Меню

Русские князья охота с гепардами

Русские князья охота с гепардами

И почему человеку так свойственно губить всё прекрасное. ради забавы, ради своей выгоды.

Пардусы: охотничьи кошки

Каким образом в древности охотились с гепардами? Как их обучали и содержали? И почему эта царская забава превратила гепардов из охотников в жертв?

Охота с этими хищниками известна в Греции ещё со второго тысячелетия до нашей эры. Чуть позже она появилась в странах Востока и Средиземноморья, а оттуда попала в Европу и на Русь. Но здесь из-за сложности содержания теплолюбивых хищников она просуществовала только до начала 18-го века. А вот на Кавказе и в Казахстане последние охоты с гончими кошками проводились ещё в девятнадцатом столетии. По мнению некоторых учёных такая царская забава за сотни лет существования привела к сокращению численности гепардов в Африке и их вымиранию на территории Азии. Как это могло произойти, и за какие качества этих кошек ценили как охотников?

Гепарды — самые скоростные сухопутные млекопитающие. И они похожи скорее на борзых собак, чем на кошек. Но эта схожесть не удивительна, ведь гепарды охотится не из засады, а преследуют жертву на коротком расстоянии. Они считаются самыми быстрейшими зверями на Земле, потому что могут разогнаться до 100 км/ч менее чем за 3 секунды. Правда, за способность к быстрому бегу этим кошкам пришлось пожертвовать силой: у них слабые челюсти, хрупкое телосложение и тупые когти. Эти недостатки делают гепардов очень уязвимыми перед другими хищниками, которые порой отбирают у гепарда пойманную им добычу.

Гепарды отличаются спокойным характером, они очень любопытные и дружелюбные. Именно поэтому приручить их достаточно легко. А за их исключительную красоту и мирный нрав гепардов использовали не только в практических целях, но и держали в качестве питомцев во дворцах знатных особ.

В древности охота с пятнистыми хищниками была распространена в странах Средиземноморья, Кавказа и Азии. Но особый размах она обрела в 16−17 веках в Индии. Например, падишах Акбар I Великий ( 1556 — 1605 гг.) был страстным охотником с этими зверями. В гепарднях он содержал одновременно до тысячи хищников, а за всю жизнь падишах имел около девяти тысяч гепардов.

В Греции, Риме и Византии охота с гепардами хоть и не имела такого размаха, как в Индии, но тоже была весьма популярна. Об этом говорит множество фресок и миниатюр, изображающих это развлечение знати. А вот в Риме знатные дамы любили держать пятнистых хищников ещё в качестве домашних кошек — на тех же фресках влиятельные женщины часто изображены в компании гепардов на поводках.

Охота с «борзыми» кошками

Так как гепарды практически не размножаются в неволе, каждую кошку приходилось вылавливать из дикой природы. Ловцы находили самку с маленькими детёнышами и расставляли на них силки. Если котята попадались в ловушки, их доставляли в леопардерии — места, где содержались охотничьи кошки. Там будущие пятнистые охотники в течение нескольких дней подвергались голодовке и пытке бессонницей — им не позволяли спать. Когда котята ослабевали, им давали пищу, но только из рук человека. После того как они переставали бояться и привязывались к человеку, их приучали ходить на поводке в самых людных местах города. Позднее их приучали к другим охотничьим животным: лошадям и собакам. И только после этого молодых гепардов натравливали на дичь — зайцев, антилоп, сайгаков, ланей. Всё обучение занимало около полугода.

Охота проходила следующим образом: на натренированного гепарда надевали пояс с поводком ( на ошейниках их водили редко) и повязку на глаза. Это делалось для того, чтобы хищник не бросился в погоню раньше времени. Охотники находили в степи стадо антилоп, сайгаков или ланей, и подбирались к ним как можно ближе. Гепардов подвозили либо в специальной маленькой повозке, либо на крупе лошади. После снимали повязку и показывали ему дичь. Гепард сразу пускался в погоню. Если ему удавалось настигнуть и задушить добычу, охотники награждали его кровью пойманной дичи.

Ловчую кошку могли пускать в погоню несколько раз, пока она не устанет. А после охоты всем гепардам доставались внутренности добычи.

