Меню

Монтаж спиннинга с чебурашкой

«Чебурашка» в джиг спиннинге — от монтажа до секретов использования

«Чебурашка» — это забавное название свинцового груза для джиговой ловли. Метод ловли джигом — один из самых распространённых способов ловли в спиннинге. И такой груз — важный элемент в рыбалке. Попробуем разобраться с нюансами применения и монтажа этого свинцового груза.

«Чебурашка» — это не только мультяшный герой

Почему именно «чебурашка»? Форма этого свинцового шарика с проволочными петлями-ушами очень похожа на персонажа мультфильма с героем Чебурашкой, дядей Герой и прочими. Припоминается.

Форма груза, в виде шара, неслучайно так понравилась спиннингистам, увлеченным джигом. Она имеет массу преимуществ, по сравнению с другими грузами.

  1. Он меньше цепляется за разные водные препятствия: коряги, ветки, траву и т. п.
  2. Этот груз дальше летит по причине лучшей обтекаемости воздухом. Особенно это важно, когда мы ловим на большой акватории. Допустим, джиг с берега большой реки или с лодки.
  3. Он прост в использовании и монтаже.

Классический вариант монтажа требует наличия трех элементов: самого свинцового шарика, офсетного крючка, заводного кольца и силиконовой приманки.Задача состоит в следующем — собрать вместе все эти части, т. е смонтировать приманку на «чебурашке». По опыту, лучше эту операцию разделить на две части и одну из них проводить дома. А именно ту, где мы соединяем воедино груз и офсетный крючок с помощью заводного кольца.Затем, на водоеме нам нужно только надеть на офсетник наш виброхвост или Твистер, это дело на десяток секунд, и вперед забрасывать приманку в воду.

«Чебурашка» по имени «свободное ухо»

В последние несколько лет, мы стали активно пользоваться «чебурашками» с вынимаемыми ушами. Такие свинцовые шарики называют «свободное ухо». Как раз из-за их способности разбираться на запчасти: свинцовый шарик и вынимаемые уши из проволоки.

С тем, что такой монтаж очень удобен, согласились все, кто ловит джигом. Не нужно заранее соединять грузики с офсетниками. Со «свободным ухом» сделать это можно прямо на рыбалке и всего за несколько секунд.

Но, как и у всего хорошего, есть и совсем небольшой недостаток. Редко, но все же бывает на таких грузикахмалого веса(5-7 гр.) Эти вынимаемые уши могут разгибаться при вываживании крупной рыбы. Так бывает довольно редко, но все-таки бывает.

Решение в этой ситуации есть. Стоит внимательно подходить к выбору производителя таких грузов и перед забросом, уже смонтированный джиговой приманки, нужно прижать свинцовый шарик с боков. Это усилит его в несколько раз, хотя и сделает его вновь неразборным.

Итак, с приходом силиконовых или пластиковых приманок, это кому как больше нравится, в спиннинге стал доминировать джиг, а вместе с ним и свинцовая огрузка в виде шара с ушами – «чебурашки». Но, прогресс идет вперед, изменяются как снасти, так и аксессуары к ним. Кто знает, какие еще перипетии ждут огрузку в джиг спиннинге.

Груз чебурашка: описание, формы, преимущество

Ловля на чебурашку – перспективное занятие, так как позволяет спиннингисту осуществить поиск добычи на разной глубине, течении и месте. Мультяшный прообраз чебурашки вошёл в жизнь каждого рыболова и стал для него любимым героем.

Что общего у ушастика с мужским занятием? Как этот элемент оснастки может повлиять на количество улова? Какие особенности, формы и правила выбора грузил существуют? Из чего изготавливается и можно ли самостоятельно произвести столь популярный груз-головку в домашних условиях. На все эти вопросы мы дадим ответы в этой статье.

Содержание

1. Груз чебурашка: общее описание

Груз чебурашка, джиг головка чебурашка или ушастое грузило – элемент оснастки, имеющий на своём корпусе две петельки, называемые в рыболовецком мире «ушки», служащие для монтажа карабина с рыболовной леской либо приманкой в виде воблера, приманки-съедобки либо крючка различной конфигурации, в том числе двойника и тройника.

Более подробно о том, что собой представляет грузило, какое его предназначение и какие особенности имеет этот элемент оснастки для джиг фишинга, читайте здесь

2. Достоинства и недостатки груза чебурашка

Давайте разберёмся, почему именно этот вид грузила снискал уважение и любовь у рыболовов разных рангов.

