Этюд листа по паганини охота
Этюды Листа
Всю свою жизнь Ференц Лист старался довести свой технический аппарат до наивысшей степени совершенствования. Однако этот гениальный венгерский пианист, повергая в шок современников своей виртуозностью и новейшими пианистическими приемами, всегда подчеркивал, что техника нужна ему не ради славы – ее он считал лишь средством, с помощью которого можно исполнить музыкальное произведение во всем его блеске, так, как задумывал его художник. Именно поэтому Лист так трепетно относился к этюдам, которых в его творческом наследии насчитывается 55 – их он писал на протяжении всего своего творческого пути.
Историю создания Этюдов Листа, содержание и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История создания
Впервые о написании этюдов Лист задумался еще в 1826 году во время второй концертной поездки в Париж. Он планировал, что создаст один этюд в форме 48 упражнений во всех мажорных и минорных тональностях. Однако этой задумке не суждено было осуществиться – Лист сочинил всего 12 упражнений. Они еще не отличались самостоятельностью и были написаны по образцам этюдов op. 740 его наставника К. Черни. Цикл этих упражнений юный композитор посвятил мадемуазель Лидии Гарелла, с которой познакомился в Марселе по пути во французскую столицу, где ему пришлось задержаться на несколько дней. Молодые люди проводили много времени вместе и часто музицировали в четыре руки. Историки считают, что симпатию Листа к Гарелла нельзя назвать влюбленностью, и поэтому это посвящение объясняют обычным дружеским жестом.
Через 12 лет, в 1838 году Лист возвращается к своим первым этюдам и на их основе пишет новые. Из несложных технических упражнений он создает довольно трудные развернутые пьесы, насыщенные новыми приемами виртуозности. Этюды в этой редакции получают название «Большие». Но на этом маэстро не остановился и в 1851 году снова переработал их. На этот раз Лист сохранил облик этюдов и убрал некоторые виртуозные фрагменты, которые ему показались излишними. Но облегченное изложение не сделало его сочинения более простыми для исполнения – композитору удалось сохранить, а местами значительно усилить виртуозный эффект. Произведения в этой редакции были названы «Этюдами трансцендентного исполнения», многие из них получили программные заголовки. Обе редакции посвящены учителю Листа Карлу Черни.
Еще один цикл этюдов Листа связан с его интересом к игре Никколо Паганини , которую он впервые услышал в 1831 году. Он настолько был восхищен совершенной техникой итальянского скрипача, что решил воссоздать скрипичные приемы игры на фортепиано. Первая редакция «Больших этюдов по Паганини», созданных на основе каприсов, появилась в 1838 году, окончательную Лист сделал только в 1851. В сборник вошли 6 произведений, и его композитор посвятил Кларе Шуман.
Кроме названых циклов, Листом написаны и концертные этюды, имеющие программные заголовки («Жалоба» «Легкость», «Вздох», «Хоровод гномов», «Шум леса»), а также техничная «Салонная пьеса», которая создавалась композитором для грандиозного педагогического труда Ф. Фетиса и И. Мошелеса «Метод методов для фортепиано», позднее переработанная в этюд под названием «В гневе». Финальное произведение в этом жанре – «Технические упражнения», которые вышли в свет в 1886 году уже после смерти композитора.
Интересные факты
- В начале обучения Листа К. Черни обнаружил у него полное отсутствие какой-либо школы и активно начал устранять этот недостаток, регулярно заставляя играть различные упражнения для развития техники. Это не нравилось молодому пианисту, и он постоянно жаловался своему отцу, что педагог изнуряет его гаммами и особенно этюдами, но не нашел у него поддержки. Адам Лист был полностью на стороне Черни, и Ференцу пришлось смириться с методикой своего наставника.
- В литературе XIX столетия запечатлено множество воспоминаний современников о концертах Листа. Если верить им, во время исполнения композитором его этюдов присутствующие в зале дамы падали в обморок, впадая в экстаз от его феноменальной виртуозности.
- Многие пианисты XIX-XX столетий исполняли листовские произведения с импровизационными изменениями текста. А появилась эта тенденция благодаря самому Листу, который любил вольно обращаться с текстом музыкальных произведений, и разрешал так поступать своим ученикам с его собственными творениями. К таким «соавторам» Листа относятся А. Зилоти, И. Падеревский и Ф. Бузони. Среди листовских записей последнего одной из лучших считается «Кампанелла» – ее Бузони исполняет в своей редакции, наполняя нескончаемой энергией и властным ритмом.
