Меню

Мото собака для рыбалки своими руками

Мотособаки для рыбаков и охотников – как сделать машину своими руками

Мотобуксировщик или мотособака – нужная вещь для охотника. Этот вид транспорта можно приобрести в специализированном магазине, но цены на подобную технику высокие. Выход есть: собрать изделие можно самому, тогда затраты будут небольшими. Чтобы мотособака своими руками была сделана качественно, служила долго, нужна подробная схема и чертежи, ряд инструментов и деталей.

Что такое мотобуксировщик – описание и назначение

Под мотособакой понимают мини-снегоход (мини-снегоболотоход) с двигателем. Данное транспортное средство представляет собой сцепку из гусеничного буксировщика с санями либо санями-волокушами. Водитель мотособаки садится в сани, туда же кладут любой груз. У некоторых моделей «собаки» есть специальная грузовая площадка на тягаче. Мощность двигателя обычно составляет от 6 л. с. до 13 л. с., скорость равна 30-40 км/час. Тормоз у мотособаки отсутствует, о чем всегда надо помнить водителю.

Мотобуксировщики популярны среди рыбаков, охотников. Также их можно применять в сельском и лесном хозяйстве для перевозки небольших грузов. В отличие от колесной техники, лыжи на санях мотособаки позволяют передвигаться даже по рыхлому снегу, зимнему бездорожью, чем транспортное средство напоминает снегоход. Разница лишь в расположении водителя: они сидит вне платформы с мотором, что уменьшает вес мотособаки, увеличивает проходимость. Также плюсами в сравнении со снегоходом являются простота конструкции, более низкая цена.

На мотособаках можно передвигаться по замерзшей поверхности водоема – озера, реки. Они идеальны для любителей подледной ловли и были разработаны специально для них. Машину легко перевезти в автомобиле, используя чехол, выгрузить на берегу, после применять по назначению. На мотособаке возможно перевозить грузы по пересеченной местности, изобилующей спусками, подъемами. Используют технику для поездок летом, весной, осенью по болотистым полянам, лесным дорожкам.

Почему стоит изготовить мотособаку – причины

И покупная техника, и самоделка отличаются неприхотливостью, компактностью, не требуют много места для перевозки, хранения. Но некоторые охотники предпочитают делать мотособаки самостоятельно, из подручных средств. Основная причина – экономичность: самодельный вариант обойдется на порядок дешевле. Не более стоимости самого простого буксировщика из Китая можно соорудить также надежный, прочный буксировщик-толкач.

У многих моделей мотособак, особенно китайской сборки, есть масса недочетов в конструкции. Например, гусеница может часто забиваться снегом, что связано с промахами разработчиков. Прочие возможные проблемы – вставание мотособаки на дыбы, зарывание в слишком глубоком снегу, забрасывание снега в сани. Всех этих неприятностей можно избежать, если делать транспортное средство самому.

При переднем расположении мотора мотособаки, которое практически всегда планируется в самодельных моделях, работа машины будет намного эффективнее. Вот очевидные плюсы:

  • экономия топлива и общее удешевление конструкции;
  • более высокая скорость движения;
  • возможность сделать дополнительные отсеки для снастей.

к содержанию ↑

Основные элементы мотособаки

Самая важная деталь техники – двигатель. Обычно для создания мотособак применяется одноцилиндровый карбюраторный бензиновый мотор. Не менее важной частью является резинометаллическая гусеница – движитель с подвеской. С помощью гусеницы можно ездить по снегу, льду, мягкому грунту в теплое время. Стоит подробнее рассмотреть все составляющие мотособаки.

Двигатель машины

Чаще всего для мотособак используются двигатели марок «Хонда», «Ямаха» (дорогие) или китайских брендов (MTR, «Лифан» и другие бюджетные). Эти силовые агрегаты сильно различаются по цене, хотя мощность их обычно равнозначна. Отлично себя зарекомендовали двигатели «Лифан» с центробежным (сухим) сцеплением. Некоторые применяют для создания мотособак мотор из мотоблока, снимают двигатель с бензопилы «Урал», пилы «Дружба».

Популярным считается мотор с мопеда Ш-58, рассчитанный на ручное переключение коробки. Также можно применять двигатели для скутеров. Главное, чтобы у изделия были хорошие тяговые характеристики, мощность не менее 6 л. с. Этого достаточно для перевозки на мотособаке одного человека и груза на 30-50 кг. Для поездки двух человек и груза на 150-200 кг лучше выбрать двигатель мощностью более 9 л. с. В качестве элемента тюнинга мотора часто используют натяжитель цепи.

