вместе с элегантным селезнем, любезно предоставил заводчик и соорганизатор юбилейных торжеств, Владимир Николаевич Черкасов. Также были представлены зрителям отечественные рысистые породы лошадей — Орловская и Русская.

Далее состоялись соревнования для детей по стрельбе из лука и пневматических винтовок. Местное казачество под руководством бравого атамана Сергея Николаевича Андреева продемонстрировало умелое владение арапником и фланкировку шашкой, было организовано катание на лошадях.

Затем, уже в помещении музея, состоялся концерт воспитанников школы искусств им. К.М. Щедрина под руководством П.В. Хижняченко. Задорные балалаечники, великолепные плясуньи, музыкальные номера на рояле и синтезаторе в исполнении юных артистов, сменяли друг друга в ярком калейдоскопе. Прозвучали стихи об охоте в исполнении краеведа В.С. Хайкиной.

Особенно трогательно был исполнен на органе юным музыкантом совместно с руководителем канон Генделя. Звучал истинный реквием по Першинской псовой охоте, ставший апофеозом концерта и отметивший 100 лет ее ликвидации.

Печальные аккорды наполнили сердца слушателей светлой грустью об ушедших временах, но жизнеутверждающая мощь органной музыки как бы возглашала — полна талантами алексинская земля, жива в ней память о самобытной великокняжеской охоте!

Надо отметить старания работников музея, украсивших концертный зал замечательными полотнами мастеров кисти. Также для читающей публики из фондов музея была устроена выставка охотничьих книг и редких ныне периодических изданий об охоте середины XX века.

После концерта состоялся семинар «Историческое наследие Першинской охоты». Замечательную презентацию о селе Першино и его обитателях провела сотрудница музея О.В. Назарикова. В ее работе, использован ранее не публиковавшийся уникальный материал и фотографии начала века с восстановлением многих имен изображенных на них участников охоты.

Научные сотрудники областного Историко-краеведческого и художественного музея Е.М. Полозов и С.Н. Немова познакомили собравшихся с докладом о главноуправляющем огромным першинским хозяйством Д.П. Вальцовым и изданной ими книгой «Д.П. Вальцов и Першинская охота».

В заключение семинара, автору этих строк показалось знаменательным, именно в першинский юбилей, именно на алексинской земле, продемонстрировать результаты исследования об открытии, возможно первого в истории, изображения русской псовой борзой в 20-х годах XVI столетия.

Собравшимся были продемонстрированы охотничьи собаки, использовавшиеся в Першинской охоте. Фото автора.

Гвоздем же празднования в Алексине явилась юбилейная выставка, где были представлен ряд уникальных принадлежностей охоты, предметов быта из великокняжеской усадьбы и первое подарочное издание книги Д.П. Вальцова «Псовая охота Его Императорского Высочества Великого Князя Николая Николаевича в с. Першине Тульской губернии. 1887-1912 гг.».

После окончания семинара участников ждал во дворе ароматный кулеш из полевой кухни и горячий чай со сладостями.

Далее последовал переезд в село Першино, где почти все постоянное население во главе со старостой Натальей Владимировной Королевой собралось в нетерпении около церкви.

Спустя 100 лет звук охотничьего рога вновь зазвучал в родном селе! Он разорвал декабрьские хмари и широко разнесся над поймой реки Упы!

Читайте также:  Менеджер по продажам охотник

Было особенно приятно видеть, как оживились старушки, замерли дети, притихла молодежь. Подернулись влагой глаза сельчан. Многие из старожилов имели родственников так или иначе связанных с великокняжеской охотой.

Будучи детьми, их матери и отцы собирали грибы-ягоды для стола охотников, работали на прополке цветников, получая по 3 царские копейки за работу – целое детской состояние. В лавке закупались пряники и «конфекты» калачи и прочие лакомства. То-то начинался пир!

Пожилые участники встречи показали, где сохранилась чаша фонтана, где стоит дом Д.П. Вальцова, где на ключе стоял водяной насос на лошадиной тяге для нужд дворца, где еще высится старый тополь и несколько лип – свидетелей тех лет.

Священник церкви Покрова Пресвятой Богородицы отец Павел (Ушаков) совершил благословение камня заложенного в основание будущего памятника посвященного памяти Першинской охоты. Фото автора.

