Хозяйственно-культурный тип — комплекс особенностей хозяйства и культуры, который складывается исторически у различных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных естественно-географических условиях [1]
Главным разделительным элементом является способ производства конкретных обществ. При сходной историко-географической ситуации могут возникать тождественные хозяйственно-культурные типы у народов, живущих в разных частях континента, находящихся далеко друг от друга.
М. Г. Левин и Н. Н. Чебоксаров классифицировали способы производства на три последовательных хозяйственно-культурных типа:
Охота, собирательство и рыболовство
Ручное земледелие (в том числе и мотыжное, без участия тягловой силы) и скотоводство
Пашенное земледелие [2]
Содержание
Охотники, собиратели и рыболовы
Самые древние формы производства. Источником существования людей являются дикорастущие растения, дикие животные и рыболовство. Это т. н. присваивающий тип производства. Н. Н. Чебоксаровым было отмечено, что это не совсем так, ведь люди производили орудия для охоты, делали приспособления для рыбалки и т. д. [3]
Классификация подтипов исходит из естественногеографических условий:
Собиратели и охотники лесов жаркого пояса
К ним относят этносы или изолированные части этносов, живущие в тропической и субтропической полосе земного шара — индейцы р. Амазонки, пигмеи р. Конго, некоторые народы Индостана, ведда (Шри-Ланка) и др. Так пигмеи используют как загонный тип охоты, так и охоту «вдогон» с использованием собак. Широко применяют ловушки и западни. Из орудий используют луки (кроме пигмеев Камеруна, где они не известны), а также небольшие копья. Но более 70 % пищевого рациона составляет собирательство: грибы, гусеницы, сотовый мед, съедобные корни, орехи, всякие травы [4] .
Характерны построения в виде ветровых построек, хижин из веток и коры, жилищ на деревьях, отсутствие одежды. Поскольку существование собирателей и охотников зависит от истощения природных ресурсов, народы этого ХКТ вынуждены вести кочевой образ жизни.
Охотники и собиратели степей и полупустынь
К ним относятся австралийские аборигены, некоторые народы Южной Америки, а также бушмены (Ю. З. Африка). Хотя и существует разделение труда по половому признаку (женщины и дети занимаются собирательством, тогда как мужчины в основном охотой), специализация не имеет зависимости от мотивации по религиозным причинам, как и от понятия престижности той или иной работы. И мужчина, выходящий на охоту, занимается сбором грибов, а женщины и дети помогают при загоне дичи в сети. В Лесото племена бушменов, до того как были вытеснены в пустыню Калахари, собирали ягоды, дикие дыни, плоды баобаба, также там росли некоторые злаковые из которых делали муку, собирали яйца птиц [5] .
Собиратели, охотники и рыболовы умеренного теплого пояса
Более благоприятные условия (влажность, как следствии увеличение растительности и диких животных), отделяют этот подтип от первых двух. Возникает полуоседлый образ жизни, а как следствие, и основные пункты поселений с постоянными постройками.
К группе относятся некоторые племена Северной Америки (в основном охотники), нивхи, ханты, манси, айны (собиратели и рыболовы) и др.
Охотники и рыболовы северных таежных лесов
Данный подтип распространен на всей северной таежной зоне Северной Америки и Евразии. Охота и рыболовство являются основой существования этих народностей. Наравне с постоянными жилищами существуют и промысловые (временные). Ведут полуоседлый или фактически оседлый образ жизни.
Охотники лесотундры и тундры
Имеют много общего с охотниками и рыболовами северных таежных лесов. К ним относят — саамов, эскимосов (материковых), юкагир, нганасаков и др.
Арктические охотники на морского зверя
Для представителей этой группы характерен оседлый образ жизни. Живя в экстремальных условиях, главным средством пропитания была охота. Именно из шкур, костей и т. д. создавалась одежда, строились дома (иногда и с помощью ледяных брусков — иглу, там кости и шкуры служили каркасом), изготавливались орудия труда.