Несущая рама мотособаки

Рама должна иметь отличное качество, ведь в пути она испытывает высокие нагрузки, особенно при движении по бездорожью. Эта конструкция делается полностью своими руками, варится из металлических труб прямоугольного сечения. Обычно хватает толщины трубы 3 миллиметра, более тонкий металл не годится, он быстро деформируется.

Как сделать раму своими руками, можно посмотреть на фото, видео. Берут две трубы сечением 20*20 мм, дополняют еще двумя размерами 20*40 мм, формируют каркас. Вваривают в него два уголка по 40 мм, сверху приваривают защитный каркас для двигателя, который не даст ему повредиться при опрокидывании техники. К раме также желательно присоединить заклепками лист оцинковки для закрытия гусеницы.

Подвеска мотособаки

Подвеска служит важным показателем работы ходовой части. По конструкции она может быть катковой, склизовой. Катковая хуже показывает себя на снегу, зато идеальна для движения в теплое время года. Подвеска на склизах не позволяет забиваться гусеницам, но применяется только зимой: ей нужен снег, который охлаждает систему (лыжный модуль).

Для домашнего изготовления мотособаки и поездок в любой сезон года стоит выбирать современную катковую подвеску, но не с жестким, а с пружинным опиранием катков. Такая мотособака будет более мягко перемещаться на замерзшей дороге. При движении придется избегать слишком рыхлого снега.

Читайте также:  Забрось удочку может клюнет

Трансмиссия мотособаки

Трансмиссия отвечает за передачу вращения вала на основную звездочку гусеницы. Коробка может быть вариаторной, механической, автоматической редукторной, некоторые имеют реверс (возможность заднего хода). Преимущество автоматической трансмиссии – большое тяговое усилие, минус – быстрый износ ряда деталей, необходимость регулярного техобслуживания.

В качестве механической можно применять коробку от ВАЗ, иного старого автомобиля. Ее плюс – простота обслуживания, отсутствие необходимости в частом ремонте, но использование такой трансмиссии менее комфортно. Вариатор обеспечивает плавную передачу усилия от двигателя на гусеницу, что помогает снизить скорость износа деталей, сэкономить на бензине. Минус – слабый приводной ремень, который приходится регулярно менять.

Гусеница мотособаки

Такие устройства могут быть снегоходными и специализированными, созданными именно для мотособак. Они различаются шириной, высотой, длиной. В продаже есть сменные гусеницы от снегоходов, которые можно применять в изготовлении мотобуксировщиков. Популярны гусеницы от «Бурана», но высокой проходимостью они не отличаются, эксплуатировать мотособаки придется только на замерзшем водоеме, хорошо накатанной дороге.

Приобретать следует не слишком узкие гусеницы. Оптимальным считается изделие на 50 см, поскольку оно делает мотособаку устойчивой, проходимой, маневренной. Есть в продаже и «агрессивные» гусеницы повышенной проходимости, их ширина – от 55 см, выполнен особый рисунок протектора. У изделий повышена высота грунтозацепов – она равна 32 мм (стандартная составляет 21 мм). Можно также сделать гусеницы самостоятельно из транспортерной ленты. Траки выполняют из березовых планок, иных материалов.

Электрооборудование и системы управления машины

Для управления мотособаки используют руль, имеющий связь с КПП, ручкой сцепления, газом, которые следует взять с любой подходящей старой техники. Обычно в базовых комплектациях буксировщиков оборудован ручной пуск, но по желанию его могут поменять на электростартер, добавить катушку освещения. Все это легко сооружается самостоятельно, но затраты на изготовление мотособаки повысятся.

Без электростартера вполне можно обойтись, к тому же ручной пуск считается более надежным в плане поломки. Зато без освещения ночью на мотособаке точно придется плохо, эту систему нужно предусмотреть обязательно. Машину надо снабдить катушкой на 7 ампер, чтобы проблем с подпиткой фар не возникало.

Мотособака собственного изготовления: технология

Перед началом работы нужно подготовить все необходимые инструменты и оборудование для мотособаки. Подробно ознакомиться с ходом работы можно при просмотре тематического видео.

Подготовка к работе

Чтобы проблем с использованием мотособаки не возникло, важно сразу определиться с ее основными техническими параметрами:

  • грузоподъемностью;
  • мощностью двигателя;
  • типом трансмиссии;
  • системой запуска двигателя – ручной или электрической.

