Диктант. Пока дорога шла близ болот, в виду соснового леса, всё время отклоняясь вбок, мы зачастую вспугивали це- лые выводки уток
Пока дорога шла близ болот, в виду соснового леса, всё время отклоняясь вбок, мы зачастую вспугивали це- лые выводки уток, приютившихся здесь. Мой спутник провожал глазами каждую птицу и втайне обдумывал план нашей будущей охоты. Заметив где-нибудь утиные стаи, он просил шофёра остановиться, и мы подолгу и вволю любовались не в меру беспечными утками, пла- вающими посередине тростников. Приятно было видеть такое обилие дичи, и мы вовсе не обращали внимания на мошек и комаров, которые вперемешку летали вокруг и облепляли нас, лишь толь- ко мы останавливались. Движение вперемежку с остановками развлекало нас, несмотря на громадную потерю времени. Мой спутник признался, что нигде и никогда не видел такого множе- ства дичи, и добавил, что эти места, знакомые ему до сих лор только понаслышке, поистине великолепны для охо- ты и по праву могут рассчитывать на широкую извест- ность среди охотников-любителей. Наконец, миновав болота, мы не без риска перешли вброд небольшую, но глубокую речонку и поехали в сто- рону. Мало-помалу дорога стала подниматься, и мы въе- хали в лес, который предстояло пересечь поперёк. Нам хотелось поскорее выбраться из лесу, который, казалось, быстро не пройдёшь. Вокруг царила тишина. Сначала лес был не однород- ный, а смешанный, потом сплошь пошла одна сосна, да такая высокая, что впору делать корабельные мачты. Вплотную сомкнувшись своими вершинами, гигантские сосны непрерывно тянулись вдоль дороги, которую пере- секали вылезающие наружу корни. Сторона, по-видимо- му, была глухая: везде виднелся лес, а полей и деревень по-прежнему не было. Но вот сосна стала понемногу редеть, и сквозь стволы кое-где проглядывала невдалеке равнина. По-осеннему пахло сыростью. Вдали что-то блеснуло, но настолько не- ясно, что никак нельзя было рассмотреть, что это такое. Понапрасну всматривались мы в даль: навстречу нам поднимался туман. Тотчас после одного крутого поворота мы увидели мельничную плотину, из которой вкривь и вкось торча- ли пучки хвороста. Сама мельница была совсем закрыта ветками со старыми вороньими гнёздами, издали похо- жими на наросты. При нашем приближении десятки ворон с резким криком разлетелись врассыпную. Неподалеку неожи- данно залаяли собаки, и впервые за весь день мы прибли- зились к человеческому жилью.
Вариант 36
Часть 1.
Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. Пример индустриального меланизма — это резкое возрастание частоты встречаемости чёрных (меланических) бабочек в промышленно загрязнённых районах.
2. Распространение чёрных бабочек в индустриально загрязнённых районах — пример индустриального меланизма, доказывающий существование естественного отбора в природе.
3. Причина возрастания частоты встречаемости чёрных (меланических) бабочек состоит в том, что белые бабочки на тёмных стволах стали лёгкой добычей птиц.
4. Один из примеров, доказывающих существование в природе естественного отбора, — индустриальный меланизм, в частности, распространение чёрных бабочек в загрязнённых районах.
5. Резкое возрастание частоты встречаемости чёрных (меланических) бабочек в индустриально загрязнённых районах — пример индустриального меланизма.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
3. вопреки этому
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЛЁГКИЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ЛЁГКИЙ [ж], -ая, -ое; лёгок, легка, легко; легче; легчайший.
1. Незначительный по весу, не отягощающий. Лёгкая ноша. Лёгкая ткань. Л. завтрак.
2. Исполняемый, достигаемый, преодолеваемый без большого труда , усилий. Лёгкая задача, работа. Лёгкая победа. Лёгкая дорога.
3. Небольшой (по силе, крепости); малозаметный.Л. ветерок. Лёгкое вино. Лёгкое прикосновение.