Ручные земледельцы и скотоводы
Особенностью этой группы следует отметить более устойчивую экономическую базу, возникновение прибавочного продукта — излишка, который накапливается: у животноводов это скот, у земледельцев — зерновые культуры, а также домашний скот, птица и др.
В результате возможно возникновение классовых обществ, отделение ремесла от сельского хозяйства, возникает имущественное неравенство.
Ручные земледельцы жаркого пояса
Данный вид был распространен у части индейцев р. Амазонки, банту и других народов тропической Африки (например, часть пигмеев), меланезийцы Океании и др.
Основная система земледелия — подсечно-огневая, также использовались и постоянные поля, для разрыхления почвы использовали нередко животных. У некоторых народов использовался при сельскохозяйственных работах женский труд (например, о. Алор).
Ручных земледельцев жаркого пояса можно разделить на две группы:
Океаническая. Использование основным орудием труда палки-копалки, за отсутствием глины, утварь делают из бамбука. Тесно связаны с мореходством. Основные с\х культуры — таро, хлебное дерево, суходольный рис и др.
Предгорная. Некоторые народы Филиппин, малайеязычные гаошань Тайваня, мон-кхмероязычные кава в Юго-Восточной Азии и Южном Китае и некоторые др.
Ручные земледельцы и скотоводы горной зоны
Характеризуется выращиванием более холодоустойчивых культур (Ячмень, ямс, гречиха и др.) Наличие хвойных лесов приводит к возникновению жилищ из дерева и камня. Важное значение имеет выращивание домашнего скота. К данной подгруппе относят народы Дагестана, Тибета, таджики, припамирские таджики, пиренейские баски.
Мотыжные земледельцы степей и сухих предгорий
Один из самых распространенных типов (до начала колонизации). Он был распространен у ацтеков, майя, чибча-муисков, современных пуэбло, большая часть Азии.
Ручные земледельцы лесной зоны умеренного пояса
Большинство современных народов Европы, раньше принадлежали к этой подгруппе. Также часть народовСеверной Америки — ирокезы, атапаски и др. Важную роль у этой подгруппы продолжает играть животновотство и собирательство, но уже как подсобное хозяйство.
Скотоводы-кочевники степей и полупустынь
Отделение животноводов от земледельцев описано ещё в Библии (история о Каине и Авеле). Невозможность заниматься земледелием и другими производствами привело к возникновению кочевого-скотоводства. Большинство источников питания, орудий труда, временные жилища кочевые народы получают от скота — мясо, молоко, кожа и др. Наиболее распространен этот тип производства был в Евразии — Передняя Азия (арабы бедуины, туареги), тюркские народы, монголы и др.
Высокогорные скотоводы-кочевники
Ярким представителем являются тибетцы, разводящие яков, сарлыков.
Таежные охотники-оленеводы
Возникает под влиянием оленеводства на древних таежных охотников, именно поэтому важное значение получило оленеводство, как транспортное средство, что позволяет значительно расширить район кочевания. Наиболее яркие представители — эвенки, эвены некоторые другие.
Оленеводы тундры
Представители — чукчи, коряки, нганасан и другие народы Севера. В отличие от охотников-оленеводов, употребляют мясо оленя и в пищу, используют его шкуры для изготовления одежды и т. д. Главная причина этого — богатая пастбищами пространства тундры.
Пашенное земледелие
Самой важной характеристикой этой группы является использование домашних животных в качестве тягловой силы. Производительность труда резко возрастает, именно эта форма являлась главной экономической базой стран Европы, Китая, колонизированной Америки.
