Меню

Мотобур для рыбалки с реверсом

8 лучших мотобуров

Малая механизация для малых глубин

Мотобуры широко применяются в быту и строительстве. Сегодня мы разберемся, как выбрать лучший мотобур в 2021 году.

Если, скажем, необходимость в бурении нескольких небольших скважин под столбы забора – работа все же «одноразовая», для которой можно обойтись арендой прокатного инструмента или вызовом мастеров по объявлению, то немалое число людей каждую зиму начинает нервно посматривать за окно, прикидывая в уме толщину льда на ближайшей реке или водохранилище. Действительно, в чьих руках проще всего увидеть в это время бур, как не у рыбака? Ну, а после очередного безрезультатного бурения лунки за лункой неизбежно появляется мысль, что согреться во время бурения, конечно, хорошо, но и крутить ручку битый час самому как-то не хочется.

Что ж, ответ давно найден: приделываем к обычному «садово-огородному» компактному бензомотору рукояти, редуктор и крепление шнека, и вот у нас в руках бензобур — средство малой механизации бурильного промысла, которое, конечно, будет тяжелее и габаритнее ручного бура, но многократно облегчит работу. Впрочем, говоря о мотобурах, мы не будем упираться только на «зимне-ледяное» их применение: недаром в продаже есть и модели с четырехтактными моторами, имеющие ярко выраженную «грунтовую» спецификацию, и более подходящие для зимы двухтактники, рассчитанные, тем не менее, на работы более масштабные, чем обычные лунки над водой.

Рейтинг лучших мотобуров — Топ 8

Категория Место Наименование Рейтинг Цена
Лучшие четырехтактные мотобуры 1 ADA instruments Ground Drill 14 Reverse 9.7 / 10 49 990
2 ADA instruments Ground Drill 15 9.4 / 10 37 990
Лучшие двухтактные мотобуры высокой мощности 1 STIHL BT 360 9.8 / 10 169 990
2 ADA instruments Ground Drill 8 8.8 / 10 13 990
3 Fubag FPB 71 8.6 / 10 16 380
Лучшие двухтактные мотобуры для зимней рыбалки 1 ECHO EA-410 9.6 / 10 41 990
2 STIHL BT 131 9.5 / 10 63 990
3 CHAMPION AG252 8.9 / 10 14 200

Лучшие четырехтактные мотобуры

ADA instruments Ground Drill 14 Reverse

Открывает наш рейтинг лучших мотобуров для земляных работ бензобур ADA instruments Ground Drill 14 Reverse. Этот мотобур собран на вполне внушительном двигателе с горизонтальным валом: 172 «кубика», 8 лошадиных сил. Поскольку рассчитан он на использование двумя людьми, производителю не пришлось ужиматься в строгие рамки веса – ну, а два мужчины с 30-килограммовым мотобуром справятся нормально, зато на металле редуктора не нужно было экономить. А заодно в него добавили реверс, управляемый внешним рычажком: учитывая, что шнеки тут можно использовать не только с 20-мм, но и с 32-мм посадкой (до 600 мм внешнего диаметра), наличие реверса нельзя недооценивать, это значительно ускорит работу. Главное – синхронизировать самих операторов: рычаг газа достается одному, рычаг реверса – второму. Впрочем, есть и более дешевая версия без реверса – хотя стоит ли о ней говорить, если подобной мощности буры используют все-таки в тех условиях, когда реверс точно не лишний?

Привод от двигателя на редуктор – однорядной цепью под отдельным кожухом (он – жестяной, негерметизированный, более того – с отверстиями, что в пыли таки не есть хорошо). Рядом с кожухом цепи находится и сливная пробка картера двигателя. Редуктор, имеющий собственный контур смазки (используется обычное трансмиссионное масло) имеет смотровой глазок, через который уровень всегда легко проверить, не используя обычный метод «не льется ли через контрольное отверстие». Мотобур рассчитан на работу по грунту первой (песок, торф плотностью до 1600 кг на кубометр) и второй (суглинок, песок со щебнем до 1900 кг на кубометр) категорий, максимальное время непрерывной работы не должно превышать 5 и 3 минуты соответственно.