4. Лишённый грузности. Лёгкие шаги. Лёгкая походка.
5. Не напряжённый, не затруднительный. Лёгкое дыхание. Л. сон.
6. Не суровый, не строгий. Лёгкое наказание.
7. О болезненных, физиологических состояниях: не опасный, не серьёзный. Лёгкие роды. Болезнь протекает в лёгкой форме.
8. полн. ф. Уживчивый, покладистый. Л. человек. Л. характер.
9. Поверхностный, несерьёзный, легкомысленный, неглубокий.f Лёгкие нравы. Лёгкое отношение к жизни.
10. полн.ф. Без тяжёлого вооружения, подвижный. Лёгкая кавалерия. Лёгкие танки.
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. КАМЕНИСТАЯ тропинка вела к уцелевшим воротам.
2. Осада была гибельна для жителей, которые ПРЕТЕРПЕЛИ голод и всевозможные бедствия.
3. На празднике многие родители выпускников получили БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ письма.
4. Иванову ПРЕДСТАВИЛИ Дашеньку, дочь Рассказовых.
5. За телегой бесшумно волочился по дороге ОТРЫВОК тяжёлой грязной веревки.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
заплатить ЗА ПРОЕЗД
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | 1) Благодаря героизму людей катастрофа была предотвращена. |
Б) ошибка в построении сложного предложения | 2) Всех писателей в ходе интервью обычно спрашивают, над чем они сейчас работают |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | 3) Посетители удивлялись изобретательности мастера и его таланту. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым | 4) М.Ю. Лермонтов так и не закончил любимое детище – поэму «Демона». |
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм | 5) Северо-восточнее села располагаются образованные болота путём оседания песков. |
6) Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы. | |
7) Прочитав очерк, я понял, что его герои могут быть для нас примерами. | |
8) Они разбредались кто куда, а некоторые совсем близко подошли к рассказчику. | |
9) Те, кто придут позже, займут свободные места. |
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
1. (НЕ)ОЖИДАВШИЕ встретить таких опасных противников пираты переменили тактику.
2. В фабуле этого романа есть никем из литературоведов (НЕ) ОБЪЯСНЁННЫЙ один фрагмент.
3. Оказалось, что это (НЕ)ПРИГОДНЫЙ для работы инструмент.
4. Только (НЕ)СЖАТА полоска одна, грустную думу наводит она.
5. Отец Булгакова преподавал (НЕ)ЧТО иное как историю западноевропейских христианских конфессий, то есть протестантство
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1. (В)ТЕЧЕНИЕ многих часов охотник просиживал у норы и не слышал, ЧТО(БЫ) лисица заворчала или тявкнула.
2. Анна Михайловна писала на фронт (ПО)ПРЕЖНЕМУ адресу и (ПО)ПРЕЖНЕМУ ждала письма.
3. (В)СКОРЕ солнце совсем скрылось за острым хребтом, и тотчас (ОТ)ТУДА вылетел в небо веер ярко-рыжих лучей.
4. Мой спутник (ПО)ПРЕЖНЕМУ провожал глазами каждую птицу и (В)ТАЙНЕ обдумывал план нашей будущей охоты.
5. Эти места, знакомые охотнику только (ПО)НАСЛЫШКЕ, (ПО)ПРАВУ могут рассчитывать на широкую известность.
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Невелик был стари(1)ый город Тана, улицы в нём были пыль(2)ы, узки, дома не только деревя(3)ые, но также глиня(4)ые и белокаме(5)ые.
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1. Попугай этот был склочной и крикливой птицей и в течение месяца отравлял жизнь своему хозяину и всему дому.
2. Вечерами солнце купается в багровых туманах или сухо догорает на краю степи костром.
3. Во время полёта можно вздремнуть или просто помечтать.
4. В русской песне звучат как робость так и мятежная вольница.