До сих пор идут вопросы где же зародилось пахотное земледелие. Р. Ф. Итс пишет:
Археологические данные дают достаточно оснований, чтобы считать долины рек Тигра и Евфрата, Нила, Инда и Ганга, Амударьи и Сырдарьи, Амура и Зеи, Хуанхэ и Янцзы, то есть засушливую умеренную и субтропическую климатическую зону, районами самого раннего пашенного земледелия для Афро-Евразийского континента. Однако, анализируя те же археологические материалы, нетрудно заметить, что пашенное земледелие более чем на два тысячелетия раньше появилось в крайне западных областях континентов — Нильская долина и Двуречье — чем в восточных (Приморье и Приамурье, Лёссовое плато и Центральная равнина Китая). Можно допустить, что именно от древнеегипетской цивилизации и цивилизаций Двуречья пашенное земледелие начало свое распространение на восток и к середине 1 тыс. до н. э. достигло крайне восточных пределов — побережья Тихого океана.
Пашенные земледельцы засушливой зоны
Был преобладающим у народов всего Средиземноморья, Передней и Средней Азии, Северной Индии, Северного Китая и Кореи. Сложилось несколько типов:
Долинно-речной. Главная особенность — развитая ирригационная система. В основном бассейны крупных рек — Нила, Тигра и Евфрата и других.
Предгорный и приморско-береговой. Развитие виноделия и садоводства. Италия, Испания и другие страны Средиземноморья.
Оазисный. Культура финиковой пальмы. Полупустыни и пустыни северной Африки и Аравийского полуострова.
Пашенные земледельцы влажных тропиков и субтропиков
Ареал распространения Южная и Юго-Западная Азия. Главные особенности: интенсивное заливное рисоводство, орошение в условиях избытка воды, в качестве тягловой силы использование буйволов.
Свои особенности пахотное земледелие имело в Южном Китае и Японии, где слабое внедрение пахотных орудий компенсируется широким применением удобрений, развитием ирригации и созданием грядковой системы земледелия — системы, при которой сельскохозяйственные культуры выращиваются на узких, возвышенных полосах земли, разрыхляемой и унавоживаемой.
Пашенные земледельцы лесостепей и лесов умеренного пояса
До сегодняшнего дня, именно этот тип характерен для европейской части России и Урала,Южной Сибири и Дальнего Востока. Также является традиционным для большинства народов Европы (исключение некоторые страны Средиземноморья), Северной Америки (постколониальной). Важным моментом является использование дерева как основного строительного материала, высокое развитие домашнего производства и ремесла.
См. также
Примечания
↑ Н. Н. Чебоксаров, И. А. Чебоксарова. Народы, расы, культуры. М.: Наука 1971
↑ Р. Ф. Итс. Введение в этнографию. Л. 1991
↑ Н. Н. Чебоксаров. Н. И. Чебоксарова. Народы, расы, культуры. М.: Наука 1971 стр. 170
↑ Э. С. Львова. Этнография Африки. МГУ 1984 стр.65-66
↑ Ж. Маке. Цивилизации Африки южнее Сахары. М.: 1974 стр. 36-37
Литература
Н. Н. Чебоксаров. Н. И. Чебоксарова. Народы, расы, культуры. М.: Наука 1971
Р. Ф. Итс. Введение в этнографию. Л. 1991
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Хозяйственно-культурный тип» в других словарях:
Хозяйственно-культурный тип — способ использования природных ресурсов и ведения хозяйства, характерный для данного общества, например, многочисленные варианты земледелия, скотоводства, охоты и собирательства. Этнос может включать группы с одним или разными хозяйственно… … Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь.
Хозяйственно-культурные типы — принятые в российской этнографии (этнологии) обозначения типов культуры и быта, сложившихся вследствие сходных природных условий обитания и общих видов традиционной хозяйственной деятельности людей. Хозяйственно культурные типы характеризуют в… … Экология человека
Тип хозяйства — см. Хозяйственно культурный тип … Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь.