«Чебурашка» — это один из составляющих элементов оснастки шарнирного монтажа, который имеет ряд преимуществ и возможностей:

  1. Возможность выполнять дальние забросы, за счёт тяжести груза, который при полёте всегда оказывается впереди приманки и такое положение исключает «вертолёты» (перехлёсты), которые так часты при жёстком монтаже с джиг головкой, когда грузило в полёте вращается вокруг себя. Также дальность обеспечивается и за счёт нахождения приманки за грузом, что уменьшает её парусность и увеличивает полётность.
  2. Благодаря наличию ушек возможно, оперативно произвести монтаж оснастки на любой стадии рыбной ловли.
  3. Возможность оснащения такого груза разными видами крючков.
  4. Такая оснастка надёжная при вываживании рыбы.
  5. Хорошо проходит коряжные места, а в сочетании с офсетным крючком – справляется с зацепами.

Одно из достоинств монтажа чебурашки с крючком — отлично показывает себя при вываживании добычи, однако монтаж может негативно сказаться при её подсечке, когда более результативной считается жёсткая сцепка с участием джиг головки. Этот минус чебурашки, с которым можно легко справиться в любительской рыбалке, но в спорте это существенный недостаток. Также монтаж с чебурашкой сложнее, нежели с джиг головкой.

Читайте также:  Ремонт электрокатушек для морской рыбалки

3. Формы грузил чебурашка

Шарообразная форма – классика и наиболее распространённая в рыболовной среде. Однако многие спиннингисты в своей рыболовецкой практике предпочитают и другие усовершенствованные формы чебурашек, которые с успехом демонстрируют производители таких грузил.

Преимущества классической формы:

  1. При небольшом объёме обладают максимальным весом, служащим определяющим фактором при дальних метаниях приманки.
  2. Стремительно тонет.
  3. Отлично проходит зараслевые «капканы».
  4. Хорошо показывает себя на глубине и течении.

Форма под названием «фильда» имеет особенность в конструкции в виде сплюснутых боков и вытянутого корпуса. Использование такого груза уместно при ловле на небольшом водоёме с характерными неровностями дна, как при течении, так и на спокойной воде.

Планирующие грузила имеют собственный характер:

  1. Медленно погружаются на дно.
  2. При подмотке лески сразу же поднимаются и планируют над ним, поэтому легко «перепрыгивают» через препятствия.

Рыбья голова — более дорогое грузило, но ничем не примечательно и используется не часто.

Так что большинство спиннингистов отдаёт предпочтение шарообразной форме чебурашки.

4. Материал изготовления грузила

Обычно, для производства джиг-грузов в домашних условиях используют свинец, поскольку данный металл имеет ряд преимуществ, хотя по многим характеристикам уступает вольфраму.

О том, из какого материала лучше приобретать грузила для джиг проводки, преимущество и недостатки каждого из них, а также, что нужно сделать для предотвращения окисления головки читайте здесь

5. Как правильно выбрать груз

Советы по выбору идеальной формы чебурашки:

  1. Смотреть, чтобы форма грузика была отлита идеально, так как неровности (выгибы, выпуклости, ямки) повлияют на поведение груза и в итоге на результат улова.
  2. Швы должны быть аккуратными, так как при любой нагрузке при неидеальном соединении грузило разлетится.
  3. По возможности чтобы грузило из свинца было окрашено, что продлевает его работу и защищает от коррозии или окисления. Однако этот момент является и негативным, так как отметины от следов рыбы являются своеобразным сигналом поклёвок, а в случае покраски груза таких следов не видно. С другой стороны, окрашенный груз может служить точкой атаки хищника. В данном случае выбор цвета решается от желания рыболова.

Советы по выбору элемента чебурашки – проушин:

  1. Следить, чтобы материал изготовления ушек (проволока) был не толстый и позволял производить манипуляции.
  2. Также этот материал должен быть упругим и под воздействием нагрузок не подвергаться изменению.
  3. Обратить внимание на форму проушин и качество их изготовления, помнить, что они должны покрываться антикоррозийной смазкой.
  4. Проверить монтаж ушек, он должен быть прочным.
  5. Смотреть, чтобы размер ушек был гармоничный с общей конструкцией и не большим, чтобы можно было выполнить нужный монтаж.
  6. Размер проушин должен быть, достаточным (под прямым углом относительно друг друга) для беспрепятственного монтажа элементов оснастки.