Жители села просили сделать торжества в честь Першинской охоты ежегодными и сопроводить их какими-либо кинологическими мероприятиями. Староста села обещала даже подыскать участок земли подходящий для собачьих бегов и проведения выставок.

Хочется переадресовать эту просьбу всем охотникам России. Почему бы не включить данные мероприятия в календарь кинологических событий года? Да и вообще, не пора ли вновь вернуться к инициативе, отмечать ежегодно День охотника, приурочив его не к надуманным поводам, а октябрю – ноябрю, месяцам основания и первым напускам борзых в Першинской охоте, ставшей величайшим достижением охотничьей культуры России!

Но вернемся к юбилею. Священник церкви Покрова Пресвятой Богородицы отец Павел (Ушаков) совершил благословение камня заложенного в основание будущего памятника посвященного памяти Першинской охоты.

Работники областного краеведческого музея рассказали о работе с артефактами тех времен и поблагодарили односельчанина В.К. Кокорева, безвозмездно передавшего музею 3 столика карельской березы из усадебного комплекса и ряд предметов великокняжеского быта, найденных им на чердаке своего дома.

В заключение вспомним слова Н.Н. Челищева: «Истинный залог прочности каждой нации – ее самобытность…» Память о самобытной псовой охоте села Першино жива и требует своего развития как уникального национального исторического наследия охотничьей культуры России!

P.S. Автор выражает глубокую признательность В.К. Ефремову и всем сотрудникам алексинского музея, а также жителям села Першино за теплый прием и помощь в данной публикации.

Сергей Осокин 22 декабря 2017 в 11:28

О молодых экспертах и стажерах

Снова в Кистеневские места

Были высокие денежные призы для охотничьих собак в 1945 году

Здесь русский дух

В отпуск с легавой собакой

Оставьте ваш комментарий

Оставлять свои отзывы и комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
Вы можете авторизоваться используя свой аккаунт на нашем сайте, а так же войти с помощью вашего аккаунта во «Вконтакте» или на «Facebook».

Это просто здорово!

Интересная информация. Спасибо!
По пробую ответить тезисно.

«Резануло слух» утверждение Автора, что якобы в Першинской охоте использовались РУССКИЕ ПЕГИЕ…, показ которых сопровождался пояснениями эксперта-гончатника. Давайте смотреть правде и истории в глаза: за всё время существования породы, русская гончая никогда не была ПЕГОЙ. Соответственно, РУССКАЯ ПЕГАЯ не может быть нашим «национальным достоянием». Это, скорее, наш позор! Позор, потому что в известный период «лысенковщины» АНГЛО-РУССКАЯ ГОНЧАЯ была ПЕРЕИМЕНОВАНА в «новую породу» — РУССКАЯ ПЕГАЯ ГОНЧАЯ.
В то время борьбы «с кастовой терминологией языка помещичье-феодальных охот» РУССКУЮ ПСОВУЮ БОРЗУЮ пытались переименовать в русскую ПРОМЫСЛОВУЮ, английского сеттера в БЕЛОКРАПЧАТОГО… Всем породам вернули прежнее название, за исключением англо-русской гончей.
Направил администрации сайта материал, альтернативный публикациям А.Н.Кузяева – «Ивана, не помнящего родства своего», но статья О.А.Егорова «утонула в недрах редакции»…

Несколько озадачила «келейность» проведённого мероприятия. Думаю, организаторы побоялись массового наплыва народа и провели его в качестве «пробного шара». Не знаю, принимал ли участие в славном юбилее увлёкшийся краеведением Филипп Стогов…

Много читал о Першинской охоте, в том числе книгу Д.П.Вальцева, но о содержании в ней «Русской подсадной уткой, также бытовавшей в Першинской охоте», узнал впервые…
Упоминаются многие породы и породность (кровность) домашних животных и птица, голуби, «наши дикие кряковые утки», но вот о том что это манные (подсадные) – ни слова…

Очень понравилась обширная культурная программа…

Откровенно жаль, что Автор не приложил к статье « свои результаты исследования об открытии, возможно первого в истории, изображения русской псовой борзой в 20-х годах XVI столетия».