  • Высокое тяговое усилие, позволяющее работать с шнеками большого диаметра по тяжелому грунту
  • Неплохой четырехтактный двигатель
  • Использование дополнительной цепной передачи в негерметичном кожухе

ADA instruments Ground Drill 15

Продолжает наш рейтинг лучших мотобуров ADA instruments Ground Drill 15. Несмотря на очень схожую маркировку, мотобур Ground Drill 15 не имеет ничего общего с Ground Drill 14 Reverse. Даже если абстрагироваться от отсутствия реверса в редукторе, здесь мотор – уже «вертикальник», напрямую сблокированный с редуктором, к которому же прикручены фланцы рукоятей. Мощность мотора, несмотря на больший в сравнении с предыдущей моделью рабочий объем (196 кубических сантиметров против 172), меньше – только 5,5 л.с., что, впрочем, компенсируется хорошей тяговитостью «движка», максимальный крутящий момент мотор развивает уже на 2500 об/мин при холостых в 1800 об/мин. Но вот максимальный диаметр шнека у Ground Drill 15 – только 400 мм. Шнек и удлинительные штанги должны иметь посадку в 20 мм.

Читайте также:  Мурена камера для рыбалки характеристики

Поскольку рукояти собраны не на общем подрамнике, в теории мотобур можно использовать даже в одиночку, открутив две мешающие (другое дело, что руки понадобятся длинные). Хотя, конечно, оптимален он из-за размаха ручек и своего веса все-таки для двух операторов. Требования к грунтам и максимальной длительности работы аналогичны Ground Drill 14 Reverse и, стоит заметить, если не требуется работа с максимальными диаметрами бурения, а вполне хватит 300-400 мм, то эта модель будет даже интереснее (хотя реверс все же штука ценная, не поспорить).

  • Удобство обслуживания
  • Хорошая эргономика
  • Тяговитый мотор
  • В принципе, универсальный вал под 20 и 32 мм здесь бы смотрелся не излишеством, мотор способен «потянуть» буры большого диаметра

Лучшие двухтактные мотобуры высокой мощности

STIHL BT 360

Stihl предлагает один из самых мощных (но и самых дорогих) двухтактных мотобуров на нашем рынке: 60-кубовый мотор выдает 3,9 л.с., что позволяет использовать шнеки с 20-мм посадкой, имеющие рабочий диаметр до 350 мм (китайцы при меньшей мощности и меньшем в несколько раз передаточном числе, бывает, заявляют и все 500… но вот только на бумаге). Мотобур рассчитан на двух операторов и имеет удобные D-образные рукояти, складывающиеся для удобства транспортировки. Правда, для их перевода в транспортировочное положение придется отвернуть восемь гаек – по две на каждую сторону рукояти. Несмотря на малый вес самого мотора, сам бур в сборе весит прилично – 28,5 кг.

Для удобства выворачивания заклинившего в грунте шнека редуктор (его передаточное число – 151! Сравните с другими участниками рейтинга…) оснащен блокировкой – ее рычаг легко доступен между мотором и редуктором. В отсутствие реверса придется остановить мотор, заблокировать редуктор и начать проворачивать шнек в обратном направлении вместе с самим бензобуром за рукояти. Причем в конструкции есть и предохранительная муфта: при превышении предельного усилия блокировка редуктора автоматически отключается.

Воздушных фильтров два – основной и вспомогательный. В запыленном воздухе это позволяет выполнять быстрое обслуживание, не открывая доступ воздуху напрямую в карбюратор – снимая основной фильтр (не обслуживаемый, а заменяемый. Согласно инструкции), мы оставляем на месте вспомогательный фильтр, загрязняемый гораздо медленнее. Регулировка карбюратора проста и понятна.

Для проверки уровня масла в редукторе не предусмотрен щуп: мотобур нужно положить на бок и вывернуть нижнюю контрольную пробку. Если из нее не потечет масло, нужно долить его через верхнюю пробку. Это, пожалуй, единственное неудобное в обслуживании «Штиля».

