Правила охоты в России
«Правила охоты в России»
Охота является одним из видов пользования животным миром и в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируется специальными правилами. На территории России правила охоты устанавливаются отдельно в каждой республике, крае, области на основании Типовых правил охоты в Российской Федерации. В 2010 году Министерством природных ресурсов и экологии был подписан приказ №512 «Об утверждении правил охоты в России», и за это время он претерпел определенные изменения.
Правила охоты являются основным документом, который определяет порядок проведения охоты, и каждый охотник обязан четко знать и выполнять установленные правилами требования.
Документы необходимые для охоты
Как получить охотничий билет
Во время охоты, охотник должен иметь при себе:
- паспорт;
- охотничий билет;
- разрешение на оружие;
- разрешение на добычу охотничьих ресурсов;
- путевку, в случае если охота происходит (в частных) охотничьих угодьях;
- разрешение, в случае необходимости, на содержание и разведение ловчих птиц.
Паспорт — на случай приезда участкового или иного представителя правоохранительных органов.
Охотничий билет — это «паспорт» охотника, который подтверждает, что данный гражданин ознакомился с техническим минимум охотничьего законодательства. Наличие охотничьего билета (обязательно нового образца) позволяет охотникам перемещаться по всей территории РФ для ведения охотничьей деятельности.
Разрешение на оружие — это талон, который разрешает охотникам покупать, хранить и пользоваться огнестрельным и пневматическим оружием по назначению.
Разрешение на добычу охотничьих ресурсов — документ который разрешает отстрел определенных животных или птиц. Отсутствие разрешения на охоту (даже если остальные документы в наличии) — нарушение закона, что приводит к административному наказанию (добычу при этом изымают).
Путевка — нужна для охоты в частных охотничьих угодьях. Договор с собственником угодий, в котором расписывается порядок пользования угодьями, период и т. д..
Общие правила охоты в России
Основными задачами правил охоты является сохранение видового многообразия охотничьих животных и обеспечение рационального использования их ресурсов путем промысловой и любительской охоты. По требованию работников охотничьего надзора, охотоведов и егерей охотничьих хозяйств, заказников, охотничьих общественных инспекторов, милиции, лесной и рыбной охраны, инспекторов охраны природы, членов специализированных добровольных дружин по охране природы охотник обязан предъявить охотничий билет, путевку и другие документы на право охоты.
Охота может быть, как индивидуальной, так и коллективной. При коллективной охоте должен быть назначен человек осуществляющий контроль и имеющий соответствующее разрешение. Любая незаконно добытая дичь подлежит изъятию и конфискации. Путевка на производство охоты, а также лицензия на добычу лицензионных видов охотничьих животных выдаются на территорию конкретного охотничьего хозяйства, поэтому охотник обязан уточнить границы хозяйства, и в случае их нарушения он несет ответственность.
На добычу отдельных видов животных могут устанавливаться предельные нормы, указанные в путевке. В обязанности охотника входит соблюдение указанных норм, а также сроков охоты. По окончании срока действия путевка подлежит возврату по месту ее выдачи, в ней делаются соответствующие пометки о количестве добытых охотничьих животных.
Как получить разрешение на охоту
Пристрелка охотничьего оружия может производиться на специально оборудованных стрельбищах. В охотничьих угодьях пристрелка оружия разрешается только в период охоты при наличии у охотника соответствующих документов на право охоты либо специального разрешения органов госохотнадзора. При проведении пристрелки охотник обязан соблюдать меры безопасности, исключающие возможность причинения вреда человеку или животному.
Каждый охотник обязан знать, что на территории России запрещается:
- применять на охоте незарегистрированное в органах внутренних дел охотничье огнестрельное оружие;
- применять оружие на расстоянии менее 200 метров от ближайшего населенного пункта;
- применять оружие при плохой видимости, если точно не удостоверитесь, что целитесь конкретно в цель;
- открывать огонь по дичи близ электропроводов;
- открывать огонь по информационным знакам;
- применять на охоте любые виды химических препаратов (кроме пахучих приманок), взрывчатых веществ, магнитофонов и других аппаратов, воспроизводящих подманивающие звуки для добычи птиц;
- применять световые устройства для добычи птиц;
- применять автомототранспортные устройства для преследования и добычи любых видов животных, а также стрельба со всех видов автомототронспортных средств, за исключением стрельбы с плавающих средств с выключенным мотором;
- сбор яиц и разорение гнезд диких птиц, разрушение и раскопка постоянных жилищ пушных зверей;
- загонять дичь таким образом, что остальные участники охоты располагаются с разных сторон;
- участие в охоте или нахождение с собранным оружием в состоянии опьянения.