Этнография — Семья чукчей коренного народа России с богатой культурой и историей[1] … Википедия
КОНФИГУРАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ — категория, с позиций к рой своеобразие той или иной конкретно истор. локальной культуры рассматривается не столько в ракурсе уникальности к. л. ее черт, сколько в плане неповторимой композиции составляющих ее элементов, паттернов, форм и… … Энциклопедия культурологии
Типы популяционного здоровья — характерное сочетание меры выраженности кардинальных признаков здоровья (средней продолжительности жизни, общей и младенческой смертности, причин смерти, заболеваемости, инвалидности) у большинства населения. Существуют достаточно четкие… … Экология человека
Плужное земледелие — (пахотное земледелие, пашенное земледелие) земледелие, основанное на использовании тягловой силы домашних животных при обработке земли различными по характеру пахотными орудиями (соха, рало, плуг и др.). История Плужное земледелие… … Википедия
Калмыки — Историческая группа племён Современный народ Калмыки самоназв. хальмг, хальмгуд … Википедия
Охотники и собиратели
Охо́тники и собира́тели — хозяйственно-культурный тип, характерный для народов, которые находятся на раннем уровне социально-экономического развития.
Общество охотников и собирателей характеризуется присваивающей экономикой (присваивающее хозяйство) и высокой горизонтальной мобильностью; при этом экологическая ниша воспроизводства людей существенно не расширяется, так как отсутствуют эффективные искусственные средства её расширения. При таком типе экономики для обеспечения семьи из 10 человек требуется 5,6 кв. км.
Для обществ, основными занятиями в котором являются охота и собирательство, характерны очень небольшая плотность населения (как правило, заметно меньше 1 человека на кв. км), небольшие размеры общин (как правило, 20-30 человек), незначительная социальная дифференциация. Впрочем, по последнему показателю охотничье-собирательские общества демонстрируют между собой значительные отличия. Так для австралийских аборигенов было характерно ярко выраженное неравенство мужчин и женщин; такие охотничье-собирательские общества называют «неэгалитарными». С другой стороны, для охотников-собирателей Африки (пигмеев, бушменов, хадза) характерно достаточно определённое равенство всех членов общин; в этом случае принято говорить об «эгалитарных» охотничье-собирательских обществах.
Большинство этнографически описанных охотничье-собирательских обществ было представлено бродячими экстенсивными охотниками-собирателями. Заметные отличия от них демонстрируют интенсивные специализированные охотники-собиратели (классическим примером здесь служат индейцы Северо-Западного побережья Северной Америки), которые могут характеризоваться оседлостью, относительной высокой плотностью населения (более 1 чел. на кв. км), значительными размерами общин (порядка нескольких сот человек), выраженным социально-экономическим неравенством, относительно развитым политическим лидерством. Такие общества возникали только в местах с особо богатыми природными ресурсами и всё равно имели выраженные пределы для своего развития, так как не обладали эффективными средствами расширения своей экологической ниши.
В истории первобытные собиратели и охотники сыграли важнейшую роль, хотя эти способы добычи пропитания еще мало чем отличали их от представителей животного мира. Так, древние люди собирали коренья, плоды и семена деревьев, ягоды, улиток, яйца птиц. Охота помогала им добыть мясо. Однако уже на ранних этапах развития человечества наши далекие предки сумели подчинить огонь, который тщательно оберегался членами племени. На нем стали готовить пищу, которая оказалась намного вкуснее сырой. Огонь помогал согреться, отпугивал диких животных и мошкару И пусть наши далекие предки еще не умели самостоятельно разводить огонь, но все равно его использование стало важнейшим шагом на пути развития цивилизации.
Ситуация кардинально меняется после так называемой неолитической революции, в результате которой в распоряжении людей оказываются эффективные искусственные средства расширения их экологической ниши.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Взаимопомощь (или, другими словами, сотрудничество), согласно П. Кропоткину — один из основополагающих факторов эволюции человечества. Один из главных принципов анархизма.
В Великобритании древним лесом (англ. ancient woodland) называется редколесье, непрерывно существующее по меньшей мере с 1600 г. (в Англии и Уэльсе) или 1750 г. (в Шотландии). До этого времени высаживание новых лесов не было распространено, так что лес, существовавший до 1600 г., скорее всего развился естественным путём.