Эпизод святок охоты начинается описания природы

срочн нужны высказывания по поводу эпизода святок в романе толстого война и мир

Во втором томе «Войны и мира» есть несколько эпизодов, события которых разворачиваются в имении Ростовых на святки. В один из вечеров появляются ряженые: “Наряженные дворовые: медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод, сначала робко жались в передней; потом, прячась один за другого, вытеснились в залу; и сначала застенчиво, а потом всё веселее и дружнее начались песни, пляски, хороводы и святочные игры”. Молодёжь в доме Ростовых тоже вовлекается во всеобщее веселье, в переодевание, в святочные проказы: “Наташа первая дала тон святочного веселья, и это веселье, отражаясь от одного к другому, всё более и более усиливалось и дошло до наивысшей степени в то время, когда все вышли на мороз и, переговариваясь, перекликаясь, смеясь и крича, расселись в сани”.

В этот миг мир волшебно преображается: “. как только выехали за ограду, алмазно-блестящая, с сизым отблеском снежная равнина, вся облитая месячным сиянием и неподвижная, открылась со всех сторон”; “Где это мы едем? — подумал Николай. — По Косому лугу, должно быть. Но нет, это что-то новое, чего я никогда не видал. Это не Косой луг и не Дёмкина гора, а это бог знает что такое! Это что-то новое и волшебное! ”; “. вот какой-то волшебный лес с переливающимися чёрными тенями и блёстками алмазов и с какой-то анфиладой мраморных ступеней, и какие-то серебряные крыши волшебных зданий. ”

Преображаются и отношения между людьми: именно в это волшебное время Николай Ростов признаётся Соне в любви.

Но за всем этим весельем, бешеной круговертью святочных игр чувствуется и нарастающая тревога. Состояние Наташи, разлучённой со своим женихом и остро чувствующей, как бесполезно проходит её жизнь, прорывается то во внезапной истерике, то в лихорадочном взгляде, то в настойчивой фразе: “Дайте мне его”. Такое впечатление, что именно сейчас до отказа сжимается некая пружина, которая, распрямившись, разрушит своей чудовищной энергией всё счастье. И читательские ожидания оправдываются: буквально накануне приезда князя Андрея Наташа чуть не убегает из дому с Анатолем Курагиным.

“Судьба совершается не только потом, в истории с Анатолем: она совершается уже до всякого Анатоля, когда Наташа переживает вынужденную разлуку в деревне, — пишет исследователь толстовского романа Сергей Бочаров. — В этих главах особенно много счастливых картин: охота, поездка к дядюшке и Наташина русская пляска, святочная ночь с её волшебством и преображающим всё маскарадом ряженых. Наташа говорит в это время брату, что никогда уже больше, она это знает, не будет так счастлива. Она предчувствует будто скорое несчастье своё; и действительно, оно созревает неумолимо среди такой полнокровной и яркой радости, такой её интенсивности, напряжённости, которые как воздух перед грозой. Счастливые сцены дышат предчувствием надвигающейся катастрофы, готовят её”.

II. Беседа (выступление по группам).

— Рассказать, какие стороны жизни Ростовых изображает Толстой в IV ч. II т?

— Что главное подчеркивает Толстой в жизни поместного дворянства?

(Учащиеся перечисляют сцены охоты, святочных развлечений, поездку к дядюшке, сцены его пения и танца Наташи, домашний уклад жизни Ростовых. В их семье по-прежнему радушие, сердечность, чуткость, естественность, гостеприимство, чистота нравственного облика. Во всех сценах Толстой подчеркивает близость поместного дворянства к природе и простому народу. Именно это позволяет Толстому видеть в Ростовых положительных героев.

Сцена охоты отражает тему «человек и природа», интересно автор показывает сходство в поведении людей и животных («ловчий Данила скачет к засеке так же, как Карай (собака) — наперерез зверю, выбран единственное верное направление», гл. 5) и др.

Важны для понимания характеров героев сцены в доме дядюшки (гл. 7). В пении дядюшка и танце Наташи сказывается их близость к народу, понимание русского духа и склада характера (но не как понимание нужд народа) — «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, . —. и в тетке, и в матери, во всяком русском человеке (ч. IV, гл. 7). «Дядюшка пел так, как поет народ. » Толстой решает проблему: возможно ли взаимопонимание между разными слоями общества («мир», «лад» между ними) — и отвечает, что возможно. «Как он ладен, дядюшка!» — говорит о нем Николай Ростов. Толстой не раз повторяет слова: лад, прелесть, счастье, хорошо, отлично. Оттого и счастлива Наташа, что почувствовала свою кровную близость с народом. «А знаешь, — вдруг сказала она, я знаю, что никогда уже я не буду так счастлива, так спокойна, как теперь».)

Другая тема, разрешение которой включено во II т. — это изображение любви героев.

Не только главные герои: Андрей, Пьер, Наташа — переживают в это время чувство любви, но и второстепенные персонажи: Долохов, Денисов, Николай Ростов, Соня, Берг, Б. Друбецкой и др. Без любви нет жизни.

