Повторительные упражнения
1. 1. Здоровье Андрея Гавриловича час от часу становилось хуже. 2. Новую шинель уже я вам сошью на славу. 3. Между окнами стоял гусар с румяным лицом и глазами навыкате.
2. 1. Трибуны сплошь отнизу доверху чернели густой человеческой толпой. 2. Я убедился, что во время моего бега я совсем не думал о дороге и заблудился. 3. Ночью развели огромный костер на верху горы, и все ходили по берегу с огнем. 4. Ночью была метель, казалось, назавтра никак нельзя было думать о волчьей облаве. 5. День выдался на редкость хороший: было тихо, светло и в меру холодно. 6. Наутро часть полка выступила из хутора. 7. Нипочем труды и муки, горечь бедствий и потерь. 8. Сквозь дым мигают посреди стола немецкие свечи в плошках. 9. — Нет, уважаемый, вы по- прежнему в аду, но поднялись в его лучший высший круг — в первый. 10. Носки он вывернул наизнанку и бросил Иннокентию. 11. Я смотрю ей вслед и чувствую в себе и в ней какую-то тревогу. 12. Я дарю тебе свой колокольный град. и сердце свое в придачу. 13. Не сверху вниз и не снизу вверх смотрел он на этого мужика, а касаясь плечом плеча и глазами вровень.
Покамест дорога шла близ болот, в виду соснового леса, все время отклоняясь в сторону, мы зачастую вспугивали целые выводки уток, приютившихся здесь.
Мой спутник провожал глазами каждую птицу и втайне обдумывал план нашей будущей охоты. Заметив где-нибудь утиные стаи, он просил шофера остановиться, и мы подолгу и вволю любовались беспечными утками, плавающими среди тростников.
Эти места, знакомые нам до сих пор только понаслышке, поистине великолепны для охоты.
Наконец, миновав болота, мы пересекли небольшую, но глубокую речонку, которую без риска и не перейдешь вброд.
Но вот сосна стала понемногу редеть, и сквозь стволы проглядывала невдалеке равнина. По-осеннему пахло сыростью. Вдали что-то блеснуло, но настолько неясно, что никак нельзя было рассмотреть,
59 что это такое. Понапрасну всматривались мы вдаль: навстречу нам поднимался туман.
После одного крутого поворота мы увидели мельничную плотину. При нашем приближении к мельнице десятки ворон с резким криком разлетелись врассыпную, неожиданно залаяла собака, и вперв_ыеза.весь, день мы остановились у,чедбвеческогo жилья. 2.
Всматривались, .вспугивали, .обдумывал, проглядывала. 3.
Запятые стоят между частями сложного предложения. [©©], [©©], и [©©]
Планирование уроков русского языка в 10 классе ( по учебнику вф грекова и др.) 1час в неделю
Главная > Урок
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Самостоятельная работа (вставить И или Е)
1. Откуда и куда была поездка, он тоже хотел вспомнить за свою жизнь н. один раз, но так и н. вспомнил н. разу. (Залыгин.) 2. С устатку да со зла чего только н. придумаешь, с дура ума чего н. наговоришь. (Шолохов.) 3. Такая же напряженная тишина чувствовалась во всем вагоне и, должно быть, во всем поезде — н. разговоров, н. хлопанья дверей. 4. Маленькая женщина вскричала радостно, но н. громко. (Горький.) 5. Я решил зайца этого во что бы то н. стало добыть и все тайны его узнать. (Бианки.) 6 Н. один н. колыхнется на березках белый лист. (Пушкин.) 7. Как бы то н. было, мои предчувствия оказались справедливыми, (Тургенев.)
1. Пошли деревянные дома, заборы, н. где н. души. (Гоголь.) 2. Н. зная, н. кто нас зовет, н. куда надо идти, я и старуха вскочили и бросились сквозь дым вслед за матросом. (Тургенев.) 3. Киселев участвовал в войнах с Наполеоном, но н. разу н. был н.. только ранен, но даже поцарапан. (Паустовский.) 4. Н. раз клонилась под грозою то их, то наша сторона. (Пушкин.) 5; И н. когда, н.л разу н. останавливался скорый на их маленьком разъезде. (Гайдар.) 6. Матрос был н.. кто иной, как тот самый с якорем на руке. (Катаев.) 7. Ему было приказано во что бы то н. стало вернуться этой же ночью. (Фадеев.)