Гепарды в Европе и на Руси

В Европе охоты с гепардами проводились с одиннадцатого века. Этих кошек в числе прочих трофеев завезли с собой крестоносцы. Короли и знатные феодалы содержали их в так называемых « леопардериях», а охотились с ними на зайцев, косуль и даже оленей. Эти охоты запечатлены на миниатюрах и гобеленах, а также описаны в некоторых литературных произведениях того времени. Гепарды были тогда на вес золота, и за их содержание брались только исключительно богатые ( и тщеславные) люди.

Но прихотливые хищники недолго развлекали европейских феодалов: и без того нечастые охоты с гепардами окончательно прекратились уже в начале восемнадцатого века. Практичные и прогрессивные люди новой эпохи не хотели тратить уймы денег на ловчих кошек. И это развлечение ушло в прошлое вместе с рыцарскими турнирами как красивая традиция Средних веков.

На Руси гепарды были известны ещё раньше, чем в Европе. На это, видимо, повлияли тесные связи с Византией. Правда, в ранних летописях ( например, в «Слове о полку Игореве») гепарды упоминаются не как друзья человека, а как кровожадные хищники. Первое описание гепардов, как ловчих зверей встречается в «Изборнике Святослава», написанном в одиннадцатом веке.

Привычное название быстроногих пятнистых хищников ни разу не встречается в русских летописях — его заменяет слово « пардус». А дрессировщиков, занимавшихся с этими зверями, называли « пардусниками». Содержание и охота с гепардами на Руси в основном ничем не отличалась от традиций других стран.

Многие учёные сходятся на том, что охота с использованием гепардов поставила этих хищников под угрозу вымирания. Ведь они практически не размножаются в неволе, и поэтому все отловленные для охоты кошки были обречены погибнуть, не дав потомства. Вот так гепарды и стали жертвой человеческой забавы.

Сейчас охоты с гепардами официально не существует, но, возможно, её ещё можно увидеть где-нибудь в арабских странах у какого-нибудь богатого шейха. А вот содержать в доме пятнистую африканскую кошку становится модно в Европе и Америке. Это увлечение продолжает уменьшать численность гепардов. Сохранятся ли они как биологический вид — сейчас это как никогда зависит от человека.

Русские князья охота с гепардами

Рассылка Пикабу: отправляем лучшие посты за неделю 🔥

Спасибо!
Осталось подтвердить Email — пожалуйста, проверьте почту 😊

Комментарий дня

Можно ещё подцепить краешком консервного ножа, впустить воздух в банку и тогда откроется легко.

Рекомендуемое сообщество

Пикабу в мессенджерах

Активные сообщества

Тенденции

Прекрасная Ингигерда

Автор: Дмитрий Хандога

Женщина, о которой я сегодня хотел бы вам в самых общих чертах рассказать, оставила достаточно яркий след в нашей Истории, хотя, как это не парадоксально, достоверных сведений о ней не так много. Поэтому я заранее прошу простить меня за то, что буду отталкиваться от крайне малочисленных фактов, да ещё и пытаясь рассуждать на эту тему логикой современного человека.

Где-то говорят,что это нарисована Елизавета Ярославна,дочь нашей сегодняшней героини, а где-то выставляют данное изображение, как портрет на основе реконструкции образа Ингигерды

В русской Истории немало случаев, когда наши правители брали себе в жены иноземок знатного происхождения и они тут были далеко не оригиналами, беря пример со своих ближайших соседей. Конечно, самой известной иностранкой добившейся оглушительных успехов в России была Её Величество императрица Екатерина II, немка из провинциального, даже по тогдашним меркам Цербста (Ангальт-Цербста). Также, например, известная многим и Софья Палеолог, племянница последнего византийского императора, хотя и не добившаяся такой славы как Екатерина Великая, но оставившая немалый след в русской Истории.

Про количество межнациональных браков среди русской аристократии начиная с XVIII века я вообще молчу!

Ну и чем же хуже были наши князья российских императоров или европейских королей/князей? Конечно же, ничем! Во-первых, такой брак укрепляет межгосударственные, особенно военно-политические, связи (правда, раз на раз не приходится, но надежда-то есть!), во-вторых, может быть некоторый культурный обмен между народами, ну, и в-третьих, расширение торговых отношений (экономика, так сказать).

