Меню

Мотыль кто это человек

Мотыль, мотылёк, мотыло этимология

Тем менее человек, который есть червь (ивр. РИМА),
и сын человеческий, который есть моль (ивр. ТОЛА червь)
(Иов 25:6)

1) Существующая этимология

* Корень: -мотыль-. Значение: собир. личинки комаров-звонцов. Этимология – нет.
* Корень: -мотылёк-. Значение: небольшая ночная чешуекрылая бабочка; насекомое с двумя парами крыльев разнообразной окраски, покрытых микроскопическими чешуйками. Этимология – нет.

б) Мотыль, мотылёк (МО-ТЫЛЬ, МО+ТЫЛ+ёк)

«Мотыль (лат. Chironomus plumosus), или Малинка — распространённое название червевидных красных личинок комаров семейства Chironomidae и Tendipedidae, достигающих длины в несколько сантиметров. Они живут в иле заросших растениями прудов, озёр и ручьев, роясь в котором находит себе корм, то есть является бентосным организмом (живущих в грунте).
Комары откладывают яйца в воду, из которых выводятся почти бесцветные личинки (черви), которые после линьки приобретают красный цвет благодаря гемоглобину… Созрев, они окукливаются и через некоторое время поднимаются к поверхности воды. Из куколок вылетают комары».

«Чешуекрылые, или бабочки, мотыльки, моли — отряд насекомых с полным превращением, … Развитие с полным превращением: имеются стадии яйца, личинки (называемой гусеницей), куколки и имаго. …Личинка червеобразная (червь), с недоразвитыми брюшными ногами,…
Мотылёк» восходит к праслав. *motylь (ср. чеш. motyl, польск. motyl «бабочка»), которое является производным от *mesti, *motati s; «кружиться, двигаться рывками» из-за особенностей полёта насекомого».

Примечание автора: личинка – фаза жизненного цикла животного, самостоятельные названия личинок для некоторых видов: МОТЫЛЬ (фаза личинки комаров – червь) и МОТЫЛЁК (фаза личинки – червь).

б) Этимологический словарь Макса Фасмера (подобно у Преображенского)

Мотыль, род. п. -ля, м., диал. метыль «моль», укр. мотиль, блр. мотыль, сербохорв. метиљ «глист, печеночный червь», словен. metulj «бабочка», чеш. motyl, слвц. motyl «мотылек», польск. mоtуl – то же, в.-луж. mjetel, н.-луж. mjаtеl.
Возм., из первонач. «навозный мотылек, жук» с расширением -i;о- от др.-русск. мотыла ж., мотыло ср. р. «навоз», цслав. мотыло kopros, русск.-цслав. Мотыльникъ Kopronymos (см. Срезн. II, 179), которое связано со ст.-слав. мет;, мести «бросить, мести»; ср. Мi. ЕW 194; Мейе, МSL 14, 333; Брандт, РФВ 22, 156 (согласно последнему, «метаться туда-сюда»); Брюкнер, KZ 42, 342 и сл. («гадящий траву»). Следует отклонить возведение к *noktylь от ночь (Погодин, Следы 217, против которого см. Булич, ИОРЯС 10, 2, 433).

в) Этимологический словарь русского языка Преображенского (И.И. Стрезневский также)
См. https://books.google.md/books?isbn=5458252314

2) Применение термина в русском языке

а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1982 г., вып. 9
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_9.pdf

* Мотыло (Мотыль). Помет, кал, навоз. XII век.
* Мотылоименник. Имеющий в прозвище название помёта, навоза (о византийском императоре Константине V), «В раце…мотылоименника Константина», Хрон. Гр. Амар., XV-XI вв.
* Мотыльный. Мотыльная яма, место – выгребная, помойная яма. «Юноша… потече с войны … в мечеть цареву, идеже умерших нечестивых царей казанских скверная и гнилая и мотыльная и смрадная телеса погребахуся…». Каз. ист., XVI век.

б) Словарь Академии Российской 1789 г. (аналогично в Словаре церковно-славянскаго и русскаго языка, Том 2, 1847 г.)

* Мотыль. 1. Насекомое четверокрылое; бабочка. 2-3. Технические термины.
* Мотыло. Церк. Помет, кал, навоз. Мяса же тельца, и кожу, и мотыла, да сожжеши на огни. Исход 29:14.