- Свои уроки по игре на фортепиано Лист старался делать увлекательными и значительными по содержанию, и обсуждал на них со своими учениками самые разные вопросы науки, искусства и даже философии. В книге А. Буасье «Уроки Листа» есть описание его занятия с ученицей, которая никак не могла правильно исполнить этюд Мошелеса. Чтобы настроить ее на нужную волну и пробудить в ней поэтическое чувство, Лист читал ей оду В. Гюго.
- Одним из главных интерпретаторов музыки Листа считается Ферруччо Бузони. Он часто давал концерты, программа которых состояла исключительно из листовских произведений. Удивительно, но в последние годы жизни знаменитый пианист практически не прибегал к forte, которое так любил Лист, и все его сочинения играл сдержанно в плане динамики. Из-за этого критики в тот период часто называли его неинтересным и скучным исполнителем, а некоторые восхищались его манерой игры. В числе последних числился Г. Нейгауз.
- При создании третьей редакции «Этюдов трансцендентного исполнения» две пьесы №2 и №10 остались без программного подзаголовка. Ф. Бузони позднее придумал им свои названия – «Fusees» для №2 и «Appassionata» для №10, но сегодня они очень редко используются. Более распространены в современной литературе заголовки, предложенные немецким издательством G. Henle Verlag. Издатели предложили именовать этюды по темпу, указанному композитором — Molto vivace (№2) и Allegro agitato molto (№10).
- Как уже упоминалось, изначально Лист задумывал в своих этюдах охватить все мажорные и минорные тональности, однако остановился на половине пути. Эту задумку решил завершить русский композитор С. Ляпунов. В конце XIX столетия он написал свои 12 трансцендентных этюдов, в которых продолжил логику следования тональностей – с того самого момента, на котором полвека назад остановился величайший венгерский гений. Сочинения Ляпунова долгое время не вызвали у исполнителей интереса, но в последние годы они стали все чаще звучать в концертных залах.
- Трансцендентные этюды есть и в творческом наследии британских композиторов. Так, известный пианист и музыкальный критик Кайхосру Шапурджи Сорабджи написал 100 пьес для фортепиано в период с 1940-1944 гг., объединив их таким заголовком. А вот Брайан Фернихоу в 1982-1985 гг. создал трансцендентные этюды для голоса и целого ансамбля инструментов – флейты , гобоя, клавесина и виолончели .
- Этюды Листа мыслились им как цикл, он не предполагал их целостного исполнения. Одним из первых, кто отважился сыграть на концерте полностью два цикла его этюдов (Трансцендентные и по Паганини), был Ф. Бузони. Сегодня можно по пальцам пересчитать тех исполнителей, которые рискнут на такой концерт. А все потому, что исполнить все и сразу очень сложно, поскольку это требует от пианиста немалых сил и выносливости.
- В литературе очень часто встречается название «Трансцендентные этюды» Листа, однако теоретики настаивают, что оно неправильное, так как меняет смысл, изначально заложенный в название композитором. Дело в том, что сам Лист озаглавил свои сочинения иначе – «Этюды трансцендентного исполнения», тем самым сделав акцент не на само произведение, а на его воспроизведение пианистом.
- Несмотря на то, что Лист восхищался игрой Паганини и даже на основе его произведений создал свои этюды, между собой композиторы почти не общались. Они были знакомы, часто встречались в парижских домах, но не стремились завести дружбу. Историки считают, что причиной тому явились слишком разные взгляды гениев на искусство.
Технические задачи и музыкальное содержание Этюдов Листа
Ф. Лист создал свою классификацию технических трудностей: их 4 вида – октавы и аккорды, тремоло, двойные ноты, а также гаммы и арпеджио. Все они представлены в его этюдах. Причем композитор гармонично сочетает самые разные приемы и виды техники в одном сочинении, делая из него сложнейшее виртуозное концертное произведение. Например, в этюде № 1 C-dur он свободно сменяет гаммообразные пассажи широкими арпеджио, а в этюде № 4 d-moll сочетает двойные ноты и ломаное арпеджио.