Также следует подумать над дополнительными приспособлениями мотособаки – лебедкой, освещением, защитными элементами, сиденьями. Затем составляется точный чертеж, на котором будут отражены все нюансы. Далее можно заказать комплект деталей для мотособаки или подобрать их самостоятельно из имеющихся в наличии от иной техники.

Необходимые инструменты

При работе не обойтись без сварочного инвертора, дрели и болгарки, набора гаечных ключей. Также для монтажа мотособаки потребуются отвертки, напильник, прочие мелкие инструменты. У мастера должен быть доступ к токарному, фрезерному станкам.

Сборка мотособаки

Вначале делают раму мотособаки, которая поможет закрепить двигатель, коробку, ходовку. Для этого подобранные трубы (также подойдет балка или швеллер) сваривают в прямоугольную рамку. Затем приваривают крепления для всех важных узлов мотособаки. После можно установить двигатель.

Ходовая часть должна быть основана на опорных подшипниках. На токарном станке вытачивают соответствующие втулки с толщиной стенок 5 мм. Применяя втулки, по углам рамы ставят подшипники. После изготавливают переднюю, заднюю оси, которые сформируют валы вместе со втулками и подшипниками. Задний вал мотособаки делают ведущим, надевая на него приводную звездочку и надежно приваривая ее. Цепью ее надо присоединить к коробке передач.

Гусеницы мотособаки делают самостоятельно из транспортерной ленты более 30 см шириной либо берут готовые, но последние придется разрезать и расширять вставками. Траки создают из древесины, пластиковых труб или снимают со старого снегохода. На коробку, мотор ставят шкивы, соединяющиеся ременной передачей. К рулю крепят элементы управления мотособакой – рукоять сцепления на левой стороне, ручку газа – на правой. Руль закрепляют на раме двумя трубами путем сваривания с вилкой. Последняя располагается на задней оси и закрепляется приваренными стальными шайбами.

По окончании работы монтируются дополнительные приспособления мотособаки, навешивается нужное оборудование. Конструкция дополняется местом для сидения, отсеком для грузов и т. д. Готовое изделие не уступит по качеству магазинной технике, зато будет сделано надежно и может быть отремонтировано в случае поломки самим мастером.

Как сделать мотобуксировщик своими руками — от А до Я

Если ты все-таки задался вопросом «как собрать мотобуксировщик своими руками», то подумай хорошенько — «Сколько же ты сэкономишь?». Ты максимум сэкономишь 10-15 тысяч рублей, но потратишь время, возможно, тебя бросит жена, потому что ты все это время сидел в гараже, тебя перестанут уважать дети. Это влечет за собой кучу проблем. Надо быть технически подкованным человеком, который собирал-разбирал технику и человек который все это знает, прекрасно понимает, с какими проблемами он может столкнуться.

Если ты все таки решил твердо, то давай, разберем подробнее.

Читайте также:  Воблер ито шайнер 115 sp от беаркинг

Содержание

Закупаем металл и собираем раму с нуля

Допустим, ты знаешь, как пользоваться сваркой, как это должно всё выглядеть – есть представление о технике, ты все это понимаешь. Не то, чтобы ты технарь с высшим образованием, но ты разбираешься в технике. Как она работает, как устроена, как это всё собирать. Ты видишь буксировщики в магазине, у своих друзей и понимаешь, что все собирают его немного по-разному. На одном одноопорная трансмиссия, у кого-то двух опорная трансмиссия.

Во-первых. Ты покупаешь металла себе на металлобазе и идешь в свой гараж. Будем считать, что у тебя есть сварочник и весь инструмент, ты это дело разметил и напилил. Если инструмента нет, то надо купить сварочник, купить болгарку, и сварить ровную раму. Должно получиться примерно так. На фото рама от мотособаки Техмар.

Если ты сваришь кривую раму, то у тебя будет ломать подшипники на ведущем валу, будет не соосность и соответственно будет давление на подшипник валом.

Подшипник быстро выйдет из строя, происходить так будет постоянно, это еще то мучение.. Даже некоторые производители этим страдают, у них кривые рамы. Поэтому важно сделать ровную раму, придать жесткости конструкции, чтобы ее не водило по сторонам. Это достаточно сложный процесс. Легко тому человеку, кто хоть как-то связан со сваркой, который что-то варил в свое время, этим занимался.

Человек, который сидит за компьютером целыми днями, работает менеджером, не соберет у себя в гараже мотобуксировщик. Это первая сложность в сборе мотобуксировщика: нужно много инструментов и знаний, которые помогут тебе в изготовлении.