в) Национальный корпус русского языка

* Домострой (1500-1560)
«Егда трапезу предпоставъляеши, вначале священници Отца и Сына и Святаго Духа прославляют, потомъ Девицу Богородицу; и егда ядяху з благодарениемъ и с молчаниемъ или з духовною беседою, тогда аггели невидимо предстоят и написуютъ дела добрая, и ества и питие в сладость бывает; аще начнетъ предпоставленую еству и питие похулят, тогда мотыло обращается сии вкушаюгь…».

* С.Т. Аксаков (1791-1859). Записки об уженье рыбы, 1847 г.
В Москве-реке, в речках, в нее впадающих, и в заливаемых ею озерах водится маленький червячок, называемый мотыль, вероятно, оттого, что, состоя весь из крошечных суставов, он мотается во все стороны. …Всякая мелкая рыба клюет на них очень охотно именно летом, когда плохо берет на червяка навозного; но возня с ними очень скучна.
* С.Т. Аксаков (стихотворение без названия)
«Сплывайтеся тихо
На лов мотылей!» —
Так царевна Ершиха
Скликала ершей.
1843.

* М. А. Осоргин. Сивцев Вражек (1928): «Лопнула куколка бабочки, и выполз мотылек с примятыми крыльями».
* В. В. Розанов. Апокалипсис нашего времени (1917-1918): «Гусеница, куколка и мотылек имеют объяснение, но не физиологическое, а именно ; космогоническое». (Космогония – наука, изучает происхождение и развитие небесных тел).

* Владимир Солоухин. Григоровы острова (1963)
Ил уходит с водой, а в решете остается чистый, свежий, живой, только что из воды (э, да ты еще ничего не понимаешь!) мотыль! Он ведь стоит дорого, дороже любой свинины.

Читайте также:  Как сварить горох для рыбалки леща

3) Обобщение и вывод

* Термин «мотыло» в значении «помойная, выгребная яма, помет, навоз», зафиксирован в древнерусских старорусских документах XI-XVI вв. В результате процессов гниения в помойных и выгребных ямах размножаются некоторые виды червей (личинок мух).
* Термин «мотыль» (личинка комара – червь) фиксируется в русской литературе примерно с 1843 г., вероятно существовал и ранее, т.к. мотыль – распространенная насадка для рыбной ловли.
* Термин «мотыль» — бабочка, зафиксирован НКРЯ с 1833 г.

* Происхождение русской фамилии Мотыль неизвестно, в письменных источниках фиксируется с советского периода, скорее всего диалектное образование от термина-прозвища МОТ+ЫЛЬ — любитель сорить деньгами, промотавший имущество.

Вывод
* Мотыло — помойная яма, место разложения продуктов жизнедеятельности человека и образования червей.
* Мотыль — личинка комара, червь.
* Мотыль, мотылёк — личинка бабочки – червь.

Все перечисленные предметы и насекомые имеют ОБЩЕЕ – место разложения органики и образования червей; червь, из которого развивается комар или бабочка. Их объединяет общий родовой признак (червь) и графика слова. Согласно логике, если у понятий (терминов) есть ОБЩЕЕ, то их можно сравнить и определить содержание общего понятия (то, что мыслится). Очевидно, что в представленных понятиях мыслится — «червь».

Русским языком объяснить данную терминологию не удаётся или объясняется она примитивно, вне связи с идеологией, церковно-славянским языком. Целесообразно рассмотреть связь термина «мотыль» с библейской терминологией и образами, в библейских текстах нужно искать термин — червь.

4) Терминология иврита и библейский образ

Приведем термины в форму близкую к грамматике иврита и выделим корень. МОТЫЛО, МОТЫЛЬ, МОТЫЛЕК = М.Т.Л., М.Т.Л., М.Т.Л.+К.

Общим корнем данной терминологии является сочетание знаков М.Т.Л. или М+Т.Л. Последнее сочетание согласных букв Т.Л. (иврит – язык согласных букв) выводит нас на корень иврита Т + вав (буква, передает в иврита звуки: В, У.,О) + Л + аин (буква, звук утерян, 0 звука). Т+вав+Л+ аин = корню иврита Т.О.Л. = с огласовками ТОЛА червь.