2. Объяснительный или проверочный диктант.
Сколько я ни езжу по нашим степям, как ни темны бывают иногда безлунные ночи, мне ни разу еще не случалось сбиться с дороги и испытать положение заблудившегося человека, но зато однажды я испытал другое несчастье: меня застиг в степи буран, и я познакомился со всеми его ужасами.
Нет ничего ужаснее этого степного страшилища, от которого не всякий может уйти невредимым, так как он душит все, что ему ни попадется. Сердце падает у самого неробкого человека, привыкшего ко всяким невзгодам, кровь невольно останавливается в жилах, и не мороз, а страх вызывает такое состояние, потому что стужа во время буранов никогда не бывает очень велика.
В самом деле, как ни смел путник, но страшно ему становится, когда начинает -неистовствовать рассвирепевший, неудержимый ветер, когда снег слепит глаза, когда все кругом на необъятном просторе оденется белым мраком, сквозь который ничего не видно, и когда нет дороги ни вперед, ни назад, потому что все занесено снежной порошей. А кругом ни души, нд звука человеческого голоса. IV. Домашнее задание: упражнение №331, словарная работа.
Урок 32. Правописание служебных слов.
I. Словарная работа.
Катаклизм (греч.) — разрушительный переворот, катастрофа.
Квинтэссенция (лат.) — самое главное, наиболее существенное.
Коалиция (лат.) — объединение, союз государств или партий.
Контральто (итал.) — самый низкий женский голос.
Конфиденциальный (лат.) — доверительный, не подлежащий огласке.
II. Работа по основной теме урока.
Правило слитного и раздельного написания производных предлогов повторяем следующим образом: учащиеся записывают предложения, раскрывая скобки и обращаясь к справочному материалу § 54.
1. (В)следстви. ранения Ибрагим вместо парика носил повязку. (Пушкин.) 2. Мне было лет двадцать пять, когда я начинал писать что-то (в)роде воспоминаний. (Герцен.) 3. Признаюсь, сколько я ни старался различить вдалеке что-нибудь (на)подобие лодки, но безуспешно. (Лермонтов.) 4. (В)течени. двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям. (Тургенев.) 5. Я вынул из чемодана и показал золотой медальон (в)виде сердечка. (Каверин.) 6. Катер пошел со специальным заданием, и (в) виду бурной погоды за него беспокоились. (Симонов.) 7. Воронин хотел спросить (на)счет завтра, но промолчал. (Казакевич.)
Рассматриваемая задача осложняется тем, что в связи с нею, по сути, возникает еще одна — разграничение производных предлогов и производящих слов и сочетаний слов. Дело в том, что их написание совпадает не во всех случаях (навстречу — на встречу, вслед — в след).
Правописание омофонов зависит от того, чем они являются в предложении. Различать омофоны можно и по особенностям их значений. Сравните: Чувство это. довело бедного офицера до того, что из героя, готового на встречу (= к встрече) с отчаянными предприятиями, он стал жалким трусом. (Л. Толстой). Выходя с Алехиным из-за деревьев навстречу (= к) троим неизвестным, он был настроен самым серьезным образом.
Потренировать в умении разграничивать производные предлога и самостоятельные части речи поможет орфографическая задача.
Задача . Сделайте, где необходимо, соединение, вставьте пропущенные буквы, выпишите словосочетания с омонимичными производным предлогам словами.
1. Несмотря на привычку; невзирая на погоду;
несмотря в окно. 1.______________
2. В_продолжени. двух дней; вместе с голосами;
вместе затмения. 2.______________
3. Что-то на_подоби. ложки; указать наподобие фигур; по_ причине неудачной охоты. 3.
4. Навстречу мальчикам; навстречу с мальчишками; в_следстви. снега. 4.______________
5. Ввиду дождя, иметь в_виду, в_вйде корзины. 5.______________
СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ ОМОФОНОВ
ЗА ТО — ЗАТО, ПРИ ТОМ — ПРИТОМ
(предлагаем учащимся правило и алгоритм решения)
Правило Омофоны пишутся раздельно, если ТО (ТОТ) является определением или имеет значение предметности: От того (от какого?) моста, при том (при ком?) кто остался.