— Есть ли «сердце» (в понимании Толстого) у Элен? (ч. III, гл. 9)

(Элен Курагина никого никогда не любила, сердце у нее мертво. Она не просто увлекается и ошибается, переходя от поклонника к поклоннику, а это у нее сознательная линия поведения. Именно потому и появляются разврат и зло, что у нее нет сердца, а есть только низменные инстинкты. В романе Наполеон говорит о ней: «Это прекрасное животное». Низость ее поведения с Пьером, связь с Долоховым и Б. Друбецким, некрасивая ее роль в истории с Наташей и Анатолем, попытка выйти за двух мужей сразу при живом Пьере (т. III) — все создает облик развратной и расчетливой светской красавицы. «Где вы — там разврат, зло», — сказал о ней Пьер, и это исчерпывает ее характеристику. Вспомните слова Пьера, сказанные Анатолю: «О, подлая, бессердечная порода!»)

— Берг и Вера Ростова. Любит ли Берг Веру?

(Дело не в материальном расчете (Берг мог найти невесту и богаче) и не только в стремлении породниться с графами. Берг по-своему любит Веру, потому что находит в ней родную душу. «И я люблю ее, — олицетворявшее вполне его мечты о счастье» (т. II, ч. III, гл. 11). Любовь этих героев не возвышает их, она тоже идет не от сердца, потому что сердца-то и нет у Берга, или оно у него такое же аккуратное и сухое, как и он сам.)

— Рассказать, что руководило отношениями Б. Друбецкого к Жюли Карагиной.

(Примыкает к такому повороту темы любви в романе и история женитьбы Б. Друбецкого, на примере которого автор еще раз подчеркивает фальшь и корысть в отношениях людей света. Толстой показывает, чем руководствуются люди высшего общества, заключал браки (нижегородские леса, пензенские имения, а не любовь).)

— В чем заключается прелесть страниц, посвященных началу любви Наташи Ростовой и князя Андрея?

(Обаяние этой любви создает ее нравственная чистота. Князя Андрея привлекла в Наташе ее поэтичность, ее полнота жизни, чистота, непосредственность. Заложенное в ней стремление к счастью будит силы других людей. Ее пение доставляет князю Андрею наслаждение, его поражает Наташина чуткость, умение угадывать чужое настроение, понимать все с полуслова. И Наташа полюбила князя Андрея, почувствовав его внутреннюю силу, благородство. Слова князя Андрея: «Весь мир разделен для меня на две половины: одна — она, и там все счастье, надежда, свет; другая половина — все, где ее нет, там все уныло и темнота. » и Наташины: «. но такого со мной никогда не бывало — убеждают в силе и серьезности их чувств.)

— Как Толстой описывает возникновение и развитие этой любви?

(Сцена бала. Чувствуем тончайшие переживания Наташи (т. II ч. III, гл. 16). Когда князь Андрей пригласил Наташу, ее улыбка как будто сказала ему: Давно я ждала тебя».

Полон поэзии приезд князя Андрея в дом Ростовых после бала, то, как он слушает поющую Наташу и отвечает на вопрос, нравится ли ему ее пение. «Ему и в голову не приходило, чтобы он был влюблен в Ростову (ч. III, гл. 19), но «вся жизнь его представлялась ему в новом свете».

Бережно-нежное выражение лица князя Андрея и яркий свет внутреннего огня у Наташи на вечере у Бергов — новая ступенька этой любви. Их объяснение, разговоры, отъезд князя Андрея — все это запоминается. Автор следит за всеми оттенками мыслей и чувств своих героев. (ч. III, гл. 21).)

— Измена Наташи. Как вы объясняете и расцениваете этот поступок?

(Велика сила раскаяния самой Наташи, тяжелы нравственные последствия ее измены для нее и других, велико горе, которое она причинила князю Андрею, но увлечение Наташи Анатолем идет не от испорченности ее натуры, а от молодости, переполненности жизнью и неопытности. Для нее это не привычная линия поведения, как для Элен, а ошибка, которую она скоро поймет, но не скоро себе простит.)

Читайте также:  Брюки для охоты германия

Вывод по теме: любовь занимает в жизни героев одно из важных мест, помогая лучшим из них понять и полюбить жизнь, найти свое место в ней. Настоящее чувство лишь то, которое свободно от расчетов, глубоко и искренне.

— Почему рушится «мир» т. II?

— Почему не находят своего счастья Андрей, Пьер, Наташа?

(Во-первых, мир разрушает война, она не дает возможности спокойно и светло жить. Во-вторых, автор приводит героев к внутреннему кризису потому, что ни у одного из них пока еще нет единства с народом, у каждого свои и для себя цели. Никто из них пока еще не нашел сопряженности с общей жизнью народа. В поисках своего по длинного места в жизни и подлинного счастья герои пройдут Отечественную войну, многое переживут, поймут.)

