Этика охотника
Кроме требований правил охоты, рыбной ловли и правил техники безопасности при производстве охот, выполнение которых каждым строго обязательно, существуют еще традиционно сложившиеся нормы поведения охотника и рыболова. В целом это, конечно, те же нормы, которые присущи любому культурному человеку в отношениях с другими людьми, по отношению к животным и к объектам дикой природы вообще. Однако, например, в силу специфики занятия охотой — наличия в руках человека оружия, то есть средства повышенной опасности, нахождения его зачастую один на один с окружающей природой, где единственным контролером действий является собственная совесть, нормы поведения охотника имеют свои особенности.
Во-первых, каждый охотник, в той или иной мере пользуясь объектами природы, обязан компенсировать причиненный ей ущерб. Такая компенсация может быть разнообразной. Это и активное участие в мероприятиях по охране природы, личное трудовое участие в проведении биотехнических мероприятий — заготовке кормов для подкормки диких животных, устройстве кормушек, солонцов, искусственных гнезд и т.п. Это и внесение денежных средств на ведение охотничьего хозяйства в виде платы за путевки и лицензии, членских взносов в общества и т.п.
Каждый охотник обязан пропагандировать правила охоты и показывать личный пример в строгом их выполнении, вести разъяснительную работу среди других охотников и местного населения о необходимости бережного отношения к природе.
Он не может спокойно проходить мимо фактов браконьерства, случаев нанесения ущерба природным богатствам.
Традиционно сложившаяся культура охоты в России определенным образом отличается от культуры охоты в западных странах. Она несколько проигрывает в ритуалах, сопровождающих процесс охоты, изысканности охотничьей одежды, охотничьих принадлежностей. Видимо, это определилось тем, что охота в России во все времена была более доступна самым широким слоям населения. Однако это же, а также наличие значительно большего количества различных видов охотничьих животных, определило разнообразие способов русской охоты. В подавляющем большинстве охота у нас либо индивидуальна, либо предполагает участие двух-трех-четырех близких товарищей, действующих в тесном контакте. В отличие от коллективной охоты, более распространенной на западе, это позволяет шире проявлять на охоте личную творческую инициативу, гораздо глубже познавать повадки животных, законы и тайны природных явлений, использовать эти знания для достижения успеха на охоте.
Наш российский охотник, как правило, достаточно пренебрежительно относился к красоте своего охотничьего костюма, но высоко чтил качество охотничьего оружия и специального снаряжения. Вот что пишет Л.Н.Толстой в романе «Анна Каренина» о сборах на охоту богатого барина князя Облонского Степана Аркадьевича с товарищами: «Степан Аркадьевич был одет в поршни и подвертки, в оборванные панталоны и короткое пальто. На голове была развалина какой-то шляпы, но ружье новой системы было игрушечка, и ягдташ и патронташ, хотя истасканные, были наилучшей доброты. Васенька Весловский не понимал прежде этого настоящего охотничьего щегольства — быть в отрепках, но иметь охотничью снасть самого лучшего качества».
Однако, конечно же, и своей одежде, охотнику следует уделять самое пристальное внимание. Она должна соответствовать сезону охоты, погодным условиям, быть хорошо подогнанной, не мешать движениям, не создавать лишнего шума при передвижении, например, в зарослях. Внешний вид охотника не должен вызывать неприязни как у товарищей по охоте, так и у других людей, встречающихся с ним. Совершенно не допустимо, особенно городским охотникам, появляться в общественных местах после охоты в одежде запачканной грязью или, тем более, со следами крови на ней или на рюкзаке, в котором лежит добытая дичь.