Все листовские этюды разнообразны по своему содержанию. Некоторые из пьес даже имеют связь с литературными источниками или историческими событиями.
«Большие этюды по Паганини»
Пьесы этого цикла не имеют программных заголовков. В качестве основы для тематического материала этих этюдов Лист избрал некоторые каприсы из знаменитого цикла Н. Паганини для скрипки-соло («24 Capricci per il violino solo, dedicati agli artisti»). Он остановился на № 1, №№5-6, №9, №17, № 24, а также использовал тему рондо из Скрипичного концерта № 2 (h-moll) Паганини.
«Этюды трансцендентного исполнения»
Этюд № 3 (F-dur) под названием «Пейзаж», как считают биографы Листа, был создан под впечатлением от проникновенных лирических од В. Гюго. Стихотворение «Мазепа» этого же выдающегося французского драматурга вдохновило композитора на написание этюда №4 (d-moll), который носит одноименное название. Этюд №5 «Блуждающие огни» (B-dur) воссоздает фантастические причудливые образы, характерные не только для самого Листа, но для искусства романтизма в целом. Исследователи творчества легендарного маэстро полагают, что в этюде № 6 «Видение» (g-moll) Лист попытался изобразить сцену погребения императора Наполеона Бонапарта, в №7 «Героика» (Es-dur) воплотить яркие героические образы, к которым он уже обращался в своих грандиозных симфонических поэмах, а в №8 «Дикая охота» (c-moll) запечатлеть древнегерманский миф об охотниках. Связь с поэтическими образами присутствует и в № 9«Воспоминание» (As-dur), № 11 «Вечерние гармонии» (Des-dur) и № 12 «Метель» (b-moll).
Музыка Этюдов Листа в кинематографе
Этюды Ференца Листа не столь популярны среди режиссеров кинофильмов, в отличие, например, от его рапсодий . Тем не менее, некоторые из них все же звучат в фильмах разных лет.
Этюд | Фильм |
№ 4 | «Экспромт», 1991 |
«Шум леса» | «Рут Оркин: кадры из жизни», 1996 |
№ 12 | «Майерлинг», 2010 |
№ 39 «Вздох» | «Зеленый шершень», 2011 |
Три концертных этюда | «Нобуюки Цудзи в Карнеги-холл», 2012 |
№ 4 | «Прощай, Дебюсси», 2013 |
№ 3 | «Неиль Кантабиле», 2014, 6 серия |
№ 12 | «В равновесии», 2015 |
№ 1 | «Защита уязвимых взрослых», 2017 |
Не будет преувеличением сказать, что после появления этюдов Ференца Листа история этого жанра разделилась на «до» и «после». Знаменитому композитору удалось создать эталон принципиально нового жанра – концертного этюда с высокохудожественными образами и глубокими философскими смыслами, который занял одно из главных мест в жанровой системе XIX столетия.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Видео: слушать Этюды Листа
Большие этюды по Паганини»
Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего образования
«Челябинский государственный институт культуры»
Консерваторский факультет
Кафедра специального фортепиано
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Методика обучения игре на инструменте»
Особенности этюдного жанра Ф. листа в ракурсе его новаторских идей в эпоху романтизма
Выполнил студент: 390б группы, 3 курса, очной формы обучения Архипова Марина Михайловна |
Научный руководитель: Нечаев Андрей Юрьевич, Профессор |
Процент оригинальности текста –
Подпись зав. кафедрой –
Курсовая работа защищена
«____» _________________ 2019 г.
Оценка_______________________
Пред. комиссии __________________
Глава I. Этюды.. 5
1.1 Трансцендентные этюды.. 5
1.2. «Большие этюды по Паганини». 10
1.3. Концертные этюды.. 11
1.4. Общие выводы об особенностях этюдов. 13
Глава 2. Анализ концертного этюда Des-dur20
Заключение.27
Литература. 28
Введение.
Этю́д (фр. étude «изучение») — инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.
