- Электронный портрет крестьянина записки охотника
- Крестьяне в записках охотника Тургенева
- Какими нам автор показал образы крестьян в своем произведении?
- Портреты русских крестьян
- Портрет крестьянина (Записки охотника)
- Цикл рассказов о крестьянах и помещиках
- Образ крестьянства
- Проект электронного альбома «Словесные и живописные портреты русских крестьян (по рассказам из цикла „Записки охотника“ и живописным полотнам русских художников)»
Электронный портрет крестьянина записки охотника
ЗАПИСКИ ОХОТНИКА — ОБРАЗЫ КРЕСТЬЯН
В первом номере «Современника» за 1847 г., когда журнал только что перешёл от П. А. Плетнёва в руки Н. А. Некрасова и И. И. Панаева, был напечатан очерк Тургенева «Хорь и Кали-ныч», с пометкой после заглавия: «Из записок охотника». Исключительный успех этого очерка побудил Тургенева продолжать серию «охотничьих» рассказов. Позднее в «-Современнике» было напечатано ещё двадцать рассказов, а в 1852 г. «Записки охотника» вышли отдельной книгой.
«Записки охотника» стали крупнейшим событием не только литературной, но и общественной жизни своего времени. Тургенев дал в них широкую картину народно-крестьянского и помещичьего быта крепостной деревни и усадьбы, с длинной вереницей реалистически и мастерски зарисованных образов крестьян и помещиков на фоне среднерусского пейзажа, входившего существенно важным элементом в композицию почти всех рассказов.
Рассказы не были связаны единством сюжета. Но на протяжении всей книги явно выступало глубокое сочувствие автора к забитому и бесправному народу, убедительное и смелое разоблачение «дикого» барства, всевластного хозяина крепостных «душ».
«Стройным рядом нападений, целым батальным огнём против помещичьего быта» называли «Записки охотника» современники Тургенева. Увольнением цензора Львова за пропуск книги, ссылкой Тургенева ответило правительство Николая I на «опасное» сочинение о русском барине и русском мужике. В секретной бумаге министра народного просвещения сообщалось о книге: «Значительная часть помещённых в ней статей имеет решительное направление к унижению помещиков, которые представляются вообще в смешном и карикатурном или, ещё чаще, в предосудительном для их чести виде».
Иными, наделёнными духовной одарённостью и глубокой человечностью были показаны русские крестьяне. Таким образом, отчётливо выступало намерение автора показать моральное превосходство закрепощённого крестьянства над «культурным» и «благородным» рабовладельческим сословием.
ОБРАЗЫ КРЕСТЬЯН
Умный, хозяйственный, отвоевавший свою независиМость от барина Хорь и «мечтатель», «идеа-кре;тьян лист», «романтик» Калиныч («Хорь и Калиныч»); «странный», «удивительный» карлик-старик, правдоискатель, наделённый тонким ЧУВСТВОМ понимания красоты в природе, Касьян («Касьян с Красивой Мечи»); даровитый самородок-певец, впечатлительный и страстный, «художник во всех смыслах этого слова» Яшка-Турок, чьё пение в Притынном кабаке с такой лирической и красочкой силой описано в «Певцах»; крестьянские ребятишки в ночном у костра, стерегущие табун, коротающие время страшными рассказами и заставляющие автора невольно любоваться их доверчивой любознательностью, мечтательной грустью, смышлёностью, смелой удалью, милой детскостью их простых и наивных душ («Бежин луг»),- вот образы, которые рисовал Тургенев, показьшая «золото — сердце народное», таившееся в глубине тёмного крепостного мира.