Далее после приобретения хорошей по качеству головки следует определиться и с характеристиками, которые повлияют на улов:

  • форма груза, которая была описана выше;
  • вес груза чебурашки.

Совет. Для начинающих рыболовов-спиннингистов лучше иметь грузы с шаговым преимуществом в 5 г, например 5 г, 10 г, 15 г и т.д. Для более опытных уменьшение в 2 г, а то и в 1 г.

Подробнее о весовых характеристиках джиг головок вы можете прочесть здесь

6. Разборная чебурашка

Основное преимущество разборной чебурашки является возможность доставать проволочные ушки и тем самым избежать трудностей при монтаже заводского кольца как соединительного элемента с крючком на любом этапе ловли. Такую манипуляцию иногда неудобно выполнять с обыкновенным неразборным грузиком.

Недостатки разборного груза — под действием тяжести некачественные ушки могут выскочить в самый не подходящий момент.

Совет: рекомендуется хранить такие грузила в коробочке, чтобы в случае выскальзывания зацепляек их не потерять.

Рекомендация по укреплению ушек в чебурашках с тонкой проволокой – нужно ужать с боков грузик при помощи плоскогубцев.

У многих спиннингистов могут возникнуть вопросы в связи с разборными ушками. Например, может ли отверстие для выдвижения ушек повлиять на объём грузила? Присмотревшись, вы не увидите изменений в объёме. Могут ли разогнуться ушки? Качественные ушки при дополнительной на них нагрузке не разгибаются. Может ли тонкая проволока этого ушка резать леску (плетёный шнур)? Такая ситуация возможна лишь при вязке неправильного узла. Например, для закрепления шнура лучше использовать узел под названием «клинч».

7. Как в домашних условиях изготовить грузило чебурашка

Видео урок по созданию формы из гипса и литью разборных чебурашек продемонстрирует автор канала «Моя рыбалка»

Короткое видео об изготовлении застёжек для разборных чебурашек своими руками от Е.Яблочкина

Груз «Чебурашка» для джиг спиннинга

В практике большинства спиннингистов «чебурашка» основательно потеснила классическую джиг-головку.Во-первых, «чебурашка» позволяет оперативно менять оснащение приманки.

В жизни каждого джигового спиннингиста рано или поздно встает вопрос о выборе оптимального груза. Какие груза лучше? Форма, материал, из которого они сделаны, форма и оснастка проушин, требования к качеству исполнения, удобство в применении — это те вопросы, которые интересуют нашего брата.

Казалось бы, что может зависеть от куска свинца, расположенного перед приманкой? При кажущейся очевидности, вопрос этот далеко не праздный и требует анализа.

Читайте также:  Какие узлы лучше для плетенки

Почему груз «чебурашка»?

В практике большинства спиннингистов «чебурашка» основательно потеснила классическую джиг-головку с жестко вмонтированным в ее тело одинарным крючком. Причина этой популярности кроется в большей универсальности и удобстве «ушастых» грузов. Во-первых, «чебурашка» позволяет оперативно менять оснащение приманки. Имея при себе наборы двойников, тройников, офсетных крючков и грузов разного веса, можно прямо на рыбалке быстро собрать приманку, точно отвечающую конкретным условиям ловли. Во-вторых, при ловле на участках с чистым дном, двойные и тройные крючки, которыми можно оснастить «чебурашку», гораздо более эффективны с точки зрения результативности поклевок (например, аккуратных поклевок такого хищника, как судак), нежели впаянные одинарные крючки на классической джиг-головке. В-третьих, мягкая сцепка «груз-крючок» лучше держит рыбу при вываживании, благодаря отсутствию рычага, образующегося при использовании жесткой конструкции классической джиг-головки. Хотя, справедливости ради, отметим, что такая сцепка все-таки хуже себя ведет при подсечке — жесткий рычаг здесь более эффективен. Мягкая сцепка, также, способствует лучшей проходимости приманки на закоряженных участках. И, наконец, при ловле в коряжнике сам по себе офсетный крючок на ушастом грузе менее подвержен зацепам, чем джиг-головка.

Форма рыболовного груза

Форма груза влияет на время падения приманки на дно, что, собственно, в большинстве случаев, и важно. Зависит это время (при равных весах и других параметрах оснастки) как, от лобового сопротивления и силы трения, так и от бокового сноса под действием течения.