Ответственность за нарушение правил охоты
Лица, допустившие нарушение правил охоты, в соответствии с действующим законодательством привлекаются к административной, уголовной, а в случае причинения ущерба госохотфонду незаконной добычей диких животных к гражданско-правовой ответственности. К ним также могут применяться меры общественного воздействия и дисциплинарные взыскания.
Грубыми нарушениями правил охоты считаются:
- охота без охотничьего билета или с недействительным билетом;
- охота вне сроков охоты на данный вид животного;
- охота в запрещенных местах (заповедниках, заказниках);
- охота без лицензии на диких копытных животных и бурого медведя;
- охота без договора на лицензионные виды пушных зверей.
Кроме того, каждый охотник должен помнить, что категорически запрещается отлов или отстрел диких животных, занесенных в Красную книгу России. Список этих видов, обитающих в данной местности, следует уточнить перед охотой в местных правилах охоты.
Помните, что за нарушение правил охоты Вы можете быть привлечены к ответственности по статье 85 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях» или статье 258 Уголовного кодекса Российской Федерации, статье 85 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды».
Кое-что по новым Правилам охоты
Сделать обзор всех новых Правил охоты, которые начнут действовать с 1 января, я не решусь, но на некоторые пункты обратил внимание.
В пункте 5 Статьи 1 (Глава 1) ФЗ «Об охоте…» дается такое определение охоты: охота – деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой. Пункт 3 новых Правил охоты повторяет, а следующий, пункт 4, конкретизирует это несколько расплывчатое определение, поясняя, что к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами. На мой взгляд, этот пункт может вызвать разные толкования одних и тех же действий охотником и представителем контролирующего органа. Во всяком случае потребуются разъяснения по поводу того, распространяется ли понятие «охотничьи угодья» на дороги общего пользования и жилые строения (СНТ и поселки), находящиеся на территориях угодий. Боюсь, для принятия решения о более корректной формулировке потребуется правоприменительная практика.
Действующий сегодня документ требует соблюдения только федеральных правил, а в новых Правилах появился пункт 5.1, который требует соблюдения охотниками также параметров охоты, устанавливаемых субъектом. Этот пункт доработан в соответствии с предложениями с мест, поскольку практика показала, что неподкрепленные документально на федеральном уровне региональные параметры работают далеко не всегда.
Привести в нерабочее состояние самоловы не только по окончании сезона охоты, как требуют действующие правила, но и раньше окончания, если добыто количество животных, соответствующее выделенной квоте, обязывает охотников-трапперов пункт 5.6.
Пункты 8 с подпунктами в действующих правилах возлагают на лицо, ответственное за осуществление охоты, немало обязанностей, но не требует его присутствия на охоте – это как бы подразумевается. В новых Правилах пункты 8, 9 и 10.1 обязывают лицо, ответственное за осуществление коллективной охоты на копытных, медведей, волка, шакала и получившее разрешение с путевкой, присутствовать на коллективной охоте. В этом просматривается попытка устранить возможность неоднократного использования разрешения (просто не закрывая его после добычи зверя). Может быть, попытка окажется не слишком эффективной, но это уже шаг в логичном направленье.
Впервые вслед за странами Европы и Северной Америки пунктом 12 новых Правил вводится обязательность использования на коллективной охоте сигнальной одежды, что несомненно приведет к снижению трагических случаев на охоте.
Необходимость использования сигнальной одежды с полосами световозвращающего материала в темное время суток на коллективной охоте, оговоренное в пункте 13, может показаться избыточным. Однако окончание охот порой происходит в сумерках, и световозвращающие полосы – это гарантия от выстрела по охотнику из ружья с подствольным фонарем, ПНВ или тепловизором.
Не вполне понятно, почему у охотников вызвал негативную реакцию пункт 19 новых Правил, который гласит, что «незаконно добытые охотничьи животные и продукция охоты, а также транспортные средства и орудия незаконной добычи охотничьих животных, подлежат безвозмездному изъятию или конфискации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». То есть как раз понятно, почему вызвал – этот пункт дает мощный рычаг давления контролирующим органам на охотников, совершивших то или иное нарушение. Но дело в том, что пункт 19 именно в таком виде прописан и в действующих сейчас правилах (там он идет под номером 15), поскольку полностью соответствует части 1 статьи 59 ФЗ «Об охоте…». То есть здесь как раз ничего не менялось. И если уж выражать недовольство, то по отношению к закону, а не подзаконному документу.
К сожалению, из финального документа ушел пункт, носивший в проекте №22. Он предусматривал возможность для производственных охотничьих инспекторов носить личное охотничье оружие при осуществлении производственного охотничьего контроля в течение всего года в закрепленных охотничьих угодьях. Лично мне кажется, что этот пункт требует дальнейшего обсуждения.