Для общего понимания тогдашней политической ситуации

Русский князь Ярослав Владимирович по прозванию Мудрый такое прекрасно понимал, решив взять в жены шведскую принцессу Ингигерду, дочь шведского короля Олафа по прозвищу Шетконунг (ставшим его фамилией), которая должна была выйти замуж за короля Норвегии Олава II, но проворный русский успел прорваться через «алений хоровод» раньше!

Всё что осталось от Олафа Шетконунга .

Для принцессы это был первый брак, русский же князь до этого уже был женат (его первая жена, княжна Анна (говорят, тоже из скандинавов), судя по всему, после её пленения польским королем была признана «безвестно отсутствующей», т.е. о её судьбе в итоге ничего не было известно. По другим источникам, умерла в 1018 году, что, кстати, мне кажется более правдоподобным, и князю дали право жениться вновь, чем он и воспользовался в 1019 году.

А.И.Транковский «Ярослав и Ингигерда». Романтическое видение процесса

Дела семейные, дела душевные.

Что ж, привыкание к новой жизни у Ингигерды, ставшей Ириной Олафовной, шло с трудом: семейная жизнь поначалу не складывалась, да так, что в некоторых источниках утверждается, что Ярослав Владимирович на жену даже руку поднимал. Видно, нашла шведская коса на русский камень! Невысокая рыжеволосая девушка (всего не выше 162 см), которой на момент замужества едва исполнилось 18 лет, категорически не желала подчиняться устоям чужого дома, втайне, наверное, поминая «батьку Олафа» на чем свет стоит, ибо на самом деле Ингигерд видела себя королевой Норвегии, но никак не княгиней киевской! Что поделать, не слышал русский князь таких слов как «феминизм» и «равноправие». Да и были ли они в те годы? Хотя, какое-то равноправие все ж было. Например, «и жили они долго и счастливо,и умерли в один день». Как вариант. Не шучу. О полном женском бесправии речи, конечно, не идет, ибо женщина Киевской Руси являлась не объектом, а субъектом права. Как пример, можно вспомнить действия той же княгини Ольги, устроившей «файер-шоу» в Искоростене с предварительным запуском «голубей мира».

В итоге, сказав что-то вроде: «Я уезжаю к папе!», она решила отправиться домой, заодно прихватив все то, что привезла с собой в качестве приданного (в том числе и своих воинов), что очень отрезвляюще подействовало на мужа. Дескать, ну что нам с тобою позориться, меня ж в киевском городском суде все знают… Ох уж это дурацкое общественное мнение, опять же, рейтинги, скандалы …

Хотя, знаете,что-то мне это напомнило те ситуации, когда современные женщины начинают умышленно грохотать своими вещами по квартире, пакуя чемоданы, НО с явной надеждой на то, что благоверный-таки не позволит вот так вот взять и уйти. Возможно, наш Мудрый стал жертвой типичной женской провокации. Впрочем, ему простительно, ибо тогда он был ещё только Ярославом Владимировичем, без прозвища под которым мы его знаем почти десять веков.

С другой стороны, сказать: «Ну и катись ты к своему папе, чтоб я тебя тут больше не видел!» значило остаться без союзников в Балтийском регионе,а это чревато серьезными последствиями (а то и угрозой с севера). Так что нет, все равно Мудрый, как ты тут не крути!

Как вы понимаете, женщиной она была умной, хоть, видимо, и категорически не хотела «знать своего места» в новой реальности, в отличие от цены себе, которая, безусловно, была высока! Впрочем, Ярослав Владимирович по достоинству оценил напор и уверенность в своих силах у жены. Я не знаю, каким образом Ингигерда осуществляла свои женские манипуляции, но законный муж разрешил её бывшему жениху Олафу II, низложенному в Норвегии, приехать погостить в Новгород. Это ж как надо мужа убедить на такое дать разрешение?! Дескать, не волнуйся, мы с Олафом просто друзья, а ты вовсе не алень?