* Ивр. ТОЛА червь, червяк, опарыш (личинка (червяк) мухи), моль; темно-красный.
* Ивр. ТОЛЕА червь, червяк; темно-красный.

Русск. МОТЫЛЬ, МОТЫЛЕК = М.Т.Л., М.Т.Л.+К. = ивр. без огласовок М.Т.Л, с огласовками МЕТУЛА червь, червивый. Термин МЕТУЛА не применяется в библейских текстах (в смысле – червь; используется в значении – красный).
Зарегистрирован в Вавилонском (III-VII вв.) и Иерусалимском (III-IV вв.) Талмуде в значении – червь.

* См. Стронг иврита ТОЛА; http://bibleapps.com/hebrew/8438.htm
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г., с. 513
б) Библейский образ

* Исход 16:20: «Но не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторые до утра, — и завелись черви (ТОЛА), и оно воссмердело. И разгневался на них Моисей».

* Исаия 41:14: «Не бойся, червь (ТОЛА) Иаков, малолюдный Израиль, — Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев».

* Иона 4:7: «И устроил Бог так, что на другой день при появлении зари червь (ТОЛА) подточил растение, и оно засохло.

Таким образом, применив библейскую и талмудическую терминологию, мы определили содержание понятий русского языка: «мотыло», «мотыль», «мотылек» — червь.

Вполне возможно, что какая-то часть русского лексикона была заимствована из талмудических трактатов в раннее время формирования русского языка (доказать это мы сможем, когда выявим множество фактов лексики).

* Мотыль – специальный термин рыбаков (каждая профессия имеет свой специальный словарь), до XIX в литературе не применялся; древнерусский термин «мотыло» (выгребная яма) вышел из употребления в XVIII-XIX вв.

Интересно, что французский термин «toilette» (туалет) выводят из латинского «лат. tela «ткань», далее из праиндоевр. *tek- «ткать». Сочетание знаков Т.Л.Т. явно указывают на библейский корень ТОЛА червь, червяк.

* Гавриил Романович Державин. Бог (1784)

Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества,
Я средоточие живущих,
Черта начальна Божества.

Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю;
Я царь, — я раб, — я червь, — я бог! —
Но будучи я столь чудесен,

Отколь я происшел? — Безвестен;
А сам собой я быть не мог.

Мотыль — фамилия редкая

Когда Петр Михайлович Мотыль смотрел фильм «Белое солнце пустыни», всегда говорил, что режиссер фильма Владимир Яковлевич Мотыль — его родственник.

Не только фамилия объединяет этих людей. Отцы обоих были признаны врагами народа. Отец Петра Михайловича — Михаил Данилович — был арестован и расстрелян в 1937 году. Отец знаменитого режиссера — Яков Данилович — был арестован в 1930 году, отправлен на Соловки и менее чем через год погиб там.

Переселенцы

Как Мотыли «залетели» в уральскую глубинку, рассказали Зоя Николаевна Мотыль, Татьяна Петровна Карякина и Александр Петрович Мотыль — супруга, дочь и сын Петра Михайловича. Молодая семья Мотылей проживала в деревне Апеляновичи (Западная Белоруссия). В августе 1914 года началась Первая мировая война. Апеляновичи оказались в прифронтовой зоне. Жители, спешно собрав необходимое, эвакуировались. Шли пешком почти до Минска. Была холодная, дождливая осень. Скудный запас продуктов, взятый в дорогу, закончился. Степанида Михайловна (будущая свекровь Зои Николаевны) с новорожденной дочерью на руках дошла до такой степени отчаяния, что готова была оставить ребенка. К счастью, другие эвакуированные ей помогли. Об этом уже в зрелом возрасте Степанида Михайловна сама рассказывала своим потомкам. Когда эвакуированные добрались до ближайшей станции, их посадили в теплушки и отправили в тыл. На Урале в это время шло строительство Западно-Уральской железной дороги и требовались рабочие руки. Начиная от Бердяуша, всех, кто был в поезде, разместили по строящимся станциям. Так жители далекой деревни Апеляновичи попали в Нязепетровский район: Степанида Мотыль с дочкой Марусей в Табуску, её дед и бабушка (Авдейчик) — в Азям, их родственники — на станцию Нязепетровскую.