Но здесь же проходила перед читателем вереница жертв крепостного насилия и удушья. Горько сложилась жизнь мельничихи Арины. У жены помещика Зверкова, «пухлой, чувствительной, слезливой и злой» петербургской барыни, было «положено правило: замужних горничных не держать». Арина же, любимая горничная, осмелилась проявить «чёрную неблагодарность» — нарушить «порядок в доме», не «постыдилась» пойти против воли своей госпожи. Она «возмутила» своего барина, помещика Зверкова, тем, что, полюбив, просила позволения выйти замуж. За такое ослушание она была наказана и сослана в деревню. Её жизнь была разбита. Горемычно доживает свой век «заброшенный» Стёпушка, один из «подданных» господ Шумихиных, ютясь в клети позади курятника летом и в предбаннике зимой, а в сильные морозы ночуя на сеновале. Всё его жалкое существование- один вечный страх перед голодной смертью («Малиновая вода»). Какой-то издевательской причудой была вся жизнь Сучка, который по барской капризной воле перебывал во множестве сяких должностей — «казачка», «фалетора», садовника, доезжачего, сапожника, повара, «кофишенка», «ахтёра», буфетчика, кучера. Его зовут Кузьма, но барыня «приказать изволила», чтобы его звали Антоном. Он не был женат, потому что барыня, будучи сама старой девой, «никому не позволяла жениться», считая женитьбу «баловством». Последняя должность Сучка — «господский рыболов». на реке, где нет рыбы («Льгов»).
Безысходную крестьянскую нищету приоткрывает Тургенев в бегло нарисованных, но запоминающихся образах: мужика Власа, безуспешно ходившего к сердитому барину в Москву с просьбой вызволить из горькой нужды («Малиновая вода»), старика Антипа с сыном, разорённых и замученных бурмистром и униженно просивших заступничества у своего барина Пеноч-кина («Бурмистр»), и того задавленного «голодухой» мужика, который срубил в барском лесу дерево и был пойман суровым лесником («Бирюк»).
Глубоким драматизмом проникнут образ Бирюка («Бирюк»)- угрюмого, честного подневольного слуги своих господ. Бирюк сознаёт, что на нём лежит тяжёлое бремя долга. «Справляя» свою должность крепостного лесника, он обязан стеречь барское добро: он не хочет «даром господский хлеб есть», он знает, что «воровать никому не след» и «баловать воров не приходится». Но вот однажды Бирюк увидел крепостного крестьянина, укравшего дерево в барском лесу. Он поймал «вора» — бедняка-мужика, погибающего с «голодухи». Бирюк должен его наказать, но он хорошо понимает, чем вызвано «воровство», и в глубине души сочувствует «преступнику». В конце концов Бирюк его отпускает. Это вызвало у лесника великую нравственную муку, и сцена, где показан происходящий в душе Бирюка конфликт между чувством долга и чувством высшей правды, полна истинного, волнующего драматизма, корни которого в жестоком укладе крепостных отношений.
Из среды дворовых крестьян, развращённых близостью к барской жизни, и крестьянской «администрации» взяты Тургеневым такие образы, как камердинер Виктор, отвратительный в своём самодовольстве и бессердечии («Свидание»), бурмистр Софрон, «зверь», «пёс», «мошенник беспардонный» — по словам крестьян, и «молодец», «государственный человек» — по оценке его барина Пеночкина. На разорении крестьян, которых он жестоко эксплуатирует, и на обмане помещика, которому он умеет подобострастно льстить, строит Софрон своё благополучие — богатеет, промышляя и «скотом, и дёгтем, и маслом, и пенькой, и чем-чем. » («Бурмистр»).
В замыслы автора «Записок охотника» входило желание показать не только забитость и покорность крепостного крестьянства, но и вспышки его протеста против помещичьего гнёта. Был, например, задуман Тургеневым рассказ «Землеед» — о расправе крестьян с жестоким помещиком. «В этом рассказе,- писал Тургенев,- я передаю совершившийся у нас факт, как крестьяне уморили своего помещика, который ежегодно урезывал у них землю и которого они прозвали за то «землеедом», заставив его скушать фунтов семь хорошего чернозёма». Но тема крестьянского протеста могла остаться, разумеется, только в замыслах автора: рассказа на эту тему не пропустила бы цензура.
Крестьяне в записках охотника Тургенева
«Записки охотника» — это произведение, которое стало большим событием того времени, ведь здесь Тургенев мастерски показал быт крестьян и помещиков. Образы крестьян в рассказах Тургенева «Записки охотника» изображены на фоне русского пейзажа. Рассказы хоть и не имеют общего сюжета, но их объединяет общая тематика и это разоблачение жизни помещиков, их поведения и сочувствие к крестьянам. Это произведение правительство Николая Первого назвало опасным, а опасность была лишь в правде, которую Тургенев показал в своих рассказах, оголяя в «Записках охотника» жизнь крестьян, жизнь мужика и барина.