Самой распространенной формой груза является шар. Две другие разновидности, которые, хотя и не так широко, но все же используются спиннингистами, — это «фильда» и «планирующий» груз. Их назначения прямо противоположны. «Фильда» сплюснута с боков, на слабом течении и в стоячей воде она будет быстрее опускаться на дно. Имеет смысл использовать такие груза на очень глубоких ямах для более быстрого доставления приманки на дно. «Планирующий» груз прямо противоположен «фильде». Он имеет более внушительные горизонтальные габариты по отношению к вертикальным, и, соответственно будет опускаться на дно медленнее, чем «фильда» или шар.

Однако, нужно понимать, что наличие даже умеренного течения все различия в форме грузов сводит, практически, на нет. Эффект от этих различий обычно настолько незначителен, особенно, при ловле на быстрой воде, что большинство известных мне опытных спиннингистов уже давно отказались от экспериментов с формой в пользу самой простой и универсальной — шара. Имея набор однотипных круглых грузов с градацией по весу, мы всегда можем скорректировать проводку приманки (время ее падения) подбором груза нужного веса.

К тому же, спиннингист на рыбалке обычно имеет при себе от десятка до нескольких десятков грузов каждого веса, принимая во внимание возможные их потери. А если учесть, что весовых градаций даже при ловле в более или менее известных местах бывает не менее 10-ти? А если место не известное? Теперь, давайте представим себе, какой итоговый вес только одних грузил нам придется таскать с собой, если мы собираемся использовать не только разные веса, но и разные формы грузов.

Выделим отдельно еще один тип ушастых грузиков — «рыбья голова». По форме это что-то среднее между «фильдой» и шаром. Стоимость таких изделий выходит далеко за пределы классических вариантов, а на практике они ничем примечательным не выделяются, кроме своего визуального сходства с настоящей рыбьей головой. Эту форму явно разрабатывали в расчете на рыболовов, но не рыбу. И надо отдать должное коммерсантам — своего они в значительной степени добились. Как-то, когда я снимал с крючка только что вытащенного судака, ко мне подошел сосед-рыболов с довольно «крутой» снастью. Узнав о моих успехах, он показал на «рыбью голову» перед своей приманкой и умозаключил: «. сегодня на голову не берет!». Это характерная ошибка — уделять внимание больше форме, нежели содержанию.

Материал груза

Как известно, при изготовлении грузов в большинстве случаев используется свинец. Свинец — это цветной металл, и металл достаточно дорогой. Поэтому многие производители грузов добавляют в свинец различные примеси, которые удешевляют производство. Может нам и не стоило бы лезть в производственные дебри, если бы в связи с этим не возникали некоторые проблемы. Во-первых, чистый свинец взаимодействует с внешней средой, под воздействием которой происходит окисление его наружного слоя — поверхность грузика тускнеет. Давно замечено, что на потускневший грузик хищник берет, по-крайней мере, не хуже, а в некоторых случаях и лучше, чем на блестящий. С другой же стороны, на таком потускневшем грузике хорошо заметны следы поклевки, по которым можно судить о том, что за рыба клюнула, и какого примерно она была размера. Такая информация позволяет правильным образом скорректировать свои дальнейшие действия и добиться искомого результата. Наличие примесей в материале груза может препятствовать окислению свинца, и груз долгое время не тускнеет и остается блестящим.

Во-вторых, и это более существенный момент, такие примеси, обычно, имеют меньший удельный вес, нежели чистый свинец, поэтому из форм, рассчитанных на выплавку грузов определенного веса при использовании примесей будут получаться груза меньшего веса. Соответственно, весовая маркировка на теле таких грузов будет нести искаженную информацию. При покупке грузов не поленитесь их взвесить. Особенно, если они промаркированы.

Читайте также:  Поплавок drennan xl pellet waggler

Иногда можно прочитать или услышать рекомендации иметь в своем арсенале некоторое количество вольфрамовых грузов. Вольфрам тяжелее свинца, что дает возможность, часто очень заманчивую, уменьшить размер груза.

В принципе, спиннингисты не против были бы и совсем перейти на вольфрам, как, к примеру, уже поступили многие зимние рыболовы, но стоимость самого вольфрама и затраты при обработке этого очень твердого материала делают цену конечного изделия слишком высокой.