III. Проверочная работа. (см. приложение)

Домашнее задание.

1. Подготовиться к классному сочинению по I-II тому:

— Какое место в жизни героев романа «Война и мир», Л. Н. Толстого занимает любовь?

— Почему так часто разочаровываются в жизни герои Толстого?

— Почему на толстовских героев так сильно действует природа?

— Как понимает Толстой «настоящую жизнь»?

— Твои любимые страницы I-II тома.

— Л. Н. Толстой — тонкий психолог.

— Музыка в жизни героев (по I-II т.) романа «Война и мир».

2. Пересмотреть т. III, ч. I-III, выделить основные события; 3 ученика — составить тест (12 вопр.)

3. Задание по группам.

— 1 гр. Философия истории, по Толстому (причины, объяснение войны) (ч. I, гл. 1, ч. III, гл. 1).

— 2 гр. Единство настроения во французской армии. На чем оно основано. (ч. I, гл. 1, 2)

— 3, 4 гр. Единство настроений русских людей (Смоленск, Москва, Богучарово). На чем оно основано? (ч. II, гл. 4, 14; ч. III, гл. 5, 7).

— 5 гр. Бородинское сражение. Роль описания диспозиции. Почему сражение часто показано глазами Пьера? Мысли о войне ополченцев, солдат, офицеров. Значение пейзажа.

— 6 гр. Мужество участников боя: солдаты и офицеры батареи Раевского; Пьер на батарее; поведение князя Андрея; поведение французов; Наполеон и Кутузов в битве.

Приложение

Карточки-рассуждения

1) Первый был Наташи (ч. III, гл. 14-17). Рассмотрите иллюстрацию художника Л. О. Пастернака. Что при виде ее могло вызвать возглас Толстого: «Прекрасно, прекрасно!»?

2) Пляска Наташи у дядюшки (ч. IV, гл. 7). Какие свойства натуры Наташи вызывают восхищение автора?

3) Неудавшееся похищение Наташи Анатолем Курагиным (ч. V, гл. 15-18). Что лежит в основе дружбы А. Курагина и Долохова? Каково отношение автора к поступку Наташи?

Проверочная работа.

Вариант 1. Эпизод охоты (т. II, ч. IV, гл. 3-7)

— Описывая в эпизоде охоты радостный и восторженный визг Наташи, Толстой замечает: «И визг этот был так странен, что она сама должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивиться ему, ежели бы это было в другое время». Почему же время охоты — особое время? В чем его особенность?

— Какое чувство объединяет всех участников охоты перед выездом?

— Как меняются взаимоотношения участников охоты?

— Как изображены в этом эпизоде лошади, собаки и особенно волк? Объясните это изображение.

— В чем состояния человека на охоте отличается от повседневного?

Вариант II. Эпизод святок (т. II, ч. IV, гл. 9-12)

— В чем сходство ситуаций в эпизодах святок и охоты?

— Почему эпизод святок, как и охоты, начинается с описания природы?

— Что объединяет господ и слуг? Чем Захар напоминает ловчего Данилу?

— Что происходит, в эту святочную ночь с Николаем и Соней? Согласны ли вы с тем, что «в святочную ночь встретились и очаровали друг друга не вот эти реальные Соня и Николай, а их промелькнувшие возможности» (В. Камянов)?

«Война и мир» (Материал к урокам)

МБОУ лицей №7

(Материал к урокам)

Обязательная для Толстого нравственная оценка всех персонажей исходит в «Войне и мире» прежде всего из того, насколько проявляется в каждом из них естественная сила жизни и насколько они обладают способностью не застывать в рамках привычного бытия.

Одной из целей литературного образования в школе является, в частности, формирование у обучающихся стремления к самостоятельному анализу литературно-художественных произведений, а также прочных навыков такого анализа, владения его приёмами, основывающегося на понимании законов строения литературного произведения и художественной функциональности составляющих его элементов на всех уровнях организации литературного текста, т. е. в конечном итоге воспитание читателей, обладающих хорошим литературным вкусом. Золотой фонд русской классики и по сей день остаётся животворным источником познания мира и человека.

, как каждый гениальный художник, неисчерпаем. Его творчество – как неиссякаемый источник, струя которого, сколько ни черпай, остаётся сильной и чистой, и чем больше черпаешь, тем сильнее бьёт и чище становится родниковая вода.

Кто не знает, кто не чувствует величия и красоты художественного творчества гениального писателя? Но как суметь помочь своим ученикам проникнуть, хотя бы в небольшой степени в тайны его владения словом? Заставить задуматься о том, в чём заключается особенность мастерства «титана». Способствовать более глубокому постижению идейно-художественного своеобразия произведения.

На современном этапе деятельность учителя предполагает не только поиск новых педагогических технологий, но и умение моделировать учебно-воспитательный процесс, используя элементы традиционных методик. Работа в группах – устоявшийся в педагогическом пространстве приём организации учебного процесса. Этот вид организации учебной деятельности способствует изменению сферы интересов ученика, формирует чувство взаимоподдержки, вносит здоровый элемент соревновательности, решает задачи здоровьесбережения.