5. Луна скатывалась за горизонт и город медленно погружался в предрассветную сухую тьму.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Вскоре (1) смущённый (2) он сидел передо мной (3) глядя в пол (4) и (5) нервно постукивая по столу пальцами.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Невозможно (1) конечно (2) передать музыку словами, как бы ни был богат наш язык. Музыка (3) по мнению Бетховена (4) должна высекать огонь из людских сердец.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
У всех (1) кто прошёл войну (2) терял своих лучших товарищей (3) есть острое ощущение того (4) что жить надо достойно.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Когда мы жили в Коктебеле (1) отец всё своё время посвящал рисованию (2) и (3) когда позволяла погода (4) то он целыми днями пропадал с мольбертом на берегу.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
На экране появится диалоговое окошечко Create New Drawing (Создание нового чертежа).
(1)Каждый день перепрыскивали дожди. (2)В конце концов земля так напиталась водой, что не брала в себя больше ни капли влаги. (3)Вот почему, когда образовалась в небе широкая, тёмная прореха и оттуда хлынула обильная, по-летнему тёплая вода, наша тихая мирная речка сразу начала вздуваться и пухнуть. (4)По каждому оврагу, по каждой канаве наперегонки, перепрыгивая через корни деревьев, через камни, мчались ручьи, словно у них была единственная задача – как можно быстрее домчаться до речки и принять посильное участие в её разгуле.
(5)Я пошёл вдоль по берегу, не думая ни о чём, любуясь воистину необыкновенным зрелищем. (6)Никогда, при самом дружном таянии самых глубоких снегов, не было на нашей реке такого разлива, такого водополья, как теперь. (7)Высокие ольховые кусты теперь выглядывали из воды одними макушками.
(8)До моего слуха стал доноситься однообразный слабенький писк, настолько слабенький, что сначала я хоть и слышал его, но как-то не обращал внимания, как-то он не мог «допищаться» до меня. (9)Может быть, спутывался сначала с писком и щебетанием птиц, а потом уж и выделился, чтобы завладеть вниманием.
(10)Сделав несколько шагов по берегу, я прислушался ещё раз и тут увидел у носка моего самому мне показавшегося огромным резинового сапога крохотную ямочку, оставленную некогда коровьим копытом. (11)В ямке, сбившись в клубочек, барахтались крохотные существа, беспомощные, как все детёныши. (12)Детёныши были величиной со взрослых мышей или, лучше сказать, с кротов, потому что больше походили на них окраской своих мокреньких шубок. (13)Их копошилось штук шесть, причём каждый старался занять верх, так что они вслепую всё время перемешивались клубочком, попирая и топча наиболее слабеньких. (14)Мне захотелось узнать, чьи это детёныши, и я стал оглядываться. (15)Из-за верхушки ольхи, судорожно, непрерывно загребая лапками, чтобы удержаться на одном месте (течение сносило её), глядела на меня своими чёрными бусинками выхухоль. (16)Встретившись со мной глазами, она быстро, испуганно поплыла в сторону, но невидимая связь с коровьим копытцем держала её, как на нитке. (17)Поэтому поплыла выхухоль не вдаль, а по кругу. (18)Она вернулась к ольховому кусту и снова стала глядеть на меня, без устали гребя на одном месте.
(19)Выхухоль держалась на воде метрах в двух от меня, что невероятно для этого крайне осторожного, крайне пугливого зверька. (20)Это был героизм, это было самопожертвование матери, но иначе не могло и быть: ведь детёныши кричали так тревожно и так призывно!
(21)Я наконец ушёл, чтобы не мешать матери делать своё извечное дело – спасать своих детей. (22)Поддавшись невольной сентиментальности, я думал о том, что у меня тоже есть дети. (23)Я старался вообразить бедствие, которое по масштабу, по неожиданности, по разгулу и ужасу было бы для нас как этот паводок для бедной семьи зверушек, когда пришлось бы точно так же тащить детей в одно, в другое, в третье место, а они гибли бы в пути от холода и от борьбы за существование, и кричали бы, и звали бы меня, а я не имел бы возможности к ним приблизиться.