  • Надежность
  • Высокое тяговое усилие
  • Складываемые рукояти
  • Наличие блокировки редуктора
  • Паспортный срок службы – до 30 лет
  • Высокая цена
  • Неудобство складывания рукоятей

ADA instruments Ground Drill 8

Продолжает наш рейтинг лучших мотобуров для земляных работ ADA instruments Ground Drill 8. На фоне совсем не дешевого «Штиля» обычные «китайцы» сопоставимой мощности выглядят по цене гораздо привлекательнее – разрыв цен десятикратный (!), но, конечно, не стоит забывать, где – профессиональный инструмент, а где «ширпотреб». Увы, что-то «среднее» по ценам у нас в магазинах найти проблематично – «фирма» обычно имеет мощность до 2,5 л.с., так что нам сейчас в разговоре о мощных двухтатктных мотобурах придется сравнивать невольно вещи не совсем сравнимые.

3,3-сильный мотобур от ADA Instruments собран внутри «клетки», которая позволяет сделать «готовый к бою» инструмент компактнее и дает возможность работы и двум операторам, и одному – причем производитель установил на клетке два курка газа, так что управлять оборотами двигателя можно при любом хвате без проблем. Модель сейчас предлагается уже во втором поколении, получившем, в отличие от первого, несколько сырого по конструкции, более надежное крепление маховика к коленвалу (были жалобы на срыв маховика при перегрузках, исправленные в новой версии). Максимальный диаметр шнека по паспорту – 250 мм, но только по легким грунтам – не нужно требовать чрезмерного от 71-кубового двухтактника. Посадка шнека – стандартные 20 мм.

  • Модернизированная с учетом нареканий на предыдущее поколение конструкция (с 2015 года)
  • Достаточно мощный двигатель
  • Два курка газа
  • Умеренный вес
  • Типичная для малокубатурных двухтактников чувствительность к плотности грунта и глубине бурения

Fubag FPB 71

У «Фубага» его «ширпотребность» сразу видна и по простенькому картеру редуктора (даже на фоне более дешевой «Ады»), и по приваренной прямо к его обрамляющей П-образной монтажной пластине «клетке» вместо «креста» рукоятей, намекающей на то, что, хотя мотобур и «четырехручный» (с возможностью хвата одним человеком), но не с самым большим тяговым усилием. Не зря для этой модели с 71-кубовым двигателем указывается максимальный диаметр шнека в 250 мм – впрочем, бур окупает это компактностью, умеренным весом (11 кг «насухо» без шнека) и неплохой надежностью, если его не перегружать.

Читайте также:  Как показывает изображение эхолот

Разумный предел по тяжелым грунтам – шнеки на 150 мм, но тут как всегда: мощный бур обычно не ищут для легких работ, и нередко 2,7-сильный двухтактник уже заставляют работать в условиях, когда стоило бы подумать о мощном четырехтактнике. Перегрузки же бензобур Fubag не любит – мы не зря прошлись сразу по редуктору, прочности которого не хватает для длительной работы с большим усилием (причем «сдается» не начинка редуктора, а как раз сам картер).

  • Неплохая эргономика
  • Возможность использования с хватом в четыре и две руки
  • Достаточно мощный и при этом умеренный для своего класса по расходу мотор
  • Реально со шнеками в 200-250 мм можно работать только по легким грунтам

Лучшие двухтактные мотобуры для зимней рыбалки

ECHO EA-410

Имя этой японской марки, начавшей отсчет истории после Второй мировой войны, стоит немалого: в производстве всевозможной техники с бензиновыми двигателями они свое дело знают, и по надежности и качеству сборки этот мотобур свою цену точно окупит. Единственное «но», вызванное его происхождением (размеры в расчете на основной для фирмы американский рынок – дюймовые, как и у прочей техники Echo) – выходной вал под 22-мм посадку (точнее – 7/8”), в то время как у нас распространены шнеки с посадкой 20 мм. Так что потребуется либо искать переходник, либо, что проще, быстрее и дешевле – обратиться к знакомому токарю, работа нехитрая.