В основу групповой работы положен системно-деятельностный принцип. Эффективность работы определяет её правильная организация: предварительно распределяются роли, заранее объявляется объём и цели работы, даются вопросы для обсуждения.

Работа в паре помогает наладить партнёрские взаимоотношения и развивает чувство «локтя», способствуя созданию ситуации успеха.

Актуальная проблема развития исследовательской компетенции учащихся находит своё решение в презентациях и проектах, учащиеся сами выбирают парные или групповые их виды. Уроки-путешествия по литературным местам, музеям, сбор материалов по нужным интересным темам – всё это нацелено на реальное продвижение ученика в развитии и обучении.

Ниже представлены задания, которые использую не только для проведения уроков(слайды), но и для дистанционной подачи материала ученикам, находящимся на индивидуальном обучении (программа Skype).

Задание №1 по роману «Война и мир»

1. Какие вопросы общественной жизни были актуальными в 60-е годы (на материале известных уже Вам произведений того времени , , )?

2. Как менялся замысел Толстого? Означало ли перенесение действия романа в эпоху 1812 года, что писатель ушел от современности?

3. В дневнике писателя М. Пришвина есть такая запись: «Тайная современность рассказа о несовременных вещах является, может быть, пробным камнем истинного творчества».

Почувствовали ли Вы тайную современность романа «Война и мир» во время самостоятельного чтения? В чем, по-вашему, она заключается?

1. В чем отличие «Войны и мира» от известных Вам романов 19-го века?

2. Каковы основные признаки эпопеи в произведении?

1. Почему роман начинается с описания вечера в салоне Шерер? (т.1, ч.1, гл1-4)

2. Почему князь Василий появляется в салоне самым первым? Что можно сказать и что говорит сам автор о манере речи Василия Курагина и хозяйки салона? (т.1,ч.1,гл.1-4)

3. Каковы темы разговоров в салоне? С чем сравнивает Толстой салон и его хозяйку? Сделайте вывод об отношении автора к светскому обществу. (т.1,ч.1,гл.1-4)

4. Что можно сказать по первым впечатлениям о П. Безухове и о князе А. Болконском? (т.1,ч.1,гл.1-6)

5. Кто привлек Ваше внимание в этих главах? Чем именно? (т.1,ч.1,гл.1-4)

7. Каковы отношения в семье Болконских?

8. В повести «Детство» писал: «… В одной улыбке состоит то, что называется красотой лица: если улыбка прибавляет прелесть лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то обыкновенно; если портит его, то оно дурно».

Как используется эта деталь портрета для характеристики персонажей?

9. Как через внешний облик художник раскрывает своеобразие характеров персонажей (например, отца, сына и дочери Болконских; членов семьи Ростовых и других).

1. С какими героями, и в какой последовательности знакомит Толстой читателя в первых главах романа?

2. Проследить, как автор срывает маски со своих героев.

3. П. Безухов и А. Болконский как чужие люди в гостиной Шерер.

4. «Анекдот» князя Ипполита в конце вечера.

5. Французский и русский язык в описании салона Анны Павловны.

1. Естественность первого знакомства с героем через его внешность, как это бывает в жизни;

2. Глубокое психологическое наполнение портрета, выражение через него смены чувств и настроений.

3. Выделение 1-2 постоянных примет (светлое выражение плоского лица у князя Василия; восторженная, как бы приклеенная улыбка Анны Павловны; умный и робкий взгляд Пьера…)

Эпизод «Семья Ростовых. Именины»

Ответить на вопрос: что различного и общего в поведении гостей и хозяев на именинах у Ростовых по сравнению с салоном Шерер?

1. Связь эпизода «Именины у Ростовых» с предыдущими.

2. Прием хозяевами гостей. Характер их беседы.

Читайте также:  Патроны для охоты косулю

3. Приход молодежи. Её интересы и поведение.

4. Подарок графини-матери Анне Друбецкой. Его значение.

5. Обстановка за обедом. Отношение к войне гостей и хозяев.

6. Развлечения и обычаи у Ростовых.

Эпизод «Лысые горы»

1. Назовите наиболее запомнившиеся детали из жизни .

2. В чем сходство и различие Ростовых и Болконских? На кого больше похожи Болконские — на Ростовых или на Шерер?

3. Зачитайте портрет Болконских и через внешний облик героев покажите своеобразие их характеров.

Изображение войны гг (т.1.,ч.2-3)

1. Историческая конкретность в изображении Толстым войны.

2. Многогранность изображения войны.

3. Показ Толстым ненужности и неподготовленности этой войны. Отношение к ней Кутузова и солдат (сцена смотра в Бранау ч.2,гл.2). Сочетание массовых сцен и крупного плана в романе.

4. Отношение Толстого к войне. Его утверждение бессмысленности и бесчеловечности войны. Изображение её «в крови, в страданиях, в смерти». Сюжетная линия Николая Ростова, её роль (ч.2,гл.4,8,15).