Солидарен с предложением Автора «включить данные мероприятия в календарь кинологических событий года»…

Автор: «В заключение вспомним слова Н.Н. Челищева: «Истинный залог прочности каждой нации – ее самобытность…» Память о самобытной псовой охоте села Першино жива и требует своего развития как уникального национального исторического наследия охотничьей культуры России!».
Одной из неотъемлемых частей нашего уникального исторического наследия является создание нашими предками породы АНГЛО-РУССКОЙ ГОНЧЕЙ и нашей обязанностью является возвращение породе её прежнего названия.

«Без знаний прошлого нет будущего, без будущего нет настоящего». Не потому ли сегодня рабочие качества русской пегой гончей медленно, но уверенно приходят в упадок… Не пора ли нам вспомнить лучшие методы, которыми пользовались наши предки для улучшения породы…

Вместо эпилога: «Приезжали иностранцы из Германии, Бельгии, Франции и Америки и ознакомились с этой охотой; американцы даже приобрели собак. но из России были только охотники их ближайших мест.
Если подумаешь, сколько труда и средств было употреблено для достижения описанных мною результатов, невольно становится грустно, что всем этим так мало пользуются наши русские охотники, а сколько бы они принесли пользы и себе и любимому ими охотничьему делу, если бы ближе ознакомились с Першинской псовой охотой, строго поддерживающей традиции нашей славной, старинной, русской потехи».
Дмитрий Вальцев, С.-Петербург, 20 декабря 1912 года

Валентин Бодунков
Интересная информация. Спасибо!
По пробую ответить тезисно.

Читайте также:  Первобытные охотники часть 1

«Резануло слух» утверждение Автора, что якобы в Першинской охоте использовались РУССКИЕ ПЕГИЕ…, показ которых сопровождался пояснениями эксперта-гончатника. Давайте смотреть правде и истории в глаза: за всё время существования породы, русская гончая никогда не была ПЕГОЙ. Соответственно, РУССКАЯ ПЕГАЯ не может быть нашим «национальным достоянием». Это, скорее, наш позор! Позор, потому что в известный период «лысенковщины» АНГЛО-РУССКАЯ ГОНЧАЯ была ПЕРЕИМЕНОВАНА в «новую породу» — РУССКАЯ ПЕГАЯ ГОНЧАЯ.
В то время борьбы «с кастовой терминологией языка помещичье-феодальных охот» РУССКУЮ ПСОВУЮ БОРЗУЮ пытались переименовать в русскую ПРОМЫСЛОВУЮ, английского сеттера в БЕЛОКРАПЧАТОГО… Всем породам вернули прежнее название, за исключением англо-русской гончей.
Направил администрации сайта материал, альтернативный публикациям А.Н.Кузяева – «Ивана, не помнящего родства своего», но статья О.А.Егорова «утонула в недрах редакции»…

Несколько озадачила «келейность» проведённого мероприятия. Думаю, организаторы побоялись массового наплыва народа и провели его в качестве «пробного шара». Не знаю, принимал ли участие в славном юбилее увлёкшийся краеведением Филипп Стогов…

Много читал о Першинской охоте, в том числе книгу Д.П.Вальцева, но о содержании в ней «Русской подсадной уткой, также бытовавшей в Першинской охоте», узнал впервые…
Упоминаются многие породы и породность (кровность) домашних животных и птица, голуби, «наши дикие кряковые утки», но вот о том что это манные (подсадные) – ни слова…

Очень понравилась обширная культурная программа…

Откровенно жаль, что Автор не приложил к статье « свои результаты исследования об открытии, возможно первого в истории, изображения русской псовой борзой в 20-х годах XVI столетия».

Солидарен с предложением Автора «включить данные мероприятия в календарь кинологических событий года»…

Автор: «В заключение вспомним слова Н.Н. Челищева: «Истинный залог прочности каждой нации – ее самобытность…» Память о самобытной псовой охоте села Першино жива и требует своего развития как уникального национального исторического наследия охотничьей культуры России!».
Одной из неотъемлемых частей нашего уникального исторического наследия является создание нашими предками породы АНГЛО-РУССКОЙ ГОНЧЕЙ и нашей обязанностью является возвращение породе её прежнего названия.