Многие виды охоты не возможны без соответствующей маскировки. Поэтому хороший охотник должен иметь маскировочные костюмы для зимней и для осенней охоты, особенно это необходимо при коллективной охоте, например, на копытных животных, где от действий одного человека порой зависит успех всей команды. Можно привести такой пример. При проведении зимней загонной охоты на лося в команду охотников попал новый человек. Ранее не бывая на таких охотах, он прибыл совершенно не подготовленным. Мало того, что новое помповое ружье было никак не пригодно для стрельбы по крупному зверю. При температуре воздуха около минус двадцати градусов, одет он был в легкую кожаную куртку, джинсы, кроссовки и спортивную шапочку. Уже через час охоты только один вид этого промерзшего насквозь «охотника» вызывал у всей команды уныние, а его постоянные намеки, что пора возвращаться на базу, никак не способствовали успеху охоты.
Отсюда еще один вывод — нужно внимательно подходить не только к подбору своего охотничьего снаряжения, но и товарищей по охоте. Особенно важно иметь хороших, надежных напарников при многодневных охотничьих походах в тайге, в горах, на больших водоемах, где практически всегда возникают какие-то экстремальные ситуации и от действий охотников зависит не только успех охоты, но, нередко, и само их здоровье, жизнь.
Среди охотников всегда почиталось глубокое «знание охоты». Это достаточно широкое понятие, включающее знание охотничьего оружия, снаряжения, повадок диких животных, тонкостей различных способов охоты. Для непосвященного человека охота — это хождение в лесу, в поле, по болоту с ружьем. Выскочит дичь — стреляй. Да и практически каждый охотник в юности начинал с этого. Но в дальнейшем охота для настоящего охотника приобретает особый смысл. Со временем у каждого появляются любимые виды охоты, которые он познает до тонкости. Только в этом случае охота становится не просто добычей куска мяса, а настоящим искусством, процессом, приносящим радость и удовлетворение, часто даже независимо от количества добытой дичи.
Говоря о культуре охоты, следует отметить, что безусловно охотник, владеющий охотничьей собакой любой породы, имеет преимущества перед другими охотниками. Конечно, в современных условиях, к сожалению, трудно содержать и готовить хороших охотничьих собак, особенно горожанам. Отсюда, например, постепенное затухание самой поэтической русской охоты — охоты о гончими. Содержание этих собак требует особых условий. Но, будем надеяться, что настоящие охотники на Руси никогда не переведутся, и наше отечественное охотничье собаководство еще получит новый расцвет.
Каковы же нормы поведения охотника при нахождении его в охотничьих угодьях? Прежде всего необходимо сказать, что настоящий охотник всегда уважительно относятся к дичи и к трофеям. Что это значит? Охотник не должен пользоваться бедственным положением зверей и птиц для их добычи, например, при половодье, гололедице, режущем снежном насте, засухе, когда дичь собирается у единственного источника воды, и в других подобных случаях. Настоящий охотник не будет стрелять по линяющим не способным к полету птицам, хлопунцам, матке, пытающейся отвести охотника от птенцов. Недопустима стрельба весной по самкам, и в любое время года по птицам и зверям, на которых охота закрыта, по животным, не относящимся к охотничьим видам.
Никогда нельзя стрелять зверя или птицу в том случае, когда заранее знаешь, что взять их будет невозможно. Чаще всего это бывает при охоте на водоплавающую дичь, когда охотник должен выбрать место для стрельбы так, чтобы битые птицы не падали в крепи, где их не найти.
Если сделан подранок, будь это зверь или птица, охотник должен принять все возможные меры, чтобы добрать его, даже в том случае, если временно придется прекратить стрельбу по другим возможным трофеям.
Недопустима неприцельная стрельба по стае пролетающих птиц, а также стрельба по дичи на расстоянии, превышающем предел прицельного убойного выстрела данного оружия. В подавляющем большинстве случаев такая стрельба не обеспечивает поражения цели, но приносит уходящих подранков, которые в дальнейшим бесцельно погибают.
При охоте на копытных животных нельзя стрелять самку, имеющую теленка или поросят, так как потеря матери чаще всего приводит к их гибели.