Какими нам автор показал образы крестьян в своем произведении?
Тургенев поставил в один ряд помещиков и крестьян, причем он доказал, что крестьяне, даже в условиях их жизни, оставались людьми, были лучше любого помещика, они, несмотря на бедность, морально превосходили сословие помещиков.
Портреты русских крестьян
В «Записках охотника» Тургенев создал разные портреты русских крестьян. Так в рассказе «Хорь и Калиныч» мы видим умного и хозяйственного Хоря, Калиныч — мечтатель и романтик. В рассказе «Касьян с Красивой Мечи» Тургенев изображает Касьяна небольшим карликом наделенным чувством прекрасного, который ищет правду. В «Певцах» мы увидели певца-самородка в лице Яшки, который был страстным и впечатлительным, был «художником во всех смыслах этого слова». В рассказе «Бежин луг» мы знакомимся с крестьянскими детьми, которые стерегут ночью у костра табун лошадей. Автор умиляется детьми и заставляет нас любоваться их мечтами, любознательностью, смелостью. Именно такие предстают перед нами образы крестьян. И это притом, что они живут среди несправедливости, крепостного насилия.
В своих рассказах автор снимает пелену и показывает особенности крестьянской жизни, их нищету. Так, в образе Власа мы видим, как крестьянин просит своего барина вызволить его из нищеты, как Антип просит заступиться своего барина, так как их замучил и разорил бурмистр. Кстати, в рассказах также мы видим некоторых крестьян, которые были приближенными к барской жизни и их развращенность в лице камердинера Виктора в рассказе «Свиданье», а в рассказе «Бурмистр» видим как Софрон строит свое будущее благополучие, разоряя крестьян и обманывая помещика. Однако, несмотря на некоторые исключения, крестьяне оставались людьми и не докатились до нравственного падения.
Портрет крестьянина (Записки охотника)
“Записки охотника” – произведение, которое проникнуто любовью к русскому народу, оно отличается правдивостью изображения крестьянской жизни. В рассказах из этого цикла И. С. Тургенев показал портрет крестьянина (“Записки охотника”) разнопланово, многогранно и удивительно реалистично.
Цикл рассказов о крестьянах и помещиках
Тургенев собрал множество образов простых крестьян, каждый из которых отличается индивидуальностью, душевностью, особыми умениями, талантами, чертами характера. Уникальность произведения в том, что оно не выносит резкого вердикта, кто хороший, а кто – плохой. Тургенев показал хорошую осведомлённость о крестьянском укладе жизни, о судьбах крепостных крестьян. Автор собрал целую коллекцию образов – трагических, романтических, талантливых, подлых и ограниченных.
Правдиво показана бесхарактерность и ограниченность некоторых крестьян, которые считают благом любое решение своего барина.
Образ крестьянства
Крестьяне в рассказах Тургенева показаны мудрыми и самобытными, они любят и понимают природу, придерживаются собственной философии, живут традициями предков, стараются быть честными, терпеливыми, принимать свою долю с благодарностью. В ряде рассказов крестьяне преданно служат своему хозяину, к примеру Бирюк честно выполняет свою работу, оберегая лес от воров. Разумом он понимает, что крестьяне воруют лес не от хорошей жизни, но слово данное барину нужно держать. В другом рассказе “Певцы” автор показывает крестьянина, которого Бог наградил удивительным голосом. Пение Яшки-Турка в трактире описано так вдохновенно, что хочется услышать его вживую. Кроме того персонаж робок и скромен.
Много внимание уделено проблеме насилия над крестьянами, самодурства помещиков. В рассказе “Малиновая вода” показателен образ горничной Арины, которая “вопреки запретам хозяйки” влюбилась и захотела выйти замуж за любимого. Рассказ “Льгов” повествует о жизни Сучка, который потерял даже собственное имя – Кузьма, потому что барыне вздумалось звать его Антоном.