Но давайте поговорим о «вкусном». Первое – это «неубиваемый» (особенно если использовать рекомендованное двухтактное масло с сертификацией по «родному» стандарту JASO масло) мотор с рабочим объемом в 42,7 «кубика» и мощностью 2,3 л.с. Второе – несмотря на хорошую «заточенность» под использование одним человеком (одна рука на эргономичной рукояти с курком газа и блокировкой случайного пуска, вторая – на обрезиненной D-образной), мотобур может использоваться и «в четыре руки» при необходимости. При этом весит он без шнека даже чуть меньше 10 кг, что для такой мощности очень даже неплохо. Третье, раз уж мы говорим о лучшем мотобуре с позиции зимнего рыбака – легкий запуск и хорошая работа на холоде до полного прогрева благодаря декомпрессору и двум поршневым кольцам (китайцы низшего ценового сегмента же, независимо от марки, любят и сэкономить на том, что не видно снаружи, используя только одно кольцо). Даже если забросить обслуживание карбюратора и свечи, а потом «залить» мотор на холоде – то и тут ручной декомпрессор выручит, позволив «продуть» камеру сгорания.

Максимальный по инструкции диаметр бура – 10 дюймов (да, в ней кругом галлоны, унции и дюймы), или 254 мм, округляемые до «наших» 250 мм. Учитывая рабочий объем мотора и передаточное число редуктора 30,2, справляется со своими задачами в заявленном диапазоне диаметров бурения Echo неплохо, хотя, что неудивительно для маленького двухтактника, все-таки чувствителен к нагрузке. По льду же достаточно дать газ – и резво крутящийся бур начнет выбрасывать мелкие льдинки наружу. Так что по соотношению цены-качества применительно к зимней рыбалке мы поставим именно этот бензобур на первое место в рейтинге.

  • Надежность
  • Легкий запуск зимой
  • Хорошая эргономика при использовании в одиночку с сохранением возможности работы вдвоем
  • Компактность и умеренный вес
  • Нестандартный для нашей страны диаметр посадки

STIHL BT 131

Продолжает наш рейтинг лучших мотобуров для зимней рыбалки STIHL BT 131. Меньший рабочий объем (36 кубических сантиметров) и меньшую мощность (1,9 л.с.) «Штиль» в сравнении с Echo «для универсальности» компенсирует большим передаточным числом редуктора (47,5), что позволяет ему в целом быть сопоставимым с Echo по возможностям при работе по грунту, ну а лед он за счет высоких оборотов на полной мощности и так прогрызет быстро. Кроме того, мы должны учесть более широкую дилерскую сеть компании в России (соответственно, и доступность запчастей «на будущее»), и использование стандартной 20-мм посадки шнеков. Однако разрыв в ценах, однозначно играющий не в пользу «Штиля», вынуждает нас поставить этот мотобур на второе место в рейтинге: вопрос с посадкой решается для «японца» один раз и навсегда (и далеко не за 20 с лишним тысяч!), а по надежности еще неизвестно кто окажется в итоге победителем даже в конкретном случае, а не в «среднем по больнице».

Мотор и редуктор бура заключены в закрытую клетку, с одной стороны имеющей амортизационную накладку «под пузо» – но компактность такого решения портит дополнительная выступающая вбок ручка, управляющая стопором редуктора, которая не только мешает транспортировке, но и в принципе менее удобна из-за своего габарита даже при переноске от багажника до будущей лунки, чем компактный рычаг у того же STIHL BT 360 – очевидно, производитель решил, что на сугубо «двурукой» модели быстро без помощника иначе блокировку не включить. Сам редуктор инструкция предполагает набивать густой смазкой в тюбиках – тут жители многих регионов России, нацеливающиеся как следует посидеть над лункой, могут поспорить: для настоящей зимы нужна смазка «пожиже».