Культурный охотник всегда в душе гордится своей добычей, но никогда не будет хвастать ею перед другими. Показывая добытых животных, он не будет небрежно швырять их тушки. Пока находится в поле, отмоет, очистит дичь от крови и грязи, аккуратно уложит в ягдташ или рюкзак. Он не скажет: «убил» зайца или утку, а, как правило, «взял», «отстрелял», «добыл», «снял в лет». Охотник поздравит удачливого товарища не «с добычей», а «с полем», то есть со счастливым процессом полевания (охоты).
Особо следует сказать о правильных взаимоотношениях между охотниками. Общепринято, что при большом количестве охотников в определенном месте угодий, право выбора места охоты или отдыха зависит от очередности их прибытия с учетом того, чтобы не находиться близко друг от друга и не мешать охоте товарищей. Нельзя становиться или бродить около чужого шалаша или скрадка, перекрывать пути подлета дичи к нему, мешать охотнику, скрадывающему дичь. При облавной охоте нельзя стрелять по зверю, идущему на соседний номер.
Безусловно, всем охотникам должны быть присущи товарищеская взаимопомощь и взаимовыручка. Опытный охотник всегда словом и делом поможет молодому. И совершенно естественно, между охотниками должно быть полное доверие и взаимопонимание. Охотник никогда не подойдет к чужому биваку, если нет хозяина. Размещаясь в охотничьей избушке, где останавливаются многие охотники, он никогда не позволит себе что-то испортить здесь, а уходя всегда оставит запас дров, соль, спички, по возможности сухари или другие продукты.
Там, где ведется самоловный промысел, охотник никогда не пойдет по чужому путику, не подойдет к чужому капкану или ловушке, наткнувшись на пойманною в чужую ловушку зверя охотник может умертвить его, а затем укрыв от хищников, оставит на месте, но не в коем случае не присвоит себе чужую добычу.
Существуют обычаи вежливости при охоте с собаками. Если охотник непредумышленно застрелил зайца из-под чужой собаки, он непременно отдаст трофеи владельцу собаки. Тот по традиции возвращает патрон как бы в знак благодарности и возмещения за затрату заряда. При охоте двух-трех охотников с одной подружейной собакой они уславливаются об очередности стрельбы.
Не этичны споры о том, кто добыл данный трофей. Принято считать, что копытного зверя и другую крупную дичь отстрелял тот охотник, который произвел выстрел, остановивший и положивший зверя. Заяц, утка или другая мелкая дичь принадлежит охотнику, после выстрела которого был прерван бег или полет.
Воспитанные охотники никогда не допустят лишней стрельбы в угодьях, а также криков и ненужного шума. Все это не совместимо с настоящей охотой. Если необходимо пристрелять ружье или потренироваться в стрельбе, то делать это следует по окончании процесса охоты, в месте, соответствующем требованиям правил техники безопасности. Это либо далеко просматриваемая открытая площадка, либо вал, насыпь земли, склон оврага и т.п. Ни в коем случае нельзя вешать мишень на дерево на уровне роста человека.
Что касается шума на охоте, то можно привести такой пример. В период весенней охоты в место, представляющее собой обширную зарастающую вырубку прибыла на автобусе команда охотников около 15 человек, чтобы постоять на вечерней вальдшнепиной тяге. Каждый знает, что эта охота настоящий праздник для охотника, особенно городского — первое общение с просыпающейся после долгой зимы природой. Основная ее прелесть в возможности послушать весенние голоса птиц, услышать хорканье и цвирканье вальдшнепов.
Охотники заняли облюбованные места, в лесу воцарилась тишина. Но тут к участку охоты подошли еще трое. Расположились недалеко друг от друга. Уже через пять минут кому-то из них надоело стоять. Раздался клич: «Вася, наливай!». А еще через пять минут окрестности оглашали пьяные голоса. Охота, которая длится всего 20-30 минут, и ради которой люди специально приехали издалека, для всех охотников, находившихся поблизости, была испорчена.