Первые образцы подобных пьес-упражнений появились еще в 16-м веке. Первые этюды имели строго ограниченную цель: усовершенствование одного вида техники, который в течении пьесы претерпевал изменения с тем, чтобы играющий мог овладеть им (каким-либо видом техники) во всех возможных комбинациях. В 19-м веке этот жанр оформился в инструктивные концертные пьесы, например, этюды Карла Черни, Муцио Клементи. И только романтики трансформировали этюды в самостоятельный жанр, наполненный художественной ценностью, образным смыслом, а когда и программным содержанием. Таковыми являлись этюды Листа.
Именно этюды Листа стали глобальным переворотом в фортепианном искусстве. Этюды стали ярким примером борьбы Листа с закостенелыми традициями старых школ. Он вырвался на просторы чувственности, поэтичности и монументальности.
Цель исследования – выявление принципов и закономерностей конкретных этюдов с точки зрения новаторства в эпоху романтизма.
Задачи курсовой работы: изучить материал по данному объекту; определить место жанра этюда и его историческую эволюцию в фортепианном искусстве, уделив особое внимание жанру фортепианного этюда в творчестве Листа, одного из самых ярких композиторов романтической эпохи; проанализировать характерные особенности этюдов Листа, которые являются неотъемлимой частью его фортепианного творчества.
Предметом – особенности этюдного жанра Листа в ракурсе его новаторских идей в эпоху романтизма.
Объектом работы являются этюды Листа.
Актуальность исследования заключается в том, что исследуемый объект широко распространен в исполнительской практике, и допускает варианты разных интерпретаций.
В работе использованы разные источники, основным является книга Я. Мильштейна (Мильштейн, Яков Исаакович, музыковед, доктор искусствоведения, окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано К.Н. Игумнова, профессор Московской консерватории, автор обширного труда по биографии и творчеству Листа в 2-х томах «Ф. Лист») «Этюды Ф. Листа», в которой тщательно рассматриваются этюды с технической, содержательной, исполнительской точки зрения.
Глава I. Этюды
Этюды Листа далеко вышли за пределы этюдного жанра, и являют собой замечательный пример высокохудожественных произведений. Лист стал одним из тех композиторов-романтиков, которые вывели этюд на новый уровень, подарив исполнителям не только техническую наполненность, но и обогатив их образно-поэтическим планом. Естественно, что этюды Листа, как и Шопена, занимают исключительное место в фортепианной литературе. Лист и Шопен проложили дорогу будущим композиторам в жанре этюда. В этюдах Листа прежде всего поражает органичное сочетание художественной мысли и оригинальные средства воплощения, по словам Я. Мильштейна, это на редкость вдохновенные, самобытные произведения, где поэтизирован даже технический прием, и где единство технических и художественных задач достигло удивительной высоты.
Всего у композитора два цикла этюдов: «Этюды трансцендентного исполнения», состоящего из 12-ти этюдов; «Большие этюды по каприсам Паганини», состоящие из 6-ти этюдов. Кроме циклов, Лист также написал 5 концертных этюдов и один «этюд для усовершенствования», названный «В гневе».
Лист начал работать над этюдами с ранней юности и на протяжении 40 лет постоянно возвращался к этому жанру. Этюды Листа раскрыли новые краски фортепиано. Они открывают неизведанные возможности пианистического исполнения.
Трансцендентные этюды
Цикл «Этюды трансцендентного исполнения» представляет собой этюды наивысшего исполнительского мастерства – это блестящие виртуозные произведения, полные остроумных фактурных находок. В них Лист как будто преодолевает все возможности рояля. Венгерский композитор не придерживается этюдных форм композиторов предыдущего поколения, например, форм этюдов Черни и Клементи. В этих этюдах Листа встречаются огромные трудности, виртуозные приемы, с мощными звуковыми построениями, художественные образные сферы. Под трансцендентным исполнением Лист подразумевал не техническую виртуозность, не овладение высшей степенью трудности, а виртуозность в подлинном смысле этого слова, умение художественно мыслить за фортепиано, используя технику как средство выражения мысли. Не прибегая к банальным средствам, Лист, умея передать самобытность приемам, уже популярным в употреблении, достигает потрясающего картинного изображения в своих этюдах.