Тот самый Олаф II Святой,король Норвегии

Муж да жена — одна ….

В итоге, энергичная шведка, после заключения с супругом перемирия переросшего в долгий семейный мир, стала принимать активное участие в государственных делах. Даже возглавила войско Ярослава, когда то пошло воевать с князем полоцким (Полоцк, если что, находится на территории современной Белоруссии). Правда, неудачно, ибо попала в плен, но именно Ирина Олафовна помирила своего мужа с князем Полоцким Брячиславом и потом неоднократно сама разрешала их споры (я б не отрицал, что князь Брячислав был немало удивлен харизмой Ирины-Ингигерды и, потому, доверился ей).

Белорусский батька веков десять назад мог выглядеть так. Князь Полоцкий Брячислав Изяславович

Некоторые, конечно же, могут задать вопрос: почему князь полоцкий Брячислав, разбив войско князя киевского и взяв в плен его жену, не воспользовался в отношении её т.н. «правом победителя», на что сам же Брячислав нам бы ответил примерно так: «Вы что, больные все там, в двадцать первом веке, что ли?» — и я бы не мог с ним в этом не согласиться.

Читайте также:  Охота с арбалетом какое разрешение

Судите сами: если бы хоть один волос упал с головы русской княжны, то это было бы ВСЁ. Да, именно что ВСЁ, поскольку, грубо говоря, мелкая стычка могла бы перерасти в полномасштабную войну до победного конца и смерти одного из противников. Шутка ли — жену князя обесчестить?! Это вам не пару тыщ прокачанных юнитов в «Казаках» положить (хоть кто-нибудь, надеюсь, помнит сейчас про эту серию игр?). Тут дело серьезное, связанное с добрым именем, при очернении которого месть должна быть обязательной и, очень желательно, кровавой! Не забываем, это первая половина одиннадцатого века, где не менее половины населения являются язычниками по своей сути, и следуют исключительно нормам правового обычая.

Кроме того, попытка введения монетной системы — это также одна из её заслуг уже внутри государства (правда, тут требуется оговорка, что свои монеты пытались чеканить и раньше, но затея во времена Ярослава, в итоге, не смогла оформиться в рамках задуманного), как и формирование нашего первого законодательства — «Русской правды» (однако, в духе тогдашних устоев всё приписывается только Ярославу Мудрому, и называлась она «Правда Ярослава»).

Также, в её заслугу входит усиление и укрепление дипломатических связей с некоторыми странами Европы, например, дипломатические контакты с Англией, а также с некоторыми германскими государствами, которые, конечно, были и ранее, но при «варяжской княгине» они вышли на, как сегодня бы сказали, качественно новый уровень. Более того, три её дочери стали женами венгерского, французского и норвежского монархов.

Поскольку Христианство на территории Киевской Руси только-только осваивалось и ему категорически не хватало т. н. «мест силы», в Киеве был основан женский монастырь в честь святой великомученицы Ирины Македонской. Данное культовое строение находилось под попечительством княгини и прекратило свое существование, предположительно, во время татаро-монгольского ига. По крайней мере последнее упоминание о нем датируется 1146 годом. Однако, опять же, иго-то случилось через 100 лет… Загадки, загадки, загадки!

Строительство Софийского Собора в Великом Новгороде осуществлялось также при полном участии нашей героини.

Умерла Ингигерда-Ирина, жена князя Ярослава Мудрого и дочь шведского короля Олафа Шетконунга в Великом Новгороде, по одним данным в 1056 году, приняв монашеский постриг с именем Анна, будучи уже вдовой, по другим данным в 1050 году, в Новгороде, находясь ещё в браке. Притом, что интересно, одни историки говорят, что она похоронена в Киеве, другие же настаивают на Великом Новгороде. Где там правда, увы, уже точно не разберешь!

Что ещё сказать?

Сильному мужчине сложно терпеть рядом равную себе женщину, и пример отношений Ярослава и Ингигерды очень показателен, когда взаимное неприятие, в итоге, переросло во взаимные же уважение и дружбу. Притом, в данном случае их союз благотворно сказывался на жизни самого государства. С другой стороны, можно вспомнить современное утверждение, что за каждым успешным мужчиной стоит не менее успешная (сильная) женщина, и в нашем случае, на мой взгляд, сказанное выше вполне оправдано ибо ко многим его начинаниям приложила руку она, шведская принцесса, так ненавидевшая Русь в начале своей семейной жизни, и ставшая, в итоге, для своих верноподанных не просто женой правителя, но матерью.