Исполнение груза «чебурашка»

Тело ушастого грузика должно быть выполнено аккуратно. Если это шар, то он должен быть близким к идеальному по форме. Наличие выбоин и брака при выплавке, может привести к фальсификации реального веса.

Необходимо обращать внимание и на исполнение другой важной части грузиков — проушин. Во-первых, проволока, из которой изготавливаются уши, должна быть не толстой, чтобы можно было без особых проблем работать с тугим заводным кольцом. Во-вторых, проволока должна быть устойчивой к коррозии. В-третьих, материал должен быть достаточно упругим, чтобы под воздействием нагрузок уши не деформировались, что может сказаться и на качестве игры приманки, и на ее прочности. В-четвертых, монтаж ушек в теле груза должен быть надежным. На рыбалке и мысли не должно возникать, что под значительной нагрузкой какое-то из ушек может выскочить из тела груза.

Размер и направление проушин

Размер проушин должен быть, с одной стороны, достаточным для беспрепятственного монтажа приманки напрямую или посредством заводного кольца, а с другой, не очень большим, чтобы не нарушить общую гармонию приманки. Более удобны груза с проушинами, развернутыми относительно друг друга на 90 градусов. Это очень удобно при монтаже различных крючков, как с удлиняющим звеном, так и без него.

Конструктивно проушины могут быть выполнены по-разному. Основания дуги проушины могут быть сближены или даже выходить из тела груза в одной точке. В этом случае есть возможность пассатижами развернуть ушко, как нам требуется. Другой вариант — когда выходы дуги проушины удалены друг от друга на 2-4 мм. Такие уши развернуть не всегда представляется возможным. А если это и удается сделать, то развернутое таким образом ушко может отрицательно влиять на движения приманки при проводке.

Красить или нет груз?

Довольно часто в последнее время на витринах рыболовных магазинов можно видеть приманки с покрашенными ушастыми грузиками. Но есть ли в этом необходимость? Если мы наносим на чебурашку слой краски, а сверху еще закрепляем ее лаком, то, тем самым, отказываемся от индикатора поклевок в виде следов от зубов хищника. Конечно, сильные удары оставят следы и на лакированном грузике, но насколько часто происходят такие мощные поклевки, в особенности летом и на водоемах средней России?

И еще один момент. Вспомним такую вещь, как глаза, которые иногда рисуют, например, у поролоновых рыбок. Очень возможно, что для атакующего хищника они служат точкой прицеливания и, тем самым, увеличивают число результативных — по месту — поклевок. А не может ли стать такой точкой прицеливания ярко окрашенный груз? Тогда хищник преимущественно будет наносить удары именно в груз. Кстати, очень часто на крашенных грузах заодно рисуют и глаз. Может быть, специально, чтобы хищник бил в груз, а не в приманку, где расположены крючки? С точки зрения борьбы за охрану поголовья хищников это, возможно, очень удачное решение.

Я сам не единожды красил свои «чебурашки» в разные цвета, но улучшения клева не отмечал. Так что, на мой взгляд, это еще один пример удачного коммерческого, но не рыболовного решения. Стоимость «пасхального» грузика возрастает почти вдвое по сравнению с обычным, не крашенным. Очередной привет любителям красивой формы!

Градация весов

Каким должен быть весовой шаг грузов в арсенале спиннингиста, чтобы не получилось ситуации, когда один грузик в данном месте ловли мал, а следующий по весу уже велик? Я считаю, что для начинающего спиннингиста, или спиннингиста, не имеющего постоянной практики и посещающего водоемы от случая к случаю, такая градация может составлять 5 граммов. К примеру, для Оки вполне подойдет набор грузов с весами 15, 20, 25, 30 граммов. Для некоторых специфических условий ловли можно добавить еще по два шага с каждой стороны — 5, 10 и 35, 40 граммов. Спиннингисту без достаточного опыта и ориентироваться в таком наборе будет значительно проще, и разницу в проводке он сразу почувствует.

Для опытных спиннингистов весовой шаг грузов уменьшается до 2 граммов, а у некоторых — даже до грамма (вот здесь маркировка и точное соответствие указанным весам становятся особенно важным моментом). Кому-то может показаться, что шаг в 1 г слишком мал, но, поверьте, в большинстве случаев это не так. Опытный спиннингист способен скорректировать проводку на течении малейшими нюансами оснастки, а чувствительная снасть и тонкая леска достаточно четко отработают разницу и в один единственный грамм. И результаты не замедлят сказаться.