Собираем комплектующие

Второй момент – это комплектующие. Одно дело, когда производитель делает что-то сам и мощности производителя хватает на то, чтобы выточить звездочку, самим сделать валы, а тебе это надо купить в магазине и ты покупаешь запчасть с наценкой у производителя, который создал и отдал в магазин за свою маржу. Магазин в свою очередь тоже хочет заработать, и ты покупаешь комплектующие для буксировщика с наценкой примерно +100 процентов от себестоимости.

Двигатель, трансмиссия, ремень вариатора, цепи, тележки – это все денег стоит. Самому собирать тележки – это дорого. Гусеницу производитель покупает за 6000 рублей, а тебе ее продадут за десять.

Максимум, на чем ты сэкономишь при сборке мотобуксировщика своими руками – это в металле. Ты можешь сэкономить на раме. Но то, что ты сэкономил на раме, ты все это потратишь на покупку запчастей, на покупку инструмента плюс нужно настроить это все дело, чтобы все работало.

Трасмиссия

Смотри — рама получилась, про раму забыли, и ты поставил двигатель. Но двигатель надо интегрировать вместе с трансмиссией, чтобы получилось выставить ровно ремень вариатора, а точнее, ведущий вариатор с ведомым, чтобы у тебя не было перекоса ремня.

Одноопорный кронштейн трансмиссии для мотобуксировщика

Двухопорный кронштейн трансмиссии для мотобуксировщика

Если ты где-то чуть-чуть ошибся в кронштейнах, ты неправильно их сварил — у тебя начнет закусывать ремень, будет перекос ремня, соответственно, его будет жрать. Ремень стоит от 300 рублей китайский, а нормальный, хороший стоит полторы тысячи рублей. Мало того, что ты получаешь перекос ремня, а это его быстрый износ, закусывание, ты еще получаешь дикий самоход. Можешь завести буксировщик, и он будет от тебя уезжать.

Подключаем электропроводку

Хорошо, с трансмиссией ты разобрался, ты до этого буранов кучу перелопатил, о’кей. Что тебе нужно? Тебе нужна проводка, чтобы двигатель задышал, заработал, агрегаты все работали совместно. Ты купил в электромаркете кучу проводов, ты напаял что-то. Ты все сделал, ты заколхозил себе качественный жгут проводов.

Второй вопрос. Это двигатель не автомобильный, это двигатель китайский. У него может быть двадцать проводов, а работает всего четыре. Понимаешь, если купил двигатель с катушкой световой мощной, у него 2 провода выходит, а если со слабой, один провод. Ты смотришь, у него должен быть плюс — минус по идее, а у него только плюс торчит. Я, конечно, говорю все утрированно, но это факт.

Это мучение с подключением, ну ладно, мы все это прошли. Ты представляешь, какой получается мотобуксировщик? Я видел кучу мотобуксировщиков “своими руками”. Да, человек молодец, он потратил полгода своей жизни в гараже, не видел семью, детей. И вот такой он выбрался на тест драйв, так как наступил сезон и первый снег. Он выкопался из гаража, выезжает, а у него что-то сломалось. Это по – любому так бывает..

Тестируем и исправляем косяки

Любой производитель на стадии разработки натыкается на свои же ошибки. Только у производителя есть ЦМК — сварочный цех, который подготовлен, и люди уже профессионалы в этом деле. Есть сборочный участок, есть конструктор, который это все, создает в программе, есть мощности, которые позволяют сделать какие-то детали.

В то же время производитель тестирует технику, натыкаясь на какие-то ошибки, проблемы свои же, хотя, казалось бы, все идеально, но… Взять, к примеру, автомобильную отрасль. Сделали машину за 10 миллионов Range Rover, выехали на тест драйв, у него отказал блок с электроникой, пневмо упала и еще чего-то, и они гадают. А причина — инженер по проводке забыл желтый провод присоединить!

Читайте также:  Рыбалка донка против фидера

И здесь то же самое. Производитель тестит, переделывает, смотрит и доводит до ума. Ты выезжаешь из гаража на своем самосаде. Бац, развалились подшипники на ведущем валу. Едешь в гараж, тащишь его на себе 5 километров, разбираешь и понимаешь, что у тебя кривая рама. Ты начинаешь думать: так, надо ее переделать. Ты начинаешь делать, колхозить. В итоге вроде все круто опять сделал.

Поехал дальше и у тебя ремень начинает жрать. Соответственно, надо трансмиссию переделать. Или вибрация такая, что у тебя Паркинсона начинается от нее. Колотит, потому что ты не сделал подушки на двигателе, либо подмоторную раму не поставил, либо какой-нибудь буфер, который будет вибрацию гасить.