Читайте также:  Воблер usami taidana 80

Степанида Михайловна Мотыль (Авдейчик)

О многом рассказывала Степанида Михайловна своим потомкам. Вспоминала тяжёлую жизнь в Белоруссии, когда большие земельные наделы имели только паны, а бедные крестьяне — маленькие наделы, разделенные межами. И не дай Бог твоя корова схватит клочок травы с соседнего участка или потравит посевы! Тогда корову забирали, и хозяин должен был внести за неё выкуп.

Мутные времена

Михаил Данилович, будущий свекор Зои Николаевны, призванный в начале войны на службу, в 1915 году попадает в плен к австро-венграм. Три года в плену он пережил благодаря своим мастеровым рукам: мог стричь, брить, ремонтировать обувь, плотничать. Татьяна Петровна с гордостью показала табурет, изготовленный руками деда, а Зоя Николаевна добавляет: «Стол, за которым сидим, тоже он сделал». После революции 1917 года политика государства в отношении ведущейся прежней властью войны кардинально изменилась. В 1918 году был подписан Брестский мирный договор, одним из условий которого было освобождение всех военнопленных. Михаил Данилович едет на родину, в Апеляновичи, и узнает, что семья эвакуирована на Урал. Отправляется на поиски семьи, добирается до Самары, а там в разгаре белочешский мятеж, смена власти. На его руках военный билет, где значится, что он демобилизован, но его насильно призывают в белую армию, в запасной полк. И хотя Михаил Данилович не принимал участия в боевых действиях, запись, что он был на службе в белой армии, сыграла в его дальнейшей судьбе роковую роль. В ходе наступательных операций Красной Армии белочехи были выбиты из Самары. Они отступили по железной дороге за Урал, стремясь закрепиться на каждой станции. (В нашем районе тяжёлые бои проходили у станций Нязепетровской и Арасланово). Михаил Данилович присоединяется к освободителям и с тыловыми частями Красной Армии едет на поиски своей семьи.

«Не ко двору»

Семья воссоединилась, родились дети: Антонина (1921 г. р.) и Петр (1926 г. р.). Михаил Данилович работал путевым обходчиком. Дети путейцев, чьи дома были расположены по всей железнодорожной ветке, учились на станции Нязепетровской, жили в интернате. Чтобы у их детей была возможность бывать в выходные дома, семья Мотылей перебралась на Кабанку (в 4 км от города). Жили в бараке для путейцев, держали хозяйство: лошадь, корову, овец. Рачительный хозяин, Михаил Данилович стремился использовать все. Даже полосы отчуждения, за которыми путейцы обязаны следить, выкашивал, а скошенное приносил домой, на корм скоту. Однажды мастер заметил ему, мол, ты, Данилыч, имеешь большое хозяйство, живешь, как кулак. Михаил Данилович пытался оправдаться: «Не украл, сам заработал». Но страшное по тем временам обвинение было брошено. В 1937 году его вызвали в военкомат, и назад он не вернулся. Родные думают, что кто-то из соседей написал донос. Внук — Александр Петрович, считает, что, если бы он уничтожил свой военный билет, возможно, все сложилось бы по-другому. К моменту исчезновения отца (о том, что его расстреляли в Оренбурге, семья узнала только в 1956 году) Маруся была замужем, жила на станции Ургала. Антонина после окончания семи классов стала учителем ликбеза райкома Союза железнодорожных рабочих на станции Нязепетровской. Самый младший — Петр — окончил четыре класса. Имея хорошее по тем временам образование, Антонина и дальше занимала ответственные и престижные должности, а в 1944 году поступила на учебу в Челябинск, и вся ее дальнейшая жизнь связана с этим городом. Петру больше учиться не довелось, поскольку он остался в семье за главного.

После ареста Михаила Даниловича семья пережила на себе всю степень людской злобы и ненависти. Барак среди зимы заставили освободить. Пока Степанида Михайловна ездила в город в поисках нового жилья, имущество и овец растащили. В отсутствие матери Петра даже не впустили в дом, он был вынужден ночевать в конюшне. На деньги, вырученные от продажи лошади, Степанида Михайловна купила избушку в городе, больше похожую на землянку, куда и переехала с детьми.

Читайте также:  Самая хорошая одежда для рыбалки

В наследство — золотые руки

В заводском коллективе высоко ценили мастерство Петра Михайловича Мотыля, который был наладчиком оборудования. Его дочь Татьяна вспоминает, что еще пять лет после выхода отца на пенсию приезжали посланцы с завода и уговаривали поработать его хотя бы зиму.