  • Наличие блокировки редуктора
  • Хороший крутящий момент на валу
  • Надежность
  • Приемлемый вес для использования в одиночку
  • Высокая цена
  • Неудобство транспортировки из-за сильно выступающего рычага блокировки
Читайте также:  Уницкая губа рыбалка летом

CHAMPION AG252

Перейдем к китайским «бюджетникам»: тут популярный мотобур Champion с 51,7-кубовым мотором мощностью в 2 л.с. выглядит вполне неплохо для своей цены, главное – не путать «бензомоторный» Champion из той-самой-азиатской-республики с американским производителем свечей зажигания и иже с ними, работающим уже более века. Этот 9,2-килограммовый мотобур комплектуется по чисто китайскому принципу «недорого, зато много всего»: в цену включен не только 200-миллиметровый бур, но даже перчатки. Рассчитан он под использование исключительно одним человеком, какого-то другого варианта хвата клетка с двумя боковыми рукоятями не предполагает. Вес вместе с комплектным шнеком – 15 кг, но рыбак, думаем, предпочтет заменить штатный шнек на что-то меньшего диаметра и полегче: кому нужна лунка в 20 сантиметров ценой лишних килограммов?

Передаточное число редуктора – 40, так что крутящий момент на выходном 20-мм валу получается неплохим, и в работе по грунту себя Champion покажет прилично для своей цены, обороты же на выходном валу останутся приемлемыми и для бурения лунок во льду. Редуктор собран на простой паре шестерен, не имеет блокировки и тем более реверса – но зато и ломаться в нем особо нечему, если не требовать от бура чрезмерного.

  • Неплохое общее качество
  • Приличная для этого рабочего объема мощность
  • Проблемы с копеечной кнопкой отключения зажигания (при том, что сам-то бур неплох) – на уровне анекдотических: то не работает, то глушит в «неправильном» положении: Китай-с…

Как выбрать хороший мотобур?

Большинство мотобуров на нашем рынке оснащены двухтактными двигателями небольшого рабочего объема, что имеет немало плюсов: меньшая цена (если мы не говорим о Stihl, хе-хе), меньший вес, проще запуск (на морозе двухтактники, «прогоняющие» смесь еще и через кривошипную камеру, дают ей больше возможности испариться, не заливая сразу свечу, «лишний» при минусовой температуре бензин осядет по пути) – но есть и свои минусы, из-за которых для по-настоящему тяжелых и регулярных работ предпочтительнее все же четырехтактный мотор. Это – шумность, расход топлива и масла, вибрации, меньший ресурс, но, что критичнее – меньший крутящий момент, а как раз это важно в первую очередь при большой нагрузке на шнек. Поэтому нельзя сравнивать мотобуры только по мощности: учитывайте еще как минимум передаточное число редуктора, чем оно больше – тем больший момент мотобур сможет поддерживать на выходном валу, и из двух вроде бы одинаковых моделей одна может в одинаковых же условиях еще проворачивать шнек, а другая уже «задохнется». Однако при бурении льда это менее критично: лед шнек «грызет», а не пытается в него ввинтиться, так что здесь меньше требования к крутящему моменту, зато вот обороты для скорости бурения не помешают – то есть в идеале нужны мотор «порезвее» и редуктор с меньшим передаточным числом.

Фактически стандартная посадка для большинства моделей разной мощности, кроме «монстров» для тяжелых работ – это 20 мм. Однако «стандартен» тут диаметр: при покупке стоит сразу проверить, как совместим с распространенными в продаже шнеками конкретный бензобур еще и по расположению отверстия под стопор, через который и осуществляется жесткая связь вала и шнека (обычно это банальный болт): нередко у дешевых «китайцев» подходят «родные» шнеки и удлинители, а другие не совпадают по отверстию (впрочем, это – не самая большая слесарная проблема).

Самая нагруженная часть мотобура – его редуктор: это и высокий крутящий момент, и ударные нагрузки при заклинивании шнека. Поэтому прочность у него никогда не будет лишней, даже в ущерб весу и цене. Наличие как минимум блокировки на случай заклинивания полезно: это позволит «вывернуть» шнек из земли за рукояти бура, а не пытаться вытащить его вверх вместе со всей самой грунта на нем. В идеале, конечно, просто включить реверс, но это уже удел немногих моделей высокой мощности.