Омофоны пишутся слитно, если это подчинительные союзы ОТТОГО ЧТО, ПОТОМУ ЧТО в значении «так как»; наречия ОТТОГО (потому), ЗАТЕМ (потом); сочинительные союзы ЗАТО (взамен, но); ПРИТОМ (к
Сравните: Она не любила меня за то (за что?), что я пейзажист и в своих картинах не изображаю народных нужд. (Чехов). Я не слыхивал от нее умного слова, зато (но) я и пошлости от нее не слыхал (Тургенев.)
Алгоритм решения. Определите последовательно: .
1.Является определением ТО (ТОТ) или нет? (Если ТО(ТОТ) можно опустить, то это определение и пишите раздельно.)
2. Союз ОТТОГО ЧТО, ПОТОМУ ЧТО или нет? (Если перед ЧТО нет запятой и возможен синоним ТАК КАК, то это союз и пишите слитно.)
3. Возможны синонимы наречий ОТТОГО, ПОТОМУ, ЗАТЕМ, союзов ЗАТО, ПРИТОМ или нет? (Если возможны, это наречия или союзы и пишите слитно; если нет, это сочетания местоимения с предлогом и
Подобным же образом решается вопрос о слитно-раздельном написании омофонов ОТ ЧЕГО (ОТЧЕГО), ПО ЧЕМУ (ПОЧЕМУ), ЗА ЧЕМ (ЗАЧЕМ), ПРИ ЧЕМ (ПРИЧЕМ).
Решение таково: возможен ли сиьоним у подчинительного союза (например, ОТЧЕГО — ПОЧЕМУ) Если возможен, пишем слитно, нет — раздельно.
Например: (От)чего вы не лечитесь, (от)чего не бережете своего здоровья? (Чехов.)
Возможен синоним наречия (от)чего Г > Да, возможен» почему. Следовательно, пишем слитно — ОТЧЕГО).
СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ ОМОФОНОВ ТО ЖЕ (ТОЖЕ), ТАК ЖЕ (ТАКЖЕ), ЧТО БЫ (ЧТОБЫ)
При решении этого вопроса можно предложить учащимся обратиться к § 55.
1. Решите орфографическую задачу.
Сделайте, где необходимо, соединение, вставьте пропущенные буквы, выпишите
сочетания слов с производными союзами. -..
1. А он все клуба член исправный, все так_же смирен, также глух, и так_же ест и пьет за двух. В
соседнем купе ехал так же, Видимо, на отдых 1.______________
2. Тебя полюбят за то, что ты добро сделаешь. Глуп,
за то силен, 2.__ t ____________
3. Притом же заводе находилась школа. Ты интересный собеседник, притом весельчак.
Притом заявлении приложены анкетные данные. 3.______________
4. Судят потому, что напишешь. Мы победили, потому что мы сильны. По очертаниям облаков, .
потому особенному запаху я понял, что скоро будет 4.______________
2.Раскройте скобки и укажите причины слитного и раздельного написания.
1. Воспитательное значение художественной литературы огромно, по(тому) что оно действует одновременно и одинаково сильно и на мысль, и на чувство. (Горький.) 2. Каждый входит в кабинет директора по-своему. И по(тому), как он входит, можно определить характер человека. (Лавров.) 3. Очень хотелось, чтобы все шло именно по(этому) так хорошо составленному плану. (Симонов.) 4. Управляться с большим стадом ему одному было не под силу, по(этому) он охотно брал нас в помощь. (Заплавный.) 5. За(тем) поворотом стоит наша часть, ожидая сигнала о наступлении. 6. Этюд казался ей ничтожным, и написала она его только за(тем), чтобы иметь лишний предлог сходить к художнику. (Чехов.) 7. Она увидела его в то(же) мгновение, как он вошел в комнату. (Л. Толстой ). 8. Группа двигалась вдоль глухой балки, то(же) заросшей кустарником. (Иванов.) 9. Публику она так(же), как и он, презирала за равнодушие к искусству и за невежество. (Чехов.) ,10. Хороши так(же) летние туманные дни, хотя охотники их не любят. (Тургенев.). 11. Я за такой устав суровый, что(б) ограничить трату слов. (Твардовский.) 12. Поля в секунду представила, что(бы) сейчас произошло. (Марков.) 13. Нельзя сказать, что(бы) он был ленив и не старателен. (Куприн.) 14. Что(б) стать мужчиной, мало им родиться, что(б) стать железом, мало быть рудой. (Львов.) 15. (Не)смотря на паклю, вода скоро появилась у нес под ногами. (Тургенев.) 16. Когда ходишь по тайге, (не)смотря себе под ноги, может случиться беда, но она может случиться, если не смотреть и по сторонам. (Арсеньев.)