Реконструкция образа. Не забываем, что исследовались останки женщины «старше 40».

Напоследок хотелось бы предупредить возможный вопрос на тему, почему этот материал назван «Прекрасная Ингигерда», а не, например, просто «Ингигерда». Почему? Да потому что я искренне сомневаюсь, что такая женщина как Ирина могла быть «на лицо ужасной, а доброю внутри»!

С уважением ко всем прочитавшим,

PS. Есть одна из версий происхождения слова Ингерманландия (это территория современного Санкт-Петербурга и Ленинградской области), т.е. что эти земли были закреплены за княжной Ингигердой в качестве приданого, когда она должна была стать женой Ярослава Мудрого.

В противовес этой версии говорится, что, наоборот, Ярослав Владимирович подарил эти земли своей жене в качестве свадебного подарка. Ой, да, забыл сказать, что город Ладога (нынче — Старая Ладога), Ирина Олафовна очень любила (а как его можно не любить-то?)!

Есть, также, версия что этой земле дали название финны, и с их языка оно означает «чудесная земля», но версия про свадебный подарок русского князя шведской принцессе мне, как гражданину России, нравится больше!)))

Личный хештег автора в ВК — #Хандога@catx2, а это наш Архив постов. Январь 2020

5 УДИВИТЕЛЬНЫХ ФАКТОВ О ГУСЛЯХ

1. Гусли — исконно русский инструмент. «Гусль» — одна струна, а «гусли» — совокупность струн. Глаголом «гудеть» обозначались звуки, извлекаемые от соприкосновения со струнами.

2. Гусли — первый инструмент, который упоминается в синодальном переводе Библии.

3. В XVII веке к гуслям крайне негативно относилась церковь. Один из вопросов на исповеди был: «Не пел ли ты песни бесовские, не играл ли на гуслях?».

4. Царь Алексей Михайлович Тишайший запретил гусли и они оказались забыты на несколько веков.

5. Освоить основы игры на гуслях можно всего за один час.

Сценарий фильма в форме рассказа

Всем привет! Обычно пишу музыку и стихи. А тут вот решил себя попробовать в роли режиссера-сценариста. В общем снять фильм душа просит и все тут, причем сценарий(как в принципе и песни), сразу в голове от начала до конца представил. Написал сценарий по действиям, обозначил локации, декорации, реквизит(уже начал подготовку), действующих лиц. И тут встал вопрос, как объяснить актерам, что от них требуется исходя из диалогов и действий. Вот тут и пришла мысль написать рассказ. Сказка с рассмотрением действительности через призму старых традиций. В прозе не силен, дебют можно сказать, так что на вашу оценку, дорогие друзья.

Солнечный диск уже показался над горизонтом расплавленной макушкой. Золотом занималась просыпающаяся рожь на поле, подминаемая ногами, одетых в сапоги людей. Семь человек покинули границы деревни и направились знакомыми тропами к колоколам, которые были установлены на высоких треногах вокруг жилищ людей.

Звон разнесся над полем, лесом и деревнями. Светом засияли мечи на поясе и медальоны на груди звонарей. Стебли ржи подернулись от невидимой волны, расходившейся после каждого удара, приобретая свежесть цвета, теряя тусклость. В колокольном звоне светлели лица людей, словно молодея и набираясь жизненных сил. Светлели и избы бревенчатые, и хлева с животиною. Отзывались гулом гусли на стенах висящие. Просыпалась Русь Православная.

Как затихла колокольная песня, отслужив, звонари возвращались назад, каждый своей дорогой. Пение птиц и жужжание пчел наполняли звуками поля. Порывы ветра, тихо шурша стеблями травы, сопровождая шаги людей, небрежно откидывали полог старой паутины с веток деревьев.