Вообще, пьянство на охоте недопустимо. Мало того, что нетрезвый человек не может правильно оценивать обстановку и сам процесс охоты становится для него бессмысленным, наличие оружия в руках пьяного делает его крайне опасным для окружающих. Статистика свидетельствует, что более 90 процентов несчастных случаев, происходящих на охоте, связано с употреблением алкогольных напитков.
В этике охотника и рыболова много общего. Как и охотник, рыболов не усядется на занятое другими место, не тронет снастей и добычи других рыболовов, не проплывет на лодке вблизи чужих расставленных удочек, без разрешения не просверлит лунку ближе пяти метров от лунок товарища, у которого пошел клев.
Немного об общей культуре людей, находящихся в угодьях. К сожалению, еще иногда приходится видеть простреленные дробью дорожный знак, какую-нибудь указательную табличку на железной дороге или в подобных местах. Приходилось видеть и поломанные случайными неорганизованными рыболовами охотничьи шалаши, лодочные причалы, искусственные гнезда для уток, сделанные егерями охотничьего хозяйства. И даже сожженные охотничьи и рыболовные избушки. Случалось слышать и грубые перебранки, вплоть до драки, между охотниками и рыболовами, якобы мешающими друг другу заниматься своими делами (и это на огромном водоеме!). Люди, допускающие такие поступки, не могут быть названы не только культурными, но и вообще нормальными людьми.
Культурный человек никогда не оставит после себя на биваке груду мусора, консервных банок, тем более битых бутылок. Встретив в лесу какие-либо лесохозяйственные или биотехнические сооружения, он не повредит их. Если в силу сложившихся обстоятельств придется воспользоваться для обустройства ночлега сеном или соломой, то он прежде всего подумает о труде людей, заготовивших это сено или солому, и сделает так, чтобы стог или копна остались целыми, а не гнили в последующем под дождем.
Даже в тайге, не говоря уже о малолесных районах, прежде чем срубить дерево для костра, шеста, плота или для других нужд, следует сначала осмотреться, подумать и рубить то дерево, которое в силу естественных причин уже не имеет перспектив для роста, а не выбирать самое красивое, стройное и здоровое.
Место для костра нужно выбирать так, чтобы он не явился источником пожара, а уходя обязательно залить костер водой или засыпать землей до полного затухания.
Находясь на усадьбе хозяйства, следует соблюдать установленный там порядок, чистоту, правила общежития, бережно относиться к инвентарю.
Соблюдение всех вышеперечисленных норм не потребует больших усилий, но сделает охоту и рыбалку не только увлекательным, но и приятным, доставляющим глубокое удовлетворение процессом, не вызовет негативного отношения у окружающих.
Любительская охота и этика охотников
Дипломатический протокол, этикет, этика – все это нормы, которые сложились в человеческом сообществе в ходе длительного исторического развития. Каждой общественно-экономической формации присущи свои нравственные принципы и этические нормы поведения, выработанные самим народом и вошедшие в его плоть и кровь. Они становятся традициями, составной частью общенациональной культуры и не нуждаются в нашей поддержке силой закона.
фото: Антона Журавкова
Как, например, чаепитие в Китае или охотничьи традиции.
Кто из нас с замиранием сердца не зачитывался описанием сцен охоты в произведениях Л.Н. Толстого, отношением участников к самому действу охоты и ее традициям, так ярко выписанных гением.
И сегодня вряд ли кто равнодушно читает или смотрит по телевизору, как охотятся в Западной Европе.
Костюмы охотников, ритуал начала охоты и ее окончания – все это дань вековым охотничьим традициям.
А какое глубокое впечатление все это производит на нашего соотечественника, если ему довелось принять участие в такой охоте! Мы с разочарованием примеряем эти нравственные одежды на себя и на людей нас окружающих. Сравнение не в нашу пользу.