В пункте 23 уточняется признак ранения животного, чего не было в действующих правилах, и это нелишне, поскольку позволяет избежать препирательств организаторов охоты с охотником-клиентом по поводу того, ранено животное или нет.
Пункт 27 проекта Правил допускался добор раненного животного на территории ООПТ, что должно было быть согласовано с администрацией ООПТ. Но в финальном документе решили оставить прежнюю формулировку, поскольку природоохрана у нас видит мир только в черно-белом свете и не готова различать полутона.
Пункт 29 увеличил время на добычу раненого медведя с двух до трех суток, не считая дня ранения. Если подранка не удастся добрать, то за трое суток он или дойдет, или оправится от небольшой раны. Вполне разумное увеличение срока.
В проекте Правил был хороший пункт 42, который разрешал любительскую и спортивную охоту на волка, шакала, лисицу и енотовидную собаку при осуществлении охоты на любой вид охотничьих животных без каких бы то ни было дополнительных документов. К сожалению, кому-то он показался слишком революционным, и в финальном документе (пункт 36) эту «вольность» свели к нолю – все равно нужно иметь разрешение на добычу перечисленных хищников.
Пункт 37 проекта Правил перечислял варианты охоты на медведей: «с подхода, загоном, с применением собак, с вышки или из укрытия». Разумеется, многие охотники и охотпользователи были расстроены, не увидев в перечне охоту на берлоге в то время как численность медведя уже второй десяток лет стремительно растет. В результате этот пункт из финального документа вообще изъяли, но при этом перенесли срок окончания охоты на косолапого с 30 ноября на 31 декабря. Кому-то не понятен смысл этих изменений?
Если действующие правила запрещают использование петель практически повсеместно, за исключением ловли зайца-беляка или волка в определенных районах, то с нового года возможность использования петель для ловли волка, шакала и зайца-беляка, белой и тундряной куропаток, рябчика и глухаря будут определять высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации (пункт 39). Они же устанавливают требования к таким петлям, а охотник обязан будет перед установкой петель и их снятием сообщить любым доступным способом охотпользователю или органу государственной власти субъекта местоположение и дату установки/снятия петель (пункты 40 и 41). Это положение должно снять вопросы «зеленых» к легитимизации новыми Правилами петельного лова.
Для промысловиков будет интересно то, что выдру и ондатру исключили из списка пушных животных, которых разрешалось добывать только самоловами – по факту их уже давно стреляют из мелкашек.
За весеннюю охоту, на которой сломано едва ли не больше всего копий, отвечает в финальном документе пункт 46. Конечно же досадно, что десятидневка осталась десятидневкой, но… Высшие должностные лица субъектов не только вправе провести разделение территории своего субъекта на зоны, но и имеют право установить различные сроки весенней десятидневки в том числе, в каждой из зон – отдельно на боровую дичь (плюс вальдшнеп) и отдельно на перелетную. Другими словами, в формулировке пункта предусмотрена возможность для широкого маневра на региональном уровне, и грамотное охотничье руководство субъекта вполне может подготовить соответствующее предложение для администрации.
Новизной Правил стал пункт 49, который определяет время суток и тип охоты по перу весной, чего нет в действующих правилах. Это полезно для начинающих охотников и исключает разные трактовки правил охотником и охотинспектором.
В отношении охотничьих собак было немало предложений, в том числе и предложение считать таковыми только тех, что зарегистрированы в РФОС. Но тогда охота с полукровкой уже не считалась бы охотой. Поэтому в новых Правилах к собакам охотничьих пород отнесли любых собак, используемых при осуществлении охоты.
Пунктом 62.2 впервые введен запрет на прижизненную срезку пантов у дикого северного оленя. До сих пор не считалась охотой варварская срезка пантов у переплывающих реки оленей, которые после такой экзекуции гибли в большом количестве. В результате спрос Китая на панты привел к тому, что гигантская в обозримом прошлом популяция северных оленей на Таймыре серьезно сократилась. Теперь подобное деяние – браконьерство со всеми вытекающими.
Пункт 62.4 исправил действующий запрет (за исключением подбора добытой дичи) на использование любых плавательных средств в период осуществления весенней охоты. В соответствии с реалиями разрешили пользоваться плавающим укрытием, не находящимся в движении, а также плавательным средством для транспортирования добытой дичи, что по нынешним правилам вопреки здравому смыслу можно приравнять к браконьерству.