Впервые Лист задумал создать цикл этюдов еще в возрасте 15-ти лет. Изначально он планировал создать 48 этюдов во всех мажорных и минорных тональностях, опубликовав 12 из них в 1826 году под названием «Этюды для фортепиано в форме 48 упражнений во всех мажорных и минорных тональностях». Эти первые этюды молодого Листа были целиком в плену традиционных условностей, они были написаны в духе Черни, преобладала пассажная техника, преимущественно гаммообразная. В такой редакции этюды просуществовали свыше 10 лет. В 1838 году, через 12 после создания первоначальной редакции, Лист решил вернуться к этюдам, переработав и выпустив их под названием «Большие этюды». Но с этюдами произошла настолько разительная перемена, что даже Шуман не заметил их связи с раннее изданными. Из незначительных, малоинтересных произведений они превратились в блестящие, виртуозные произведения. Лист, по словам Бузони, «взлетел на неожиданную высоту; в чудесном юноше невозможно было узнать некогда бойкого мальчика, он как будто без всякой подготовки и постепенности, перескочил через все действительные и предполагаемые возможности рояля и никогда уже больше нога его не брала разгона для такого огромного прыжка». [9, стр. 3]. В этот момент Лист как будто понял, что этюдные формы, созданные Черни и Клементи, можно пересоздать, что преодолевая и отступая от них, приходишь к новым нормам. Вместо ограничений здесь проявились буйные чувства. Почти в каждом этюде проявились сильные стороны Листа – власть над фортепианной речью, беспредельная виртуозность смелость, страстность, размах, убежденность. Лист — в ту пору сам прекрасный пианист, и в этюдах он старается показать все на что способен пианист и не щадит ни себя, ни слушателей. Однако в этих этюдах, как говорит Бузони, присутствует экспериментальная шероховатость, но еще немало времени пройдет пока Лист доведет эти этюды до подлинного совершенства. И только в 1851 году он приступит к окончательной работе над этюдами, и в 3-й редакции издаст этюды, которые бесспорно станут кульминационным пунктом в развитии пианистического искусства Листа.
10 из 12 этюдов имеют программные заглавия. В них уже нет излишних нагромождений и трудностей. На первый план выходит поэтическое содержание, и в этом Лист достигает совершенства, которому почти нет равных. «Мне кажется, – пишет он Черни, – что наконец-то я дошел до той точки, где стиль адекватен музыкальной мысли». [10, стр. 107].
Если вторая редакция проникнута произволом исполнителя и музыкальной мысли, доступной немногим, то третья редакция ориентирована на экономию сил. Лист переделывает и улучшает фортепианный стиль этюдов. Одного и того же эффекта он добивается более простыми средствами. Он облегчает фактуру, делает ее простой и ясной, и более того, теперь он не расходует технический материал больше чем нужно для выражения поэтического чувства. Он экономит ради удобства, и ради того чтобы яснее выразить поэтическую мысль и прелесть звучания. Во второй редакции Лист вводит совсем новые графические обозначения: непродолжительное ускорение темпа; непродолжительное уменьшение темпа; остановка движения, менее продолжительная чем фермата. Нюансы Лист отмечает более скупо, разрешая исполнителю самому догадываться, какое эмоциональное содержание скрывается в его кратких замечаниях. Последняя редакция показывает, насколько вырос Лист как художник, насколько стал строже к себе, и как повысились требования к исполнителю. Он уже не заботится о внешнем впечатлении, а стремится выразить поэтический строй. Методически упорно он отрабатывает стиль, преследуя вполне достижимые цели. Он стремится полнее выразить свое я и сделать его всеобщим достоянием. Оригинальное название окончательной редакции — «Études d’exécution transcendante».
Список всех этюдов цикла:
1. C-dur (Preludio / Прелюдия)
2. a-moll, molto vivace (этюд названия не имеет, но в редакции Бузони получил название Fusees, с французского — ракета)
3. F-dur (Paysage / Пейзаж)
4. d-moll (Mazeppa / Мазепа)
5. B-dur (Feux follets / Блуждающие огни)
6. g-moll (Vision / Видение)
7. Es-dur (Eroica / Героика)
8. c-moll (Wilde Jagd / Дикая охота)
9. As-dur (Ricordanza / Воспоминание)
10. f-moll, allegro agitato molto (в оригинале без названия, в редакции Бузони — Appassionata)
11. Des-dur (Harmonies du soir / Вечерние гармонии)
12. b-moll (Chasse-neige / Метель)
Цикл построен по кварто-квинтовому кругу в сторону бемольных тональностей, с чередованием параллельных мажоров-миноров. Следуя классификации Листа, в цикле этюдов присутствуют четыре основных вида техники: октавы и аккорды; тремоло; двойные ноты; гаммы и арпеджио. Несколько различных технических формул часто используются в одном этюде, в чем и заключается новаторство Листа, в отличие, например, от Шопена, у которого каждый этюд сфокусирован на одном типе техники.