5. Почему сложно построение фразы у Толстого (ч.2,гл.9)?

6. Как должен вести себя в описываемых условиях опытный стратег (ч.2,гл.2,14)?

7. Описание Шенграбенского сражения:

а) Изображение Толстым трусости Жеркова и штаб-офицера, показной храбрости Долохова, истинного героизма Тимохина и Тушина (ч.2,гл.20-21);

б) Поведение князя Андрея, мечты о «Тулоне» (ч.2,гл.3,12,20-21).

8. Описание Аустерлицкого сражения (ч.3):

а) кем и как оно было задумано; ироническое отношение Толстого к «диспозициям» (гл.12); успех или неуспех сражения;

б) как природа влияет на ход сражения (гл.14);

в) Кутузов и император Александр; бегство русских (гл.15-16);

г) подвиг князя Андрея и его разочарование в «наполеоновских» мечтах (гл.16,19).

9. Аустерлиц – эпоха срама и разочарований для всей России и отдельных людей. «Аустерлицы» Николая Ростова, Пьера Безухова и других.

Каждая сцена должна раскрывать новую грань в изображении войны и новую сторону метода Толстого.

Проверочная работа по эпизоду «Аустерлицкое сражение» (т.1.,ч.3, гл.16,19)

1. Как Толстой изобразил подвиг А. Болконского? Почему этот подвиг не поэтизируется в романе?

2. Как в сцеплении сцен, рисующих участие в Шенграбенском сражении Тушина, Ростова, Долохова, А. Болконского, раскрывается толстовское понимание героизма?

3. В чем, по Толстому, заключается внутренняя сущность любого поступка человека, в том числе и героического?

4. В чем значение образа «высокого неба» в этой сцене? Что открыл для себя князь Андрей, глядя на это высокое небо? Как вы понимаете следующие слова: «Он видит небо, глядя поверх человеческой жизни»? Согласны ли Вы с ним?

Духовные искания Пьера Безухова (ч.2,гл.1-4,10;ч.3,гл.7)

1. Что такое масонство и как Толстой описывает его?

2. Что привело Пьера в общество масонов?

3. Какую деятельность ведет в нем Пьер?

4. Почему начинает разочаровываться?

Духовные искания Андрея Болконского

1. Почему кризис после Аустерлица был тяжелым для князя Андрея?

2. Какую деятельность он ведет в Богучарове и Петербурге? (гл.1,ч.3,гл.4,6,18)

Природа в жизни людей с точки зрения Толстого

Сцена разговора Наташи и Сони на окне и описание дуба ( ч.3,гл.1-3).

1. Какую роль сыграла природа в жизни князя Андрея?

2. Чем природа возрождает князя Андрея?

3. Почему Толстой неприязненно описывает ели в лесу, называя их «задавленными», «мертвыми», а зелень их «грубой»? (ч.3,гл.1)

4. Какие качества природы воздействуют на князя Андрея под Аустерлицем?

5. Что поразило князя Андрея в Отрадном ночью?

6. Какие пейзажные сцены помнятся еще из романа?

7. Что в природе, с точки зрения Толстого, действует на человека?

8. Какую роль играет сцена разговора Наташи и Сони лунной ночью?

9. Какую роль играет природа в жизни людей с точки зрения Толстого?

Пьер Безухов и Андрей Болконский

1. Как характеризует Пьера его интерес к братству масонов?

2. Что лежит в основе взаимоотношений Пьера и князя Андрея? (ч.2,гл.10-14)

3. Какие конкретные шаги предпринял П. Безухов, чтобы практическими делами подтвердить нравственные призывы масонов? Чем объяснить, что планы его не были осуществлены?

4. Расскажите о деятельности князя Андрея в комиссии Сперанского (т.2,ч.3,гл.5,6,18). Почему он разочаровался в этой деятельности?

5. Сравните портретные зарисовки князя Андрея (в салоне Шерер, в армии 1805г, после Аустерлица). Докажите что Толстого-портретиста интересуют не столько внешние черты персонажа, сколько отражение в этих чертах внутреннего мира, душевного состояния

Изображение любви героев

1. Есть ли «сердце» (в понимании Толстого) у Элен? (ч.3, гл.9)

2. Берг и Вера Ростова. Любит ли Берг Веру?

3. Рассказать, что руководило отношениями Б. Друбецкого к Жюли Карагиной.

4. В чем заключается прелесть страниц, посвященных началу любви Наташи Ростовой и князя Андрея?

5. Как Толстой описывает возникновение и развитие этой любви?

6. Почему не находят своего счастья Андрей, Пьер, Наташа?

Задание по группам

1. Философия истории, по Толстому (причины, объяснение войны) (ч.1,гл.1,ч.3,гл.1).

2. Единство настроения во французской армии. На чем оно основано (ч.1,гл.1,2)

3. Единство настроения русских людей (Смоленск, Москва, Богучарово). На чем оно основано? (ч.2,гл.4,14;ч.3,гл.5,7).