На страницах охотничьих изданий моральному облику российского охотника и этике охоты уделяется пристальное внимание. К этой кровоточащей теме я не раз обращался, задавая вопрос, что же такое охота и кто мы, охотники сегодняшнего дня?
Хотелось бы добавить, а на некоторых проблемах более выпукло заострить внимание. Я согласен, что «охота ближе всего к любви, причем в ее прямом, физическом смысле». Охота сродни любви к женщине, ей присущи влечение, страсть и желание.
В романе «Война и мир» Л.Н. Толстого находим такие строки: «Данило! – сказал Николай Ростов, робко чувствуя, что при виде этой охотничьей погоды, этих собак и охотника его уже охватило то непреодолимое чувство, в котором человек забывает все прежние намерения, как человек влюбленный в присутствии любовницы».
Охоте безоглядно предаются люди как молодые, так и пожилые. Среди них много натур утонченных, людей богатых и бедных. Но все они тонко чувствуют и понимают очарование и красоту охоты.
Редок номер «РОГ», где бы не сообщалось о браконьерстве в различных регионах России. Не вызывают возражений утверждения многих авторов, что эта вселенская наша беда ставит под сомнение саму охоту и возможность возрождения охотничьего хозяйства страны.
Для борьбы с этим злом предлагаются различные пути – от «закручивания гаек» и до самых радикальных – стрельбы на поражение по браконьерам, как это делали английские колонизаторы.
Если наши «народные» избранники, чиновники-казнокрады, силовики-браконьеры, то уже «назаконотворили» и «навоспитывали». Последнее время нам упорно насаждали культ денег и силы. Теперь, когда почувствовали результат, стали чесать «репу».
Для воспитания охотников и населения нужна четкая позитивная программа, которой, к великому сожалению, нет. Министерство образования и науки никак не решит, по каким программам и учебникам учить детей в школе, а мы замахиваемся воспитывать «охотников и население в целом». Я много раз говорил и повторюсь снова.
Любительская охота во все времена была связана с социальными, экономическими и политическими условиями жизни народа. И не последнюю роль в ней играли господствующая идеология и морально-психологическая обстановка в обществе.
Если верить социальным исследованиям, то за чертой бедности в России сегодня живут 35–40 млн. человек, да еще безработица в 3–5 %. Никто же не удосужился посчитать, а сколько среди них охотников? Вот где неисчерпаемый резерв браконьеров.
Народное хозяйство в упадке, рабочих мест в деревнях и малых городах почти нет, семья голодает и раздета, а по телевизору показывают «рублевскую элиту», катающуюся в роскоши как сыр в масле.
Народ помнит поговорку: «Трудом праведным не построишь палат каменных». Про политическую составляющую и говорить не хочется. Смута и в головах, и в делах.
Строим общество равных возможностей, но почему-то среди нас, равных, оказывается кто-то «равнее» других. Чтобы уважаемый читатель не заподозрил меня в клевете и возведении напраслины на светлый облик нашего законотворца и VIP-чиновника, сошлюсь на статью В. Кожемякина «Высокопоставленные истребители Природы, Российские толстосумы и т.п. тратят на охоту бешеные деньги и изводят редких животных («АИФ» ).
О размахе браконьерства этих лиц можно судить по подзаголовкам в статье: «Сипы в погонах», «Ученые-снайперы», «Чиновникам охота. », «По рогам с неба». В этом же материале читаем, как В. Жириновский развлекался тем, что стрелял в пасущихся коров из окна поезда.
Вы только задумайтесь, что он говорит: «Я редко охочусь, в основном, когда еду по стране на машине или в агитпоезде. Беру с собой ружье, открываю в своем VIP-вагоне окно и стреляю». По словам лидера ЛДПР, в качестве его мишеней выступают коровы, телята, собаки, воронье.
Я на минуту вообразил себя стреляющим из машины или окна вагона. Представляю, что бы со мною сделали силовики.
фото: Семина Михаила
В миг лишился бы своего любимого оружия и оказался в психушке. А Жириновскому даже очень ничего. Как ни печально, но факт.