Можно считать, что этюды чередуются в плане преобладания в музыке либо лирического и пасторального, либо драматического и героического характера, контрастно сопоставляя образы ( №2 — №3, №4 — №5, №9 — №10, №11 — №12), при этом три этюда героической тематики (№6, №7, №8) образуют отдельный юнит в цикле, а первый, C-dur, является вступлением к циклу, как можно понять по его названию.
В цикле присутствует сюжетная и скрытая программность. Этюд №4 «Мазепа», посвященный Гюго и написанный по одноименному произведению писателя, был издан отдельно еще до выхода полного цикла этюдов. Таким образом, внося в музыкальные произведения поэтические формы, он реализует романтическую идею «синтеза искусств».
Исследователи творчества композитора полагают, что в этюде № 6 «Видение» (g-moll) Лист попытался изобразить сцену погребения императора Наполеона Бонапарта.
Этюд №8 «Дикая охота» навеян древнегерманским мифом об охотниках короля Артура, скачущих с гиканьем, собачим лаем и щелчками хлыста.
Также, кроме художественной программности присутствует и жанровая, определяющая характер произведения. Название первого этюда цикла, «Прелюдия», указывает на его форму и функцию в цикле – введение, вступление, определяет его лаконичность.
В этюд №2 композитор встaвляет ремарку – a capriccio. Термин ссылается на жанр каприччио, название которого переводится как «прихоть», «каприз».
В этюде №7 «Героика» над главной темой стоит ремарка «tempo di marcia» («в темпе марша»), которая четко обозначает жанровые признаки героической образной сферы. Программные названия позволяют выявить наличие трёх образных сфер: героической, лирико-драматической и фантастической. Смесь этих образных рядов в одном этюде создает дополнительное динамическое напряжение.
В «Трансцендентных этюдах» Лист синтезировал собственные наработки и достижения композиторов-романтиков, таких как Ф. Шопен и Р. Шуман. Впервые в истории жанра была использована романтическая программность, превратившая инструктивный жанр в авторский, способный нести глубокий философский смысл.
Большие этюды по Паганини»
Одним из интереснейших и замечательных циклов этюдов являются «Большие этюды по Паганини».
В 1831 году произошло первое знакомство Листа с Паганини. Лист был потрясен виртуозной игрой великого скрипача, и после этого, вдохновленный творчеством Паганини, пишет большую бравурную фантазию “La clochette” (Колокольчик). Эта фантазия и стала основой, которая дала начало циклу этюдов по Паганини.
В первой редакции «Большие этюды по каприсам Паганини» звались «Бравурными этюдами по каприсам Паганини». Впервые Лист занялся ими в 1838 году. Основой этих этюдов явились первый, пятый, шестой, девятый, семнадцатый и двадцать четвертый каприсы из цикла «24 каприса для скрипки соло Паганини», посвященные Кларе Шуман, а также тема рондо из второго скрипичного концерта си минор Паганини. Об этюдах по Паганини в своей рецензии Шуман писал, что если обработка Шумана имела ввиду больше выявить поэтическую сторону, то Лист, не пренебрегая последней, выдвигает на передний план виртуозную. Безусловно, найдется мало людей, которым этюды окажутся по плечу, вероятно не более нескольких человек во всем мире.
Вполне вероятно, что вторая, окончательная редакция этюдов, выпущенная в 1851 году, получила бы от Шумана еще более высокую похвалу. В ней Лист
поистине достиг пианистического совершенства.
Пять из шести этюдов основаны на каприсах Паганини. Этюд № 1 соль минор написан на основе 6-го каприса (с введением и кодой 5-го). Этюд № 2 Ми мажор написан по 17-му капрису, этюд № 4 Ми мажор — по 1-му. Написанный на одной строчке, не имеет двух раздельных нотных станов для обеих рук, таким образом имитирует нотную запись скрипки. Этюд № 5 ми мажор написан по 9-му капрису, этюд № 6 ля минор – по 24-му.