4. Бородинское сражение. Роль описания диспозиции. Почему сражение часто показано глазами Пьера? Мысли о войне ополченцев, солдат, офицеров. Значение описания пейзажа

5. Мужество участников боя: солдаты и офицеры батареи Раевского; Пьер на батарее; поведение князя Андрея; поведение французов; Наполеон и Кутузов в битве.

1. Первый бал Наташи (ч.3, гл.14-17).

2. Пляска Наташи у дядюшки (ч.4, гл.7). Какие свойства натуры Наташи вызывают восхищение автора?

3. Неудавшееся похищение Наташи Анатолием Курагиным (ч.4, гл.15-18). Что лежит в основе дружбы А. Курагина и Долохова? Каково, по вашему мнению, отношение автора к поступку Наташи?

Эпизод охоты (т.2, ч.4, гл.3-7)

1. Описывая в эпизоде охоты радостный и восторженный визг Наташи, Толстой замечает: «И визг этот был так странен, что она сама должна была бы стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивиться ему, ежели бы это было в другое время». Почему же время охоты – особое время? В чем его особенность?

2. Какое чувство объединяет всех участников охоты перед выездом?

3. Как меняются взаимоотношения участников охоты?

4. Как изображены в этом эпизоде лошади, собаки и особенно волк? Объясните это изображение.

5. В чем состояние человека на охоте отличается от повседневного?

Эпизод святок (т.2,ч.4,гл.9-12)

1. В чем сходство ситуаций в эпизодах святок и охоты?

2. Почему эпизод святок, как и охоты, начинается с описания природы?

3. Что объединяет господ и слуг? Чем Захар напоминает ловчего Данилу?

4. Что происходит в эту святочную ночь с Николаем и Соней? Согласны ли Вы с тем, что «в святочную ночь встретились и очаровали друг друга не вот эти реальные Соня и Николай, а их промелькнувшие возможности» (В. Камянов)?

Переправа французов через Неман

1. На чем основано единство французов? Почему оно не прочное?

2. На чем основано единство русских людей?

3. Рассказать сцену оставления Смоленска.

4. Оставление Москвы её жителями, поведение Ростовых.

5. Патриотизм Пьера, снарядившего на свои деньги полк.

6. Поведение мирных жителей (ч.3, гл.5)

7. Что в это время делают в это время представители светского общества?

8. Бунт богучаровских мужиков (гл.9-13). Как следует отнестись к тому, что мужики отказываются уходить от нашествия (т.3, ч.2, гл.14).

9. Как относится автор к этому бунту?

Бородинское сражение (7 сентября 1812г.)

1. Почему описание сражения Толстой начинает с описания его диспозиции? Почему сражение показано глазами Пьера?

2. Как Пьер убедился в справедливости слов старого солдата: «Всем народом навалиться хотят»?

3. Как объяснить, что в Бородинском сражении участвует Долохов?

4. Почему князь Андрей, «Тимохин и вся армия» (слова князя Андрея) уверены в победе?

5. Справедливы ли слова князя Андрея, что французов надо казнить?

6. Покажите, как «по солнцу и под солнцем» идет сцена боя.

7. Нашел ли Пьер своё место среди солдат на батарее Раевского?

8. Легко ли было русским в бою? Покажите это на примере полка князя Андрея. Героизм и мужество участников сражения.

9. Одинаково ли ведут себя Кутузов и Наполеон в бою?

Настроение французского лагеря (гл.26-29)

Роль пейзажа в описании сражения (т.3, ч.2, гл.30-39).

Батарея Раевского (гл.31-32).

Поведение Наполеона и Кутузова в битве (гл.33-35).

Ранение князя Андрея, его мужество (гл.36-37).

Проверочная работа по эпизоду «Бородинское сражение» (ч.2, гл.19-39)

1. Почему Толстой показал значительную часть событий боя в восприятии Пьера?

2. Какое значение имели для Пьера слова солдата: «Всем народом навалиться хотят» (гл,20)?

3. Как раскрываются характеры исторических лиц и главных героев романа в описании боя?

4. Каковы итоги прожитой жизни, которые князь Андрей подводит накануне сражения?

5. Объясните слова князя Андрея: «…пока Россия была здорова, ей мог служить чужой» (гл.25).

6. Как вы понимаете мысли Пьера о скрытой теплоте патриотизма (гл.25)?

7. Как характеризует Наполеона сцена с портретом сына и фраза: «Шахматы расставлены, игра начинается завтра» (гл.26-29)?

8. Как раскрывается истинный героизм народа в одном из эпизодов битвы?

9. С какой целью Толстой сравнивает Наполеона с игроком (гл.29)?

10. В чём видит автор силу и мудрость Кутузова (гл.35)?

11. Какой смысл вкладывает Толстой в слова о нравственной победе русского войска (гл.39?)