(24)Перебрав всё, что подсказывало воображение, я остановился на самом страшном человеческом бедствии. (25)Название ему – война.
(26)Дождь усиливался с минуты на минуту, он больно сёк меня по лицу и рукам. (27)На землю спустилась чёрная, ненастная ночь. (28)В реке по-прежнему прибывала вода.
(29)В небе, выше дождя, превыше ночной темноты, так, что едва доносился звук, неизвестно куда и неизвестно откуда летели птицы, созданные из огня и металла.
(30)Если бы они и могли теперь взглянуть со своей высоты на землю и на меня, идущего по ней, то я им показался бы куда мельче, куда микроскопичнее, чем полчаса назад казались мне слепые, озябшие детёныши выхухоли, лежащие на самом краю земли и стихии.
* Владимир Алексеевич Солоухин (1924–1997) – русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».
Тестовые задания по русскому языку. Вариант 10 по демоверсии ЕГЭ-2017.
Вариант 10 – Незнайка ( по Демо 2017)
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)«Посеешь поступок — пожнёшь привычку; посеешь привычку — пожнёшь характер; посеешь характер — пожнёшь судьбу». (2) Так говорили древние, и в этой фразе заложен глубокий смысл. (3)……. состояние организма, здоровье человека, его работоспособность, а в конечном счёте и судьба зависят от множества мелочей, которые окружают нас дома и на работе, в семье и в производственном коллективе.
1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1.Человек, формируя определённые привычки, создаёт свой характер и сам строит свою судьбу.
2.Древние говорили, что в основе характера лежит привычка, а характер лежит в основе судьбы.
3.Судьба человека зависит от его привычек и характера, и сам человек определяет, какой она будет.
4.Во фразах древних всегда заложен глубокий смысл, и эта пословица не исключение. Состояние организма, здоровье человека, его работоспособность зависят от мелочей.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
В самом деле, Наверное, К счастью, Пока Хотя
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СУДЬБА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1.Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий. С. столкнула старых друзей. Избранник с.(счастливец; книжн.). Удары, превратности судьбы.
2.Доля, участь. Счастливая с. Узнать о с. родных.
3.История существования кого-чего-н. У этой рукописи интересная с.
4.Будущее, то, что случится, произойдёт (книжн.). Судьбы человечества.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
цЕпочка кУхонный нефтепровОд сирОты дозвонИмся
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Вот что значит УДАЧНАЯ фраза, сказанная в нужный момент в нужном месте.
Маститые ученые предлагали массу вполне ЛОГИЧНЫХ объяснений результатов опытов.
На улице ЦЕЛЬНЫЙ день моросит холодный осенний дождь.
Месяц еще не вставал, и только две звездочки, как два СПАСИТЕЛЬНЫЕ маяка, сверкали на темно-синем своде.
Всю ночь напролет поют в наших лесах ГОЛОСИСТЫЕ соловьи.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ЛЯЖЬТЕ на пол ДВУМЯСТАМИ рублями НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНО
пяти ГЕКТАРОВ немного ПОМИДОРОВ
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
в..негрет выг..рать хв..стливый б..рюзовый патри..тический
9 . Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
претерп..вать въедл..вый увес..стый привередл..вый успоко..л
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
выдвин..шь расходу..мые закле..те среж..шь пен..щиеся
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
1.(НЕ)ЯВИВШИЙСЯ на экзамен ученик был болен.
2.Актёр говорил (НЕ)ГРОМКО, но выразительно.
3.Забор на нашей даче до сих пор (НЕ)ПОКРАШЕН.
4.Ученик рассказывал текст наизусть, (НЕ)СМОТРЯ в книгу.
5.До каникул оставалось (НЕ)БОЛЬШЕ недели.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1.(В)ТЕЧЕНИЕ многих часов охотник просиживал у норы и не слышал, ЧТО(БЫ) лисица заворчала или тявкнула.