В судьбе Петра Михайловича положительную роль сыграла не только хорошая наследственность, но и рано сформировавшееся чувство ответственности за мать и семью, его личные труды и старания.

В войну всем было тяжело, а каково пришлось людям с клеймом «враг народа» — бесправным, морально раздавленным? Петр Михайлович вспоминал, что с матерью носили на себе вязанки хвороста из леса. Мать варила старую кожу, скоблила её, резала на полоски и потом это жевали. Весной перекапывали огороды, готовили оладьи из мерзлого картофеля. Летом едой были крапива, травы, коренья. Маруся поддерживала родных, как могла, присылала засушенные картофельные очистки, их размачивали кипятком и ели. Была в жизни Петра ещё одна большая потеря. Заводчане старшего поколения помнят, что у Петра Михайловича был поврежден глаз. Это последствие гражданской войны. Мальчишками нашли в лесу запал от гранаты, решили его разобрать, раздалбливая молотком. Произошел взрыв, осколок через глаз прошёл в голову Петра. Всю жизнь Петр Михайлович прожил с этим «наследством» в голове.

В 1942 году шестнадцатилетний Петр поступает штамповщиком в арматурный цех завода. Возможность получать хлеб по карточке облегчила жизнь. В семье очень берегли корову, она была подспорьем, но и заготовить сено на зиму стоило большого труда. Покос находился на Ураиме, туда и обратно с матерью шли пешком, неся на себе весь инструмент и скарб. Бывало, переночевав на покосе, утром бежал на завод.

Самостоятельно освоил специальность наладчика: однажды, отремонтировав своё оборудование, стал ремонтировать его и другим.

«Сколько раз пытался перейти в слесари-сборщики, его не отпускали», — говорит Зоя Николаевна.

Чтобы удержать, присвоили самый высокий разряд.

Горя хватило всем

Зоя Николаевна тоже вложила свою посильную лепту в Победу. Когда началась война, она училась в пятом классе. Вспоминает:

«В первый день после объявления войны в класс пришло семь человек, во второй день — пять человек».

Больше она в школу не пошла. Отец заверил, что война скоро закончится. Люди в начале войны под влиянием советской пропаганды были уверены, что «броня крепка, и танки наши быстры». Отец Зои, Николай Васильевич Постников, в октябре 1941 года был призван на войну, а в 1942-м пришло известие, что пропал без вести. Зоя в 1942 году поступила белошвейкой в артель инвалидов, где шили бельё для фронта, одежду для детей детского дома, выполняли другие заказы. Часто их направляли на расчистку железнодорожных путей, заготовку мочала, помощь совхозам.

Фамилия продолжается

Зоя Николаевна и Петр Михайлович встретились на заводе, куда она пришла в 1950 году.

В 1956-м поженились, а в промежутке Петр построил дом. К моменту создания семьи он твердо стоял на ногах: вел с матерью хозяйство, занимался заготовкой леса для строительства дома.

«Это по сегодняшним меркам на всех должно быть сто метров, а мы впятером жили, и всем места хватало», — говорит Татьяна Петровна.

Степанида Михайловна — маленькая, тихая, очень скромная женщина — жила в семье сына, поэтому внуки в детский сад не ходили. До своих восьмидесяти трех лет она была хранительницей очага, оберегом семьи сына.

Поколение, пережившее в своей жизни столько потрясений, оказалось более жизнеустойчивым. Зое Николаевне девяносто три года, Татьяна Петровна с супругом живут с ней в родительском доме. Петр Михайлович умер в 2015 году в возрасте восьмидесяти девяти лет. В возрасте девяноста семи лет ушла из жизни Антонина. Что давало силы людям все пережить? Однозначно ответить невозможно, возможно, умение трудиться. По воспоминаниям детей, супруги Мотыли всю жизнь провели в трудах: работа на заводе, хозяйство, сенокос, огород.

«Корову перестали держать только к восьмидесяти годам, и то потому, что хозяйка сломала ногу», — смеется Татьяна Петровна.

В семье Татьяны Петровны родилась дочь Катя, у Александра Петровича двое детей — сын Андрей и дочь Елена. Внук Александра Петровича Мотыля — Иван — тоже является обладателем редкой фамилии.