В обществе господствует идеология наживы, которую можно выразить словами из одной известной песни «Нет, нет, я хочу сегодня. Нет, нет, я хочу сейчас» и все сразу. А морально-психологический климат?
О нем можно судить, включив телевизор или раскрыв какую-нибудь желтую газетенку, где героями выступают бандюганы, чиновники-казнокрады, взяточники и проститутки. У читателя может возникнуть вопрос, а что же я предлагаю для борьбы с браконьерством? Мои предложения можно обнаружить в строках и между ними.
Давайте к проблеме подойдем с другой стороны. Прежде всего, попытаемся внимательнее присмотреться к охотникам.
Их условно можно разбить на три группы. Первая группа – самые обездоленные охотники. Хотя многим из них не чуждо эстетическое наслаждение, испытываемое от охоты. Но и браконьерский кусок мяса для них имеет существенное значение.
В подтверждение этих слов приведу диалог из рассказа В. Сысоева «Браконьер», поразивший меня глубиной страданий страстной охотничьей души. Судите сами. Местная баба предупреждает дядю Григория:
«Ты опять за охотой никак? О-о-ох! Попадешься! В. в те задаст! Он намеднись на рынке при всех говорил: дай, говорит, мне до этого Гришки Волчонка добраться, уж я его засажу в острог, будет ему у меня рыбу да дичь всякую воровать. »– Знаю, тетка, знаю. Да уж охота-то больно одолела. ни сна, ни покою из-за ея никакого не имею. Хотел было, это, совсем бросить, да нет, не в моготу, что хошь. »
Этот рассказ был напечатан (обратите внимание) в ежемесячном иллюстрированном журнале «Природа и охота» – органе Императорского общества размножения охотничьих и промысловых животных и правильной охоты (т.1, 1881 г.).
Вторая группа – люди более или менее состоявшиеся, интеллигентные. Они не бедны. И в охоте ищут отдохновения для души и заряда бодрости от общения с природой и братьями нашими меньшими. Они – не эстетствующие убийцы, как о них выразился А. Никольский, доктор биологических наук, зоолог.
В их характере по отношению к охоте Вадим Чернышев, писатель и охотник, тонко подметил: «Если бы от нее осталась одна стрельба, я уверен, все настоящие охотники распрощались с ней навсегда». Вот на эту группу охотников я и возлагаю большие надежды. Они «одной крови» и не дадут умереть любительской охоте и зачахнуть охотничьим традициям, так как самим Провидением призваны сеять «разумное, доброе, вечное».
фото: Семина Михаила
О третьей группе, так называемых «человеков с ружьями» – высокопоставленных чиновниках много писать не имеет смысла. Для них в охоте главное – это побольше навалять дичи. Если охотников первой группы еще можно как-то усовестить, а ликвидировав их бедность и сделав подлинными хозяевами угодий, то и до минимума свести браконьерство среди них. Чего не скажешь о третьей группе. С этим злом надо бороться всем миром, используя все средства.
Вспомните, как в один из приездов в Россию Г. Коль, канцлер ФРГ, отказался принять участие в охоте, заявив: «Если «зеленые» узнают, дома житья не будет». И в заключение.
Не совсем разделяю мнение В. Степаненко, что в деле воспитания охотников и населения «Идти тем же путем, что и страны, где охотничье законодательство соответствует реалиям времени и принято населением, – это значит идти долгим и болезненным путем». И.В. Гете считал, что воспитывать взрослых – безнадежное дело, чтобы чего-нибудь добиться, нужно начинать с воспитания молодежи.
Видимо, следует согласиться с классиком. Скажу коротко. Это развратить людей можно быстро, а обратный процесс весьма длительный и непременно болезненный. Моисей 40 лет водил иудеев по пустыне. Очищение от скверны – путь долгий. Всем нам необходимо набраться сил и терпения, чтобы пройти его.