2.Анна Михайловна писала на фронт (ПО)ПРЕЖНЕМУ адресу и (ПО)ПРЕЖНЕМУ ждала письма.
3.(В)СКОРЕ солнце совсем скрылось за острым хребтом, и тотчас (ОТ)ТУДА вылетел в небо веер ярко-рыжих лучей.
4.Мой спутник (БЕЗ)УСТАЛИ провожал глазами каждую птицу и (В)ТАЙНЕ обдумывал план нашей будущей охоты.
5.Эти места, знакомые охотнику только (ПО)НАСЛЫШКЕ, (ПО)ПРАВУ могут рассчитывать на широкую известность.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Перед нами расстилалось широкое поле, уката(1)ое некогда лихими тройками, а теперь донельзя выровне(2)ое дождями и заросшее некоше(3)ой высоче(4)ой травой.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1.Ощущение одинокого сада и холодных лесов помогло мне писать и думать.
2.Осенью откроется выставка молодых московских художников и начнется их бурное обсуждение зрителями.
3.Заблестели на листьях берёз капли не то росы не то вчерашнего дождя.
4.Васька сложил в портфель пенал и циркуль и сел заполнять дневник.
5.Дальние сопки сливаются с закатными полосами и их медленно заволакивает вечерняя дымка.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Роса (1) выпадающая вечером (2) бывает такой обильной, что даже блестит ночью (3) отражая свет звёзд (4) и предсказывая тем самым жаркий день на завтра.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Обо мне сейчас тоскует (1) мой далёкий (2) милый друг.
Ты письмо моё (4) милый (5) не комкай, до конца его (6) друг (7) прочти.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Обратите внимание на те деревья в лесу (1) молодые почки (2) которых (3) уже набухли.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Если светит солнце (1) и на небе нет облаков (2) то пение птиц и запах сена чувствуется сильнее (3) и это воспоминание будит мысль (4) и уносит ее далеко- далеко.
Прочитайте текст и выполните задания 20-25.
(1) Я живу на новостройке. (2) За моим домом начинается картофельное поле.
(3) Наш дом еще не телефонизировали. (4) Поэтому возле него установлена будка телефона-автомата.
(5) Однажды моей соседке по коридору, Полине Ивановне, из смежной квартиры, сделалось плохо с сердцем. (6) Возле будки телефона-автомата скопилось достаточно много народа, я объяснил, в чем дело, и меня пропустили вне очереди. (7) Однако оказалось, что вызвать неотложку не так- то просто. (8) То абонент оказывался занят, то почему-то не снимали трубку.
(9) И вдруг дверца кабины распахнулась, и через мое плечо нажали на рычаг.
(10) Передо мной стояла девушка лет двадцати. (11) Очень красивая. (12) Той редкой, бросающейся в глаза красотой, о которой поэт говорил: (13) «Слепой лишь ее не заметит…». (14) Подобная красота столь же редкий дар природы для человека, как талант или даже гениальность. (15) И поэтому поражает.
(16) –Мне надо позвонить, –сказала девушка. (17) «Мне надо!» –для нее это уже значило все. (18) –Меня там ждут. (19) Я спешу! (20) Вы понимаете это?! –добавила она с тем раздражением в голосе, что, мол, мне некогда, а тут некоторые, –она выразительно посмотрела на меня…
(21) –Ну и что? –возмущенно раздалось из очереди. (22) –Не мешайте гражданину.
(23) Я приготовил другую монету, но она выскользнула у меня из рук и покатилась по тротуару.
(24) Пока мне помогали ее поднять, девушка впорхнула в будку и набрала нужный ей номер.
(25) –Что же вы ее пропустили? – укоризненно сказал я мужчине, стоящему перед дверью первым.
(26) –Себе дороже будет! – усмехнулся он. (27) –У меня свои такие. (28) Им слова не скажи, лучше отойти да стать в сторонку.
(29)Девушка разговаривала в будке громко, не обращая на посторонних внимания, и слышно было всем.