Использование картечи при охоте на кабана разрешено впервые (по действующим правилам с картечью можно охотиться только на косулю, кабаргу и северного оленя). Точнее – повторно разрешено, как это было раньше. При этом картечь должна быть не менее 7,5 мм. Если в проекте правил была указана минимальная картечь 8 мм, то в финальном документе – 7,5. И это разумно, поскольку снаряд патрона 12 калибра с картечью 7,5 весит 30 г, а с картечью 8 – 24 г из-за меньшего количества картечин в пыж-контейнере (8 против 12).
Пункт 62.9 новых Правил запрещает применение на охоте световых устройств, тепловизоров и ПНВ, как и соответствующий пункт действующих правил. Но последние делают исключение для охоты на волка, а также на копытных и медведей с вышки, тогда как новые Правила расширяют этот список. В него попали теперь шакал, лисица, енотовидная собака, барсук и бобр. Замечу, что действующие правила ограничивают использование упомянутых приборов охотой с вышек высотой не менее 2 м, чего нет в новых Правилах. Поэтому не упоминается, что весь этот оптико-технический арсенал можно использовать при доборе подранка, о чем действующие правила вынужденно сообщают.
Правда, оговаривается, что субъект может запретить использование всех этих устройств.
Пунктом 62.19 запрещено охотиться (речь о любительской и спортивной охоте) на птицу с нарезным оружием за исключением охоты на рябчика, тетерева и глухаря с оружием под патрон бокового огня калибра 5,6 мм. В проекте шла речь о любом патроне калибра 5,6 (в том числе и о центробоях .222, .223 калибров), но в окончательном варианте оказался только патрон бокового огня. По этому поводу многие охотники высказывали недовольство. Не хочу бросать в их сторону камень, но при нынешнем уровне браконьерства приходится прибегать и к таким ограничениям. Так что тем, кто зачем-то тащит в лес карабин под «крепкий» калибр, имея путевку на рябчика, конечно же такое нововведение придется не по вкусу.
Ограничения по калибрам при охоте на зайцеобразных, грызунов и пушных хищников даны в пункте 62.20.
В дополнение к ограничениям пункта 39 по петельному лову пунктом 62.24 запрещено применение петель для добычи всех видов охотничьих животных на территориях, являющихся ареалами амурского тигра, дальневосточного и переднеазиатского леопардов, ирбиса (снежного барса), манула, дальневосточного лесного кота, камышового кота, лесной кошки и каракала. И здесь же эти территории перечислены.
Действующие правила запрещают весеннюю охоту на двух островах Северного Ледовитого океана – на Колгуеве и Вайгаче. Пунктом 62.32 новые Правила запрещают осуществление охоты на водоплавающую дичь в охотничьих угодьях, являющихся местами ее гнездования, расположенных на островах морей Северного Ледовитого океана. То есть на всех островах.
Что касается материкового берега, то запрещена охота (пункт 62.33) на водоплавающую дичь в общедоступных охотничьих угодьях, расположенных на расстоянии не менее 15 километров вглубь материка от установленной береговой линии морей Северного Ледовитого океана и Берингова моря на территориях Мурманской и Архангельской областей, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов, Красноярского края, Республики Саха (Якутия). Запрещена всем, кроме коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также лиц, постоянно проживающих в этих местах, для которых охота является основой существования. На самом деле они это делали и будут делать, кто бы и что бы не запрещал – такая ситуация не только в России.
В новых Правилах появился раздел «Иные параметры охоты», которого в действующих нет. По сути это совсем уж краткий «охотминимум», основное содержание которого – техника безопасности на охоте.
В нашем журнале была большая статья о необходимости пристрелки оружия в охотничьих угодьях перед охотой. И вот пункт 73 теперь легализовал пристрелку в угодьях: «Проверка боя охотничьего оружия и приведение его к нормальному бою (далее – пристрелка) должна производиться на специально оборудованных стрельбищах или площадках, либо в охотничьих угодьях только в период охоты при наличии у охотника документов на право осуществления охоты. При пристрелке охотник обязан соблюдать меры безопасности, исключающие возможность причинения вреда человеку, имуществу физических лиц и объектам животного мира».
В таблицах сроков охоты читатели могут найти немало отличий того, что будет, от того, что есть сейчас.
Так, например, увеличены сроки охоты на европейскую и сибирскую косулю и летом, и зимой. То же касается лосей и оленей (за исключением северного – на него срок охоты сокращен на полтора месяца из-за резкого падения численности, о чем я упоминал выше). О сроках охоты на медведя уже сказал. Что же касается сроков охоты на горных копытных, то они не изменились, поскольку были прописаны вполне обоснованно.
Сожаление вызывает разве что тот факт, что охота на волка и шакала не круглогодичная, а лишь с 1 августа по 31 марта.