Мотособака своими руками — это миф

Исправления в процессе доводки мотобуксировщика до ума накладываются друг на друга, и ты ковыряешься, доделываешь свои косяки. Проходит сезон, то есть через 2 года, потратив сто тысяч на свои разработки, ты выползаешь, едешь, тебя все обгоняют. Ты не чувствуешь кайфа, потому что, во-первых, твой буксировщик будет выглядеть убого, потому что, чтобы он выглядел красиво, нужно вложить деньги. Чтобы он хорошо ехал, нужно его хорошо настроить.

Человек, который это все понимает, который прикидывает, который смотрит наперед, просчитывает свою жизнь на пару шагов, сразу поймет, что это гиблое дело.

Покупая новый мотобуксировщик, ты получаешь готовую конструкцию, настроенную, сделанную от и до, которую проверили, которую сделал конструктор, а не дядя Вася в гараже спроектировал.

Мотобуксировщик – как делают на заводе от А до Я

Конструктор все это дело нарисовал, вымерял каждое отверстие, каждый болтик, все прикрепили. Сборщики грамотные, профессиональные, собрали. Цех ЦМК все это дело сварил, покрасили, все сделали красиво — внешний вид, дизайн. Тебе продали и дали год гарантии, кто-то 2 года гарантии.

Ты ездишь, не паришься. Зашелестело что-то, притащил его к дилеру и говоришь: Ребята, чините. Тебе все сделали по гарантии, и дальше катаешься. И уже не паришься, что нужно поехать в гараж, распилить этот буксировщик, собрать его заново, потому что что-то косячно, что-то не едет.

Наступает на свои грабли любой человек, даже профессиональный сварщик. Он не может быть профессиональным сварщиком, он не может быть механиком, не может человек вобрать себя все идеально. У любого человека есть ошибки, и он их будет допускать в любой профессии.

Поэтому потратить время можно, так сказать, когда ты сам собираешь буксировщик, экономия будет, безусловно. Ты сэкономишь какие-то средства, потому что производитель собрал и ему надо заработать , нужно платить зарплату, аренду и прочее. Он оценил, отдал дилеру, дилер оценил. Ну, сколько ты сэкономишь? Дельту дилера. Убраться в заводскую цену ты не сможешь, потому что у завода свои мощности, комплектующие, которые на 70 процентов сам изготавливает, а не покупает у кого-то, поэтому ему проще. У него уже это конвейерноналажено и идет цепочкой.

Он собирает от 30 до сотни в день, и люди понимают, как это делать. Чем больше собираешь, тем меньше себестоимость. Ты возьмешь металла килограмм по 200 рублей, а если ты возьмешь тонну, то себестоимость будет уже 120 рублей. То есть у производителя всегда выйдет дешевле.

Ты же, когда хочешь попить кофе, ты же не изобретаешь кофеварку. Ты просто идешь и покупаешь ,так как знаешь, что ее продумали до мелочей и что она намелет тебе кофе, и сварит действительно вкусный капучино. А начнешь собирать сам, ты сначала отравишься, потом у тебя чего-нибудь не так пойдет. Это в любом случае так. Сэкономив 10 тысяч, ты потратишь кучу нервов, времени, денег опять же. Оно того не стоит.

Изобретаем для себя лыжный модуль, реверс и другие аксессуары

А как насчет доработок – лыжный модуль, реверс, тормоз. Можно забыть!

Если создавая конструкцию ты замахнулся и хочешь делать с коробкой тормозом – сидеть тебе в гараже 5 лет! Некоторые люди по фоткам себе что-то рисуют на листочках. Все дорого, реально нерентабельно.

Сэкономить 10 тысяч и потратить несколько лет своей жизни – оно этого не стоит! Ты за эти несколько лет жизни заработаешь денег, пойдешь на шабашки. Лучше вечером шабашить и заработать на этот буксировщик. Зато потом ездишь спокойно и тебя не парит, что у тебя что-то отвалится.

Приехал к дилеру — он тебе все это починит. Приехал в специализированный магазин и говоришь – ребята, у меня буксировщик вот такой-то, мне нужны на него запчасти. Тебе говорят – да, конечно, производитель их столько делает, что они в полном ассортименте. А ты купишь в одном магазине какую-то звездочку, в другом магазине цепь, в третьем магазине вариатор. Оно от разных производителей, и когда потом что-то сломалось — в том магазине нет, и что делать? Надо искать в другом, подбирать аналог.

Мотобуксировщик своими руками — это целая цепочка проблем, которые никому не нужены. Это то же самое, что пытаться самому собрать автомобиль.