(30)— Серёжа! — кричала она. (31)— Как договорились, жду на условленном месте.
(32)Видимо, абонент что-то пробурчал недовольно, сделал ей какое-то замечание, девушка оглянулась на нас: (33)— Да тут всякие.
(34)Она неторопливо повесила трубку и величаво прошла мимо нас, гордо вскинув подбородок, а возле меня она приостановилась и шепнула так, чтоб не слышно было другим:
(36)Во второй раз я дозвонился быстро, продиктовал адрес и поспешил к лифту, помня, что Полина Ивановна в квартире осталась одна.
(37)Дверь в квартиру к Полине Ивановне оказалась незапертой. (38)Полина Ивановна лежала на кровати, прикрыв глаза.
(39)— Сейчас приедет неотложка.
(41)— Как вы себя чувствуете?
(43)Полина Ивановна молчала. (44) Молчал и я, не зная, что говорить, что делать.
(45)Неожиданно в комнату вошла знакомая мне девушка, которую я видел у телефонной будки. (46)Дверь в квартиру оставалась незапертой, и поэтому девушка вошла неслышно.
(47)— Вы здесь?! — взглянув на меня, сказала она с нескрываемым возмущением.
(48)— Моя внучка, — светлея лицом, прошептала Полина Ивановна.
(49)— Так это вы не для себя звонили, так старались? (50)Для других старались?— спросила девушка, с любопытством рассматривая меня.
(51)— Бабусик, я пойду, — обратилась она к Полине Ивановне. (52)— Один парень взял на меня билет в кино на «Покаяние». (53)Что у кинотеатра делается! (54)Психоз какой-то! (55)А ты побеседуй с этим джентльменом. (56)Приятная компания. (57)Ну, помчалась. (58) Целую!
(59)Неотложка пришла через несколько минут. (60)Возможно, девушка встретилась с врачом где-нибудь у лифта. (61)Полину Ивановну осмотрели и сказали, что необходимо срочно отправить её в больницу. (62)Положили на носилки, закрыли одеялом до подбородка и унесли.
(63)Я смотрел в окно и удивлялся, почему машина так долго стоит у нашей парадной. (64)Наконец она ушла. (65)А на другой день я узнал, что ещё в лифте Полина Ивановна умерла. (По П.Васильеву)
Васильев Павел Александрович (1929–1990) – русский писатель-прозаик. Основная тема его произведений – война. Наиболее известные книги: «Парень в кепке», «Весной, после снега», «Выбор», «Судома-гора» и др.
20. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1. Дом был старый и предназначался под снос, поэтому его не телефонизировали .
2. У Полины Ивановны случился приступ аппендицита.
3. Вызвать неотложку оказалось делом сложным.
4. Внучка Полины Ивановны была редкой красоты.
5. Полина Ивановна умерла утром следующего дня.
21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1. В предложениях 1—5 представлено описание.
2. Предложения 37—44 включают элемент рассуждения.
3. Предложение 8 поясняет содержание предложения 7.
4. В предложениях 32—35 представлено повествование.
5. Предложение 7 содержит подтверждение суждения, высказанного в предложении 6.
22. Из предложений 10-15 выпишите слово со значением «что-л. очень ценное, важное, чем человек наделен от природы».
23. Среди предложений 37-47 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
24. «Рассказанный автором эпизод не оставляет никаких сомнений в том, к кому относится слово, взятое в качестве заголовка. Весь текст построен на контрасте красоты внешней — редкого дара природы — и внутренней — той, которая не бросается в глаза и заметна порой только в отношении к близким. Писатель прибегает к таким синтаксическим средствам выразительности, как (А)……(предложения 25—27, 39—42, 47—50), (Б)……(предложения 20, 33), (В) …….(предложения 3—4, 10—11,14—15), которые придают динамику сюжету. Оживляет повествование и (Г)…….. («неотложка», «впорхнула», «бабусик»,«помчалась»)».