Читайте также:  Прикормка при подводной охоте

Вопросы к образу Кутузова

1. Соответствуют ли реальным историческим личностям образы Кутузова и Наполеона в романе?

2. Почему Толстой отрицательно относится к Наполеону и с любовью к Кутузову?

3. Кому противопоставлены и на кого похожи в романе эти герои?

4. Почему Кутузов 1805 году уклоняется от сражений, но дает Шеграбенское сражение?

5. Почему он спит на военном совете под Аустерлицем и активно действует в бою? Выполняются ли его приказы при Аустерлице?

6. Докажите, что Кутузов – это «свой, родной человек» для народа.

7. Есть ли противоречие между тем, как определяет Толстой роль Кутузова в Бородинском сражении и показанным Толстым же поведением Кутузова?

8. Как Кутузов, не желая сначала отдавать Москву без сражения, приходит к этому решению?

9. Претендует ли Кутузов на роль героя в истории?

10. Покажите разницу в авторской оценке внешнего облика Кутузова и Наполеона.

11. Одинаково ли отношения Кутузова к разным людям? Покажите это на примере речи героя.

Вопросы к облику Наполеона

1. Как воспринимается Наполеон князем Андреем и Пьером в начале романа? Где и почему происходит крушение этого восприятия Наполеона как героя?

2. Каково традиционное представление о внешнем облике Наполеона? Как Толстой рисует Наполеона?

3. Знает ли Толстой что-нибудь положительное в реальном Наполеоне? Почему исключает это из образа своего героя?

4. Чем руководствуется Наполеон, идя «с Запада на Восток убивать себе подобных»?

5. Почему не исполняются «разумные» приказы Наполеона в Бородинском сражении? Все ли приказы его разумны?

6. Замечает ли Наполеон других людей? Какого его отношение к самому себе?

7. Покажите в нем актерство и лицемерие.

8. Сравните речь Наполеона с речью Кутузова.

9. Покажите, из каких художественных компонентов слагаются образы обоих полководцев.

Вопросы по тому 3 («Война и мир»)

1. Начало войны 1812 года (ч.1,гл.1). Как оценивает Толстой роль личности в истории? Какое значение он придает личной и «роевой» жизни человека?

2. Переправа польских улан через Неман (ч.1,гл.2). Как раскрывает автор свое отношение к бонапартизму?

3. Пьер в начале войны (ч.1,гл.19). О чем говорят душевное смятение Пьера, его неудовлетворенность собой и окружающими?

4. Пожар Смоленска и отступление русской армии (ч.2,гл.4,5). Каким общим чувством охвачены жители города и солдаты? Как относятся солдаты к князю Андрею и почему?

5. В петербургских салонах (ч.2,гл.6). Какая мысль лежит в основе «взаимосцепления» эпизодов: пожар Смолеска и жизнь петербургских салонов?

6. Богучаровский бунт (ч.2,гл.6). Почему княжна Марья не могла понять богучаровских мужиков? С какой целью Толстой ввел в роман сцену бунта? Как показаны основные участники бунта и Николай Ростов?

7. Разговор Кутузова с князем Андреем (ч.2,гл.16). Как Вы понимаете слова Кутузова: «… твоя дорога — это дорога чести»? Какое значение имеют в романе мысли князя Андрея о Кутузове: «… он русский, несмотря на роман Жанлис и французские поговорки…»?

8. Совет в Филях (ч.3,гл.4). Почему Толстой изображает совет через восприятие девочки Малаши?

9. Отъезд жителей из Москвы (ч.3,гл.5). Как объясняет Толстой настроение покидавших Москву жителей?

10. Наташа у раненого князя Андрея (ч.3,гл.5). Что Вам больше всего запомнилось в сцене свидания Наташи с раненым князем Андреем? Как подчеркивает автор связь судеб героев романа с судьбой России?

(Том 4) Партизанская война

1. Дела и люди партизанских отрядов.

2. Петя Ростов в партизанском отряде.

3. Щербатый – самый необходимый человек в отряде.

4. Общая оценка Толстым партизанской войны.

5. Представитель народной войны Кутузов.

6. «Непобедимая» французская армия Наполеона.

7. Патриотизм и героизм народа в Отечественной войне 1812 года.

Вопросы по 4 тому романа – эпопеи «Война и мир»

1. Пьер в Москве, занятой французами; встреча с Платоном Каратаевым (ч.1,гл.11-13;ч.2,гл.12). Почему встреча с П. Каратаевым вернула Пьеру ощущение красоты мира?

2. Тема народной войны в романе (ч.3,гл.1,3,5,6). Как объясняет автор причины возникновения и значение партизанской войны. Какое значение имеет образ Тихона Щербатова в романе?

3. Гибель Пети Ростова (ч.3,гл.11). Какие слова в тексте помогают ясно представить всю сцену? Какие мысли и чувства рождает у читателя смерть Пети?

4. Толстой о войне 1812 года. Личность Кутузова (ч.4,гл.11). В чем видит автор основное значение Отечественной войны 1812 года и какова, по его мнению, роль в ней Кутузова?

5. Пьер после плена (ч.4,гл.12,13). Как Пьер стал относиться к окружающим после возвращения из плена?

6. Встреча Пьера и Наташи (ч.4,гл.15-20). Определите идейно-композиционное значение этих глав в романе.

«Мысль народная» в романе «Война и мир»

1. Основные конфликты романа.

2. Срывание всех и всяческих масок с придворных и штабных лакеев и трутней.

3. «Русские душой» (Лучшая часть дворянского общества в романе. Кутузов как предводитель народной войны).

4. Изображение нравственного величия народа и освободительного характера народной войны 1812 года («Я старался писать историю народа», — говорил Толстой. Главный герой романа – народ.)

Наташа Ростова – это идеал женщины, по Толстому

1. Каков любимый тип женщины у Гончарова, Тургенева? Как представляют себе эти писатели её роль в обществе?

2. Толстой строит образ Наташи так, что в каждой из сцен раскрывается в её характере что-то новое, но при этом она остаётся сама собой. Покажите это на примерах.

3. Красива ли Наташа?

5. В чем проявляется одаренность Наташи?

6. Почему поступки Наташи во время войны Толстой считает такими же важными, как действия солдат?

7. Кто ближе всех к Наташе в её семье и почему?

8. Может ли «идеал» совершать ошибки, по Толстому?

9. Как Вы понимаете слова Толстого о Наташе: «Сущность её жизни – любовь»?

10. Вытекает ли перемена Наташи в эпилоге из её характера? Как Вы относитесь к взгляду Толстого на роль женщины в обществе?

11. Можно ли образом Наташи Ростовой оправдать тех, кто живет только чувствами, непосредственно, без разума?

12. Почему Толстой сделал Наташу и Марью подругами?

13. Как Толстой относится к Соне? Прав ли писатель, называя Соню «неимущей, у которой все отнимается» и «пустоцветом»?

Князь Андрей и Пьер Безухов

1. Пересмотреть эпизоды:

— князь Андрей: портрет и поведение в салоне Шерер;

— князь Андрей в кругу своей семьи в Лысых Горах;

— князь Андрей в войне 1805 года (мечты о подвиге. Встреча с Тушиным, подвиг, разочарование в Наполеоне);

— душевный кризис героя и его возрождение в 1809 году;

— его настроение в Бородинском сражении;

— оценка его смерти.

— Пьер в гостиной Шерер и в разговоре с князем Андреем;

— в компании Курагина;

— кризис и вступление в масонство;

— Пьер собирает ополчение;

— Пьер в Бородино;

— пребывание в Москве (план убийства Наполеона, разговор с Рамбалем, пожар, пленение);

— Пьер и Каратаев;

— Пьер после войны.

3. Ответить на вопросы:

— Определить основные особенности изображения положительных героев Толстого.

— Почему, при сходстве начальных и конечных моментов исканий, Толстой выделяет двух, а не одного центрального героя? В чем они сходны и в чем различны?

— Кто из них ближе Толстому?

— Покажите семейные черты («породу») героев.

— Как Вы представляете себе их внешний облик? Манеру поведения?

— Андрей и Пьер уже в начале своего пути – передовые люди своего класса. Куда же они идут дальше? Расскажите об этапах исканий обоих героев.

— Глубоким ли был бонапартизм Пьера?

— Почему Пьер нарушает слово, данное князю Андрею? Только ли в слабоволии тут дело? Или: всегда ли безволен Пьер?

— В чем состоял «Аустерлиц» Пьера?

— Почему Толстой приводит его к кризису в общественной деятельности (масонство)?

— Что понял Пьер на Бородинском поле?

— Как Пьер хотел реализовать свой план «не отставать от них (от солдат, от народа) ни в чем»?

— В чем выразились перемены в Пьере после войны? Какой главной мудрости он пришел?

— Когда и почему Пьер увидел «свое небо»?

— Почему Толстой отдал Наташу именно Пьеру?

— Какой конец закономерен для логики развития характера князя Андрея – своих мыслей перед смертью или то, каким князь Андрей видится Николеньке?

— Почему, найдя, по Толстому, истину, князь Андрей умирает? Или: какую роль его смерть играет в раскрытии идейного смысла романа и в сюжете его?

— Покажите силу и глубину любви героев к Наташе Ростовой.

1. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / Авт.- сост.: , , . – 3-е изд. – М.: «Русское слово – РС», 2006.

2. «Война и мир». Государственное изд-во Художественной литературы – М. 1953.

3. В., Михайлова разработки по Русской литературе 19 века. 10 класс. М.: «Вако», 2002.

4. Безносов материалы по литературе. 8-11 кл. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001.

5. , Торкунова по литературе. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2003.

6. Креативные уроки / авт. – сост. , . – Минск: Красико-Принт, 2009.

7. Нестандартные уроки по литературе. Изд-во «Учитель – АСТ», 2001.

Оцените статью
Adblock
detector