«Без знаний прошлого нет будущего, без будущего нет настоящего». Не потому ли сегодня рабочие качества русской пегой гончей медленно, но уверенно приходят в упадок… Не пора ли нам вспомнить лучшие методы, которыми пользовались наши предки для улучшения породы…

Вместо эпилога: «Приезжали иностранцы из Германии, Бельгии, Франции и Америки и ознакомились с этой охотой; американцы даже приобрели собак. но из России были только охотники их ближайших мест.
Если подумаешь, сколько труда и средств было употреблено для достижения описанных мною результатов, невольно становится грустно, что всем этим так мало пользуются наши русские охотники, а сколько бы они принесли пользы и себе и любимому ими охотничьему делу, если бы ближе ознакомились с Першинской псовой охотой, строго поддерживающей традиции нашей славной, старинной, русской потехи».
Дмитрий Вальцев, С.-Петербург, 20 декабря 1912 года

Валентин, разделяю Ваши эмоции.Таких аналитиков,как Вы, в охоте единицы. Желающих поделиться мыслями и того меньше. Большинству , нужно просто в выходной поучаствовать в процессе отстрела дичи, какая там история об охоте и её -«прости, господи!» традициях. Имеющих только охотничье ружьё и принимающих участие в процессе добычи дичи, без собаки или соответствующей птицы, смело можно квалифицировать, как «участник». Можно выделить ещё некоторые способы истинной охоты. И что Вы хотите от автора статьи о празднике если -«В церкви всё не так, все не так, ребята!»

«По крайней мере, в приемной президента Ассоциации
Росохотрыболовсоюз госпожи Арамилевой Т.С. мне сообщили, что вопросами собаководства Татьяна Сергеевна не занимается. Курирует данный отдел первый зам. Кирьякулов». Без комментариев.

«Судьба распорядилась, что Ассоциация «Росохотрыболовсоюз» стала наследницей наших лучших традиций. Это почетно, но и ответственно».

В моём понимании, в условиях современной России, РОРС является могильщиком наших лучших традиций. Для примера хочу привести такой факт: в 1996 году на X Всероссийском съезде, проводя реорганизацию, г-н А.А.Улитин практически изгнал охотников и рыболов из членов РОРС со всеми вытекающими последствиями, записав в Уставе, что членами Ассоциации признаются только общественные объединения…

Вот таким получился мой ответ.»

Бодунков Валентин 31 октября 2013 в 00:00

У меня, как то на медне, строчки родились-
«Как гончатникам живётся!?
Где на то найти ответ?
Среди Сталина,Хрущёва,Брежнева и Горбачёва,
Ведь гончатников то нет!»

Может пора термину -«потеха», о которой Вы, Валентин Иванович, напоминаете словами Д.Вальцева, подобрать другой?
Да, охота считается увлечением или «забавой», но если немного отойти от этого термина, то не всё так легкомысленно. Охоту, как увлечение, нельзя ставить в один ряд с увлечением спортом, музыкой и даже рыбалкой и т.д. Взять хотя бы главный атрибут этой «забавы»- ружьё. Современное ружьё, особенно если оно нарезное, это по сути, очень серьёзное оружие и легкомысленное, непрофессиональное обращение с ним, в качестве забавы, приводит к трагедии. Хороша забава?! Патроны, выполненные по высочайшим требованиям технологии, на высококачественном оборудовании, тоже не гармонируют со словом «забава», больше подходит, как бы помягче сказать, слово «гибель»или «пуля-дура». Идём дальше-охотничье собаководство. Охотничья собака, это самое грандиозное достижение человечества в собаководстве. А, охота без такого помощника, мало добычлива и безлика. Для правильного ведения породы существует наука генетика. И кто из собаководов пользуется трудами учёных-генетиков, которые для них же и созидали эту науку? Е д и н и ц ы. Да и то не пользуется, а пытаются это делать в силу существующих в российском собаководстве правил. А, кто же придумал эти правила? Ответ на поверхности-«эксперты любители». А, любить, как говориться, не значит жениться. И.С.Тургенев, писал именно об охоте и охотниках, а не о «потехе» и «скоморохах».

Пора собирать истинных охотников, а не участников и любителей и менять отношение общества с себе.

Владимир Масоликов 24 декабря 2017г в 05:00.