Проект электронного альбома «Словесные и живописные портреты русских крестьян (по рассказам из цикла „Записки охотника“ и живописным полотнам русских художников)»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Юшинская основная школа Сычёвского района Смоленской области Проект электронного альбома «Словесные и живописные портреты русских крестьян (по рассказам из цикла „Записки охотника“ и живописным полотнам русских художников)» Выполнили: учащиеся 6 класса Белокрылый Андрей, Карачёв Илья, Матвеев Дмитрий, Шерстнёв Никита Руководитель проекта: Долотовская И.П., учитель русского языка и литературы Юшино 2015
Хорь и Калиныч …старик — лысый, низкого роста, плечистый и плотный — сам Хорь. Я с любопытством посмотрел на этого Хоря. Склад его лица напоминал Сократа: такой же высокий, шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. Старый монах. Художник Андрей Шишкин
И. Крамской. Портрет крестьянина. 1868 Бурмистр Этот, по словам Аркадия Павлыча, государственный человек был роста небольшого, плечист, сед и плотен, с красным носом, маленькими голубыми глазами и бородой в виде веера. Заметим кстати, что с тех пор, как Русь стоит, не бывало еще на ней примера раздобревшего и разбогатевшего человека без окладистой бороды; иной весь свой век носил бородку жидкую, клином, – вдруг, смотришь, обложился кругом словно сияньем, – откуда волос берется! .. Явился бурмистр. На нем был синий армяк, подпоясанный красным кушаком. Говорил он гораздо меньше вчерашнего, глядел зорко и пристально в глаза барину, отвечал складно и дельно.
И. Крамской. Голова старого крестьянина. 1874 Певцы …стоял мужчина лет сорока, широкоплечий, широкоскулый, с низким лбом, узкими татарскими глазами, коротким и плоским носом, четвероугольным подбородком и черными блестящими волосами, жесткими, как щетина. Выражение его смуглого с свинцовым отливом лица, особенно его бледных губ, можно было бы назвать почти свирепым, если б оно не было так спокойно-задумчиво. Он почти не шевелился и только медленно поглядывал кругом, как бык из-под ярма. Одет он был в какой-то поношенный сюртук с медными гладкими пуговицами; старый черный шёлковый платок окутывал его огромную шею. Звали его Диким-Барином.
Бирюк Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. В. Васнецов. Иван Петров, крестьянин из Владимирской губернии. 1883
И. Глазунов. Старик с топором. 1950 Хорь и Калиныч … догнал нас человек лет сорока, высокого роста, худой, с небольшой загнутой назад головкой. Это был Калиныч. Его добродушное смуглое лицо, кое-где отмеченное рябинами, мне понравилось с первого взгляда… Калиныч был человек самого веселого, самого кроткого нрава, беспрестанно попевал вполголоса, беззаботно поглядывал во все стороны, говорил немного в нос, улыбаясь, прищуривал свои светло-голубые глаза и часто брался рукою за свою жидкую, клиновидную бороду. Ходил он нескоро, но большими шагами, слегка подпираясь длинной и тонкой палкой. В течение дня он не раз заговаривал со мною, услуживал мне без раболепства, но за барином наблюдал, как за ребенком. …Я долго любовался его лицом, кротким и ясным, как вечернее небо.
Г. Сорока. Портрет крестьянского мальчика. Бежин луг У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый, — что и говорить! — а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов.
И. Куликов. Пастушок. 1914 Бежин луг Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские.
Малявин Филипп Андреевич. Старуха. Портрет Дарьи Ивановны Татаринцевой. 1898 Живые мощи Передо мною лежало живое человеческое существо, но что это было такое? Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая — ни дать ни взять икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать — только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос. У подбородка, на складке одеяла, движутся, медленно перебирая пальцами, как палочками, две крошечных руки тоже бронзового цвета. Я вглядываюсь попристальнее: лицо не только не безобразное, даже красивое, — но страшное, необычайное. И тем страшнее кажется мне это лицо, что по нем, по металлическим его щекам, я вижу — силится. силится и не может расплыться улыбка… «Лукерья! — воскликнул я. — Ты ли это?» …Это темное, неподвижное лицо с устремленными на меня светлыми и мертвенными глазами. Возможно ли? Эта мумия — Лукерья, первая красавица во всей нашей дворне, высокая, полная, белая, румяная, хохотунья, плясунья, певунья!