Этюд №3 соль-диез минор основан на «La Campanella» (в переводе – маленький колокольчик), прижившееся название рондо из концерта №2 h-moll Паганини, прозванное так из-за имитации колокольчиков в скрипичной партии, знаменующей возвращение к теме рондо.
Этот этюд предоставляет ясный пример методов транскрипции Листа произведений Паганини.
Проблема, поставленная Паганини, заключается в том, каким образом можно сразу же и непринужденно переключиться с одной техники на другую (гаммы и двойные ноты, скачки и арпеджио, созвучия и разные интервалы). Лист делает гораздо больше, чем просто переносит эти трудности в фортепианный текст. Он также направляет все технические проблемы в рамки пианистической практики. Лист вносит названную техническую специфику в свои транскрипции, переложив на клавиатуру фортепиано все исполнительские проблемы и препятствия, соответствующие тем, которые возникают на скрипке. Усложняя партию левой руки двойными терциями и широким скачком с одного конца клавиатуры на другой, Лист тем самым пытается переложить на фортепиано неотъемлемую техническую составляющую музыки Паганини.
Концертные этюды
Концертные этюды Листа являются одной из самых ярких вершин его фортепианного творчества и с успехом входят в репертуар современных концертирующих пианистов. Три из них были написаны в 1848 году и изданы под названием «3 больших концертных этюда».
Этюд №1 («Il lamento») является романтической поэмой, в которой образ жалобы показан в разных психологических аспектах («нежно», «страстно», «встревоженно», «энергично», «смело», «беспокойно», «созерцательно-спокойно» и т.п.) Этюд №2, в одном из изданий имеет название «La legierezza» («легкость»), среди пианистов часто называется «хроматическим» этюдом, так как одной из основных частей партитуры является восходящая и нисходящая хроматическая гамма. Этюд №3 назван Листом «Un sospiro» («вздох»), также среди исполнителей популярно название «море». В нем легкость и грация сочетается с патетическими возгласами и взлетами.
В них композитор совершенствует педализацию, полупедаль, педальное тремоло, запаздывающую педаль, неполную педаль, которыми Лист пользовался в своей педагогической и исполнительской практике. Также Лист различал полное и неполное снятие педали. Это, по его мнению, являлось особенно важным художественным средством, от которого во многом зависит звучание и само качество звука.
Этюд «Ab irato» («В гневе») является переработкой салонной пьесы-этюда. Он был написан для «фортепианной школы» Мошелеса и Фетиса. Для этой же школы сочинял свои этюды Шопен. Нельзя не отметить, что во 2-й половине этюда композитор использует тему, которая впоследствии войдет в партитуру симфонической поэмы «Прелюды».
В 1863 году Лист создает еще 2 концертных этюда, «Шум леса» и «Хоровод гномов», в которых он воплотил свои намерения, по его словам, напрасно не мучить играющего, и предоставить ему, при умеренной затрате сил, возможно больший звуковой и силовой эффект. Их основными чертами являются тончайшая, прозрачная звукопись и графически выраженная фактура. Этими двумя этюдами Лист как бы завершил эволюцию концертного этюда как жанра.
Концертные этюды стали новым пониманием виртуозности. Лист явился новатором фортепианного стиля этюда, он сумел достичь особенно максимальной звучности фортепиано, показал и раскрыл колористические возможности инструмента. Он создал экспрессивный, яркий, индивидуальный стиль «al fresco», подключив все регистры фортепиано в практическое пользование. Лист часто обращается к максимально высоким и максимально низким регистрами фортепиано, тем самым придавая истинно симфоническое звучание фортепиано. Симфоничности звучания способствуют аккордовые комплексы. Также Листом введен прием martellato (поочередное исполнение разными руками аккордов, октав, и т.д.), которое напоминает тремоло в оркестре. Кроме этого, композитор использует в обилии разного рода октавные пассажи, двойные ноты, которые охватывают всю клавиатуру, многопластовую фактуру, которая включает несколько контрастных планов. Иногда Лист использует запись текста на нескольких нотных станах, укрупняя фактуру аккордами и интервалами, расширяя диапазон звучания.