Дорога одного из звонарей, Светозара, проходила мимо старого, покосившегося, но ещё выдерживающего натиск времени дома, стоящего на отшибе. Он принадлежал недавно почившей бабке Мороке, у которой не было никого из родственников. Она пережила двух мужей, детей не родила, характером была скверна и бранилась с каждым.

Вскоре приехал приказчик и по указу воеводы, устроил питейный дом. И теперь, на стену дома, деревенские мужики крепили кабатскую вывеску.

Открытая настежь дверь скрипнула, заставив краем глаза взглянуть на нее. На секунду звонарю показалось, что внутри все бесцветное, черно-белое. Протерев глаза, он посмотрел снова, на этот раз краски пестрели, как обычно. Пристально взглянув еще раз на дом, пожав плечами, продолжил свой путь. Из-за угла выглянула фигура в черном капюшоне и посмотрела вслед.

Светозар был жилистым пареньком высокого роста. На голове копна русых волос была постоянно всклокочена. Рубашка, с вышитой вязью на воротнике, была подпоясана сплетенным из кожи поясом. Сапоги были всегда начищены до матового блеска. Звонить в колокол была судьба всех звонарей, которым Вселенная дала метку между большим и указательным пальцем руки в форме колокола.

Дни шли своим чередом. Звон семи колоколов разносился над реками, лесами и полями обертонами и трезвучиями, отгоняя, пытающуюся заполнить пространство, тусклость.

Но, в одно утро, Святозар услышал только шесть колоколов, затем всего пять, потом четыре.

Пришёл день, когда утро его встретило сильным ливнем, а начав звонить, услышал лишь только свой колокол. Волна уже не распространялась с той мощью, что прежде.

Плюнув с досады, мокрый, с полными воды сапогами, Светозар поплелся домой. Жирная земля на поле приставала к подошве и мешала передвигать ноги, заставляя скользить и часто падать. Пытаясь взобраться на склон по тропинке, снова поскользнулся и упал, уткнувшись лицом во что-то мягкое. Издав крик отвращения, принялся вытирать лицо сорванной мокрой травой, поминая недобрым словом гулящих по тропе коров.

Усталый и злой шёл он домой мимо недавно открытого кабака. В свете окна вдруг увидел лицо одного из звонарей. Распахнув дверь нараспашку, застал врасплох находящихся внутри.

Сидя в обнимку с видавшими жизнь прелестницами, глядел на него тот звонарь, которого видел он в окне. Он держал перед собою кружку и, видимо до того, как его прервал своим появлением Светозар, повествовал о чем-то очень интересном. Напротив него сидели остальные звонари с мужиками. За стойкой, в черном балахоне закрывающем лицо капюшоном, разливал вино по кружкам кабачник.

— Значит вот вы где,- начал запаляясь Светозар,- я значит там один, а они…

— Постой горячиться,- прервал его сидящий с девицами звонарь по имени Мокша,- присядь с нами и поговорим по душам.

Светозар видел, что глаза Мокши словно стекло и немного косят. Так же нет золотого медальона на шее. Сидящие же рядом звонари и мужики имели вид придурковатый. Такие же скошенные глаза и отсутствие у некоторых из них медальона. Но всех объединяла какая-то блеклость и серость. Они казались постаревшими.

— Вот, ты, сколько лет звонишь в колокол?- продолжил Мокша, не дождавшись ответа,- то-то же, а я уже, почитай, двадцать второе лето. И что я с этого имею? Ничего. Совершенно. Кроме черных мозолей, нет никакой благодарности от Бога. Все потому, что он нам лгал. Все его дети, что приходили в наш мир, тоже. И про судьбу, и про многие жизни, и творить добро, что бы стать такими, как они, все ложь.

Он поднес кружку к губам и, по усам и бороде потекло спиртное крепкое вино, резкий запах которого разнесся по всему помещению кабака. Мокша был грузен телом, рубашка на груди была разорвана, а мятая шапка сбита на затылок.

— Все лгали,- повторил он, утерев грязным рукавом губы,- только меня теперь не обманешь. Вот, волшебный эликсир, который позволяет самому стать богом здесь и сейчас. И теперь у меня есть все,- обнял он блудниц за талию прижав к себе, затем