IV. Домашнее задание: упражнение № 314.
Урок 33. Употребление дефиса.
I. Словарная работа.
Корректировать (франц.) — вносить исправления во что-либо.
Корректный (лат.) — учтивый, вежливый, тактичный.
Коррупция (лат.) — подкуп, продажность, взяточничество.
Космополитизм (греч.) — теория, требующая отказа от национального суверенитета.
Котироваться (франц.) — 1) цениться (о биржевых бумагах); 2) иметь ту или иную оценку в глазах общества, какой-либо группы людей.
II. Проверочный диктант.
L Осина обладает свойством очень долго не гнить в воде, поэтому испокон веков на Руси, если нужен сруб для колодца или для погреба, не обращаются ни к какому другому дереву, кроме как к осине. (Солоухин.) 2. Трудно даже представить, что бы со мной случилось, если бы пароход опоздал. (Грин.) 3. Гуров не спал всю ночь и возмущался и затем весь день провел с головной болью. (Чехов.) 4. Это местность степная и хлеборобная, и притом она хорошо орошена маленькими, но чистыми речками. (Лесков.) 5. При том кротком нраве, который редко встречается в мужчине, он вызывал уважение и был значителен. 6. Младший ходил в гимназию и не понимал, зачем начальству понадобилось, чтобы он греческий язык знал. (Салтыков-Щедрин.) 7. От чего вы хотели отказаться? От права выбора или от ответственности за исход экспедиции? 8. У нас с вами замечательный начальник штаба, хороший, обстрелянный, продымленный, только, пожалуй, слишком часто думает о том, что бы такое особенное придумать, чтобы остаться настоящим героем. (Симонов.) 9. В ячейке сети запуталось около сотни скумбрий, но попалась также одна очень странная, не виданная доселе рыбка. (Куприн.) 10. Я решил пойти один на болото караулить — пошел на то место и все так же сделал, как тогда. (Бианки.) 11. Напротив него, все так же прямо и неподвижно вытянувшись, лежал дедушка. (Куприн.) 12. В течении болезни наступило резкое ухудшение. 13. В заключение старики просили, чтобы Мироныча не трогали. (Аксаков.)
III . Работа по основной теме урока.
Свод правил по дефисному написанию слов составляют учащиеся вместе с учителем. Учитель задает вопрос, учащиеся’отвечают, учитель комментирует. Так возникает запись.
1. Когда через дефис пишутся имена существительные? Сложные существительные, пишутся через дефис, если:
а) первая основа на пол-, а вторая начинается с гласной буквы, с буквы Л или прописной <пол-Ьтрезка, пол-ленты, пол-Москвы);
б) образованы без соединительных гласных от двух существительных, каждое из которых употребляется самостоятельно (друзья-товарищи, кресло-качалка);
в) обозначают сложные единицы измерения, политические партии и направления, промежуточные стороны света (киловатт-час, социал-демократия, юго-восток).
Для закрепления обращаемся к § 34. Для повторения правила написания дефиса при приложении можно обратиться к § 74 (I). Но возможно оставить этот материал до 11 класса (тема: «Обособленные приложения»).
2. Когда через дефис пишутся прилагательные? Сложные прилагательные пишутся через дефис, если:
а) обозначают оттенок цвета (красно-синий);
б) образованы от сочетания прилагательных с союзом И (англо-русский);
в) имеют первую основу на —ИКО, с суффиксами прилагательных -Н -, -К-, -СК-, -ЛИВ- ( медико-судебный, приторно-сладкий, робко-ласковый,матросско-солдатский, ворчливо-поучительный) .(Этот признак дает учитель).
3. Когда сложные прилагательные пишутся слитно?
Сложные прилагательные пишутся слитно, если (учащиеся обращаются к
б) имеют книжный характер’ первая часть образована из наречий, обозначают цельное понятие и часто являются терминами (узкопрактический интерес, высокообразованный человек).
4. Когда через дефис пишутся местоимения? Учащиеся обращаются к § 43.
5. Когда пишутся через дефис наречия? Когда наречия пишутся слитно? Раздельно?
Учащиеся обращаются к § 51.
Дефис пишется в наречиях, если наречия:
б) имеют приставку В-(ВО-) и суффиксы -ЫХ (-ИХ) <во-вторых, в-
в) образованы повторением слов или основ слова <давным-давно);
г) образованы сочетанием синонимичных слов <подобру-поздорову).
Слитное и раздельное написание наречий учащиеся повторяют самостоятельно или проговаривают правило вслух. (За помощью обращаются к учебнику §51.)
6. Что вы знаете о дефисиом написании предлогов? Частиц? Учащиеся обращаются к § 54, 57.
1. Орфографическая задача.
Поставьте, где необходимо, дефис, выпишите союзы.
1. Как…будто, как_нибудь, кое_с_кем
2. Что_то, потому_что, из…под
3. Так..что, так..то, кое…как
4. Из…за, так …как, как…либо
5. Однако_же, были_же, там_же ,
2. Поставьте, где необходимо, дефис, объясните написание.
Внуки (правнуки), вое (начальник), выпукло (вогнутый), гамма (лучи), выставка (продажа), высоко (поставленный) глобус, высоко (поставленный) чиновник, генерал (полковник), жаро (понижающий), зелено (серый), жилищно (бытовой), кролико (водство), кумысо (лечение), конно (спортивный), право (бережный), рак (отшельник), седо (бородый), (пол) ананаса, (пол) банана, (пол) игры, (пол) оборота, (пол) Минска, (полу) сон, (полу) мертвый, (пол) чайной ложки, (как) либо, мало (мальский), (по) малу, (по) медвежьи, (по) началу, (по) пусту, (по)пустому, (тихо) мирно, (тот) час, точь (в) точь, опять (таки) кое (с) кем, из (за) поступков, кое (про) кого.
3. Упражнения учебника № 178, 212, 291, 292, 293 (по выбору учителя полностью или выборочно).
V. Домашнее задание: упражнения;-не выполненные в классе (№ 178, 212, 291,292,293), подготовка к словарному диктанту.
Урок 34. Прописные и строчные написания.
I. Проверочный словарный диктант. Диктуются слова уроков 31-33.
Интриган, инцидент, катастрофа, колосс, компрометировать, компромисс, катаклизм, квинтэссенция, коалиция, контральто, конфиденциальный, корректировать, корректный, коррупция, космополитизм, котироваться.
Задание: по лексическому значению определить слово.
Происшествие неприятного характера.
Самое главное, наиболее существенное –
Объединение, соглашение, союз —
II. Работа по основной теме урока. Учащиеся знакомятся с материалом § 14.
III. Закрепление. 1. Выберите букву (прописную или строчную), обоснуйте свой выбор.
Эпоха (В,возрождения, (В,в)озрождение традиций прошлого, (Г,г)еркулес для каши, настоящий (Г,г)олиаф, современные • (Дд)онкихоты, выстрел (К,к)атюши, зеленый (П,п)астернак, поющая (С,с)ирена, миф об (А,а)поллоне.
2. Упражнение № 64.
IV. Объяснительный диктант. (Дается для подготовки к контрольному.)
Покамест дорога шла близ болот, в виду соснового леса, все время отклоняясь вбок, мы зачастую вспугивали целые выводки уток,
Мой спутник провожал глазам:; каждую птицу и втайне обдумывал план нашей будущей охоты. Заметив где-нибудь утиные стаи, он просил шофера остановиться, и мы подолгу и вволю любовались не в меру беспечными утками, плавающими посередине тростников.
Приятно было видеть такое обилие дичи, и мы вовсе не обращали внимания на мошек и комаров, которые вперемешку летали вокруг нас, лишь только мы останавливались.
Движение вперемежку с остановками развлекало нас, несмотря на громадную потерю временим. Мой спутник признался, что нигде и никогда не видел такого множества дичи, и добавил, по эти места, знакомые ему до сих пор только понаслышке, поистине великолепны для охоты и по праву могут рассчитывать на широкую известность.
Наконец, миновав болота, мы пересекли небольшую, но глубокую речонку, которую без риска и не перейдешь вброд, и поехали в сторону. Мало-помалу дорога стала подниматься, и мы въехали в лес, который предстояло пересечь поперек. Нам хотелось поскорее, выбраться из лесу.
Вокруг царила тишина. Сначала лес был не однородный, а смешанный, потом сплошь пошла одна сосна, да такая высокая, что впору корабельной мачте. Вплотную сомкнувшись своими вершинами, гигантские сосны непрерывно тянулись вдоль дороги, которую пересекали вылезающие наружу корни. Сторона, по-видимому, была глухая: везде виднелся лес, а полей по-прежнему не было.
Но вот сосна стала понемногу редеть и сквозь стволы кое-где проглядывала невдалеке равнина. По-осеннему пахло сыростью. Вдали что-то блеснуло, но настолько неясно, что никак нельзя было рассмотреть, что это такое. Понапрасну всматривались мы в даль: навстречу нам поднимался туман.
Тотчас после одного крутого поворота мы увидели мельничную плотину, из которой вкривь и вкось торчали пучки хвороста.Сама мельница была совсем закрыта старыми ветками, усыпанными вороньими гнездами, издалека похожими на наросты.
При нашем приближении десятки ворон с резким криком разлетелись врассыпную, неожиданно залаяли собаки, и впервые за весь день мы остановились у человеческого жилья.
Примечание: данный текст можно использовать для осложненного списывания, тогда надо создать пробелы и скобки на месте орфограмм. Возможно использовать часть текста или произвести выборочную запись только слов с наиболее трудными орфограммами.
V’. Домашнее задание: подготовка к контрольному диктанту и тесту.
Урок 35. Контрольный диктант. Тест.
Командир партизанского отряда рассеянным взглядом окинул всю эту сияющую красоту и не почувствовал ее. Он увидел свой отряд, измученный и поредевший втрое, уныло растянувшийся вдоль дороги, и понял, что ниоткуда и не от кого ждать помощи не приходится, сам он тоже бессилен был что-нибудь сделать для людей, плетущихся с одеревенелыми членами позади него по глиняной каше осенней дороги и ждущих лепешки из несеяной муки. Однако он не мог не чувствовать, что эти люди теперь близки ему и дороги так, как никогда не были дороги раньше. В присутствии этих людей он был обязан быть бодрым и энергичным.
Он пытался взять себя в руки, сосредоточиться на чем-нибудь, но мысли его сбивались и путались, глаза слипались , и он чувствовал, что эта попытка овладеть собой могла ему не удаться. Странные образы, обрывки туманных воспоминаний донельзя смутные ощущения окружающего клубились в его сознании беззвучным и бесплотным роем.
Он не знал, сколько времени длилось это бессознательное состояние, ему казалось, что очень долго, но когда он очнулся, то, к удивлению своему, почувствовал, что по-прежнему сидит в седле с какой-то кошачьей цепкостью, и увидел, что впереди него колышутся те же лошадиные уши. На полях, которые тянулись узкими полосками от дороги к сопкам, виднелись стога соломы и фигуры людей, медленно двигающихся за плугами. Вдали слышались людские голоса, звуки животных, казалось, кто-то мурлычет и мяучит. Тучи наполовину затмили и продолжали затмевать оранжево-желтое солнце, создавая тревожно-неспокойное настроение.
Внезапно стало темно, как ночью. Бессчетные удары грома следовали один за другим, молния слепила глаза. Сколько люди ни напрягали зрение, сколько ни всматривались в даль, впереди ничего нельзя было различить. Приходилось ехать наугад. Как нелегко дается им эта дорога! А какие только испытания не ждут их впереди! Но люди верили и знали: победа будет за ними.
Возможен и такой вариант текста для контрольного диктанта.
Сила воли есть один из главнейших признаков гения, есть его мерка.
И как изумительно, как чудесно проявилась эта дивная сила в Ломоносове! Чтобы понять это вполне, надо забыть наше время, наши отношения, надо перенестись мыслью в ту эпоху жизни России, когда грамотных людей можно было перечесть по пальцам, когда ученье было чем-то торжественным с колдовством, когда книга была редкостью и неоценимым сокровищем. И в это-то время на берегу Ледовитого океана, на рубеже природы, в царстве смерти, родился у рыбака сын, который с чего-то забрал себе в голову, что ему надо, непременно надо учиться, что без ученья жизнь не в жизнь. Ему этого никто не толковал, толкуют это нынче, его даже били за охоту к ученью, как нынче бьют за отвращение к науке. Чуден был этот мальчик, не походил он на добрых людей, и добрые люди, глядя на него, пожимали плечами. Все, и старше его, и моложе его, ровесники, все смотрели на вещи глазами здравого смысла и, по привычке видеть их каждый день, не видели в них Ничего необыкновенного: солнце им казалось большим фонарем, светившим им полгода, а чудное сияние в полугодовую ночь — отблесками большого зажженного костра дров; необозримое море они почитали за большой рыбный садок — словом, этим благоразумным людям все казалось обыкновенным, кроме денег и хлеба. Но мальчик смотрел на все другими глазами: в полугодовой ночи он видел что-то чудное, скрывавшее в себе таинственный смысл, океан манил его в свою неисходную даль, как бы обещая ему объяснить все непонятное, все, что сообщало его душе странные порывы, волновало его грудь неизъяснимою и сладкою тоскою, возбуждало в его уме вопросы за вопросами.
. И вот он, покорный внутреннему голосу, оставляет любимого отца и ненавистную мачеху, бежит в Москву. Зачем? — Учиться! Кто дал ему средство идти с таким упорством к своей цели? — Никто, кроме этой могучей воли, которая есть орудие гения. (В. Белинский.)
Задание 1. Зачеркните ненужное, выпишите имена собственные.
1. Пусть (М,м)лечной пылью все занесено. Среди
звезд (М,м)лечного Пути есть мертвые звезды. 1. __________
2, На лугу паслись (Б.б)уренки. Корова (Б,б)уренка
сама находит дорогу домой. 2.______________
Задание 2. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы и выпишите «третий
1. Искус. твенный, им. итация, новел..а 1.______________
2. Об.. .яние, об. няние, пан.. .рама 2.______________
3. Ч. лка, ПИЖ. Н, пч. лка 3.______________
4. Сеян. ая мука, просеян. ая мука, сеян. ая сквозь
сито мука. . 4._____
Задание 3. Сделайте, где необходимо, соединение, выпишите словосочетания с раздельным написанием НЕ.
1. Не чего зря сердиться! «Правду говорить —
не всякому дано. Невзирая на трудности, отряд 1.______________
2. Неужели и я такой? Не откуда ждать помощи.
Узнать было не_у_кого. 2.______________
3. Друг спорит — недруг поддакивает. Вовсе
нестарый мужчина недоуменно поднял голову. 3.______________
Задание 4. Вставьте буквы Е или И, выпишите номера предложений с частицей НИ.
1. Все были уверены, что он (Дубровский), а н. кто другой, предводительствовал отважными злодеями, 2. Приказный умер вскоре после рождения этого сына и оставил жену и сына н. с чем. 3. Этот портрет написан н. кем иным, как Репиным. 4. Куда н. взглянешь, все та же гладь и степь.
Задание 5. Сделайте, где необходимо, соединение, вставьте пропущенные буквы. Выпишите словосочетания с омонимичными производным предлогам словами.
1. Втечени. урока, в_течени. реки, в следстви..
2.На_счет работы, на_счет в банке, вцелях
углубления темы 2.______________
Задание 6. Вставьте, где необходимо, дефис, выпишите союзы.
1. Нето. нето, коекто, не_у_кого 1.______________
2.Как_нибудь, как_будто, не_рад 2.____________ г
Задание 1 . Зачеркните ненужное, выпишите имена собственные.
1. Эпоха (В,в)озрождения, (В,в)озрожение традиций, (П,п)рометеев огонь 1.______________
2. Бутылка (Е,е)ссентуков, (Д,д)амоклов меч, тюрьма
Задание 2. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы и выпишите «третий лишний».
1. Нар. щение, возр. стной, пром. кательный 1.______________
2.Чу.. .ствовать, уча.. .ствовать, я.. .ствовать 2.______________
3. Горяч. ещ. печ. т 3.______________
4. Обеден.. .ый, напечатан.. .ый, солен.. .ый 4.______________
Задание 3. Сделайте, где необходимо, соединение, выпишите словосочетания с раздельным написание НЕ.
1. Несмотря на ранний час, Вари не было дома. Но
Кочубей богат и горд недолгогривыми конями. 1._____________
Негодуя на руки, подумай о голове.
2. Не день и не_ночь -сумерки. На том берегу, где небо было светлее зари, царственно играла
алмазными огнями большая неизвестная звезда. 2.______________
Окно было совершенно немытым.
3. Магазин недополучил товара. В углу дивана
съежился человек, ничем неинтересный. 3.
Задание 4. Вставьте буквы Е или И, выпишите номера предложений с частицей НИ.
1.Мест, где н. ступала нога человека, теперь, пожалуй, н. найдешь. 2. Куда бы нас Отчизна н. послала, мы с честью дело сделаем свое. 3. Этот провал н. что иное, как потухший кратер. 4. И что бы со мной н. случилось, всегда буду помнить тебя.
Задание 5. Сделайте, где необходимо, соединение, вставьте пропущенные буквы. Выпишите словосочетания с омонимичными производным предлогам словами.
1. Впродолжени.. дня, в_продолжени. романа, взаключени. процесса 1.
2. В_роде их встречались подлецы. В_роде
натюрморта. Всилу многих причин. 2._ _____________
Задание 6. Вставьте, где необходимо, дефис, выпишите союзы.
1. То_ли . толи, недоволен, что_либо 1.______________
2. Какже, так_как, кое_как 2.______________
Проверить знания учеников можно также при помощи словарного диктанта, включающего все изученные орфограммы.
Босой, единичный, неувядаемый, подловить, загримированный, выпечка, веселый запевала, запивала лекарство, обежать стадион, обижать слабых .аббревиатура, аллегория, безугарный, выгорание, огарок, заревой, озариться, рад заре, поклонение, соприкосновение, безотлагательный, низложенный, отмотать, обмакнуть в чернила, возрастать, отраслевой, ростовщик, ростковый, блестеть, блистательный, настилать, отблеск, сочетание, расстелить, расстилаться, брошюра, нашивка, расчесанный, крыжовенный, мажор, бечевка, цивилизация, бестелесный, цитрусовый, на цыпочки, безвестный, ревностный, безынтересный, гигантский, ассонанс, имитация, безъядерный, адъютант, дьякон, завьюжить, четырехэтажный, вскачь, мятеж, навзничь, испечь калач, межинститутский, безысходный, субинспектор, здание, сближение, сгоряча, приволжский, прицелиться, припадать к земле, преподать урок, летчик, извозчик, кровельщик, перекапывать, планировать, волчонок, молодцеватый, жаропонижающий, гамма-лучи, выпукло-вогнутый, пол-ягодника, полуживой, пол-листа, мелкодробленый, мужественно, убранный, увлажненный, серебряный, стеклянный, вкривь, вслед, досуха, изредка, по-людски, поистине, помногу, с боку на бок, вследствие непогоды, как будто ненавидит, несмотря на привилегии, что бы то ни было в отличие от поклонников, хочется, чтобы все остались друзьями кое с кем кое-какой, ни брат ни сват, неоткуда, ничем иным это не мотивировалось не с чем иным сравнить, сообщил не кому другому, как ректору, никого иного не видел ,император Наполеон, наполеоновские замашки, обломовские привычки, современные донкихоты уехать в Заполярье, температура по Цельсию, Багамские острова, Куликовская битва, бальзаковский возраст.
Планирование составлено на основе учебного пособия для учителя
Н.В. Сиденко «русский язык. 10 класс. Поурочные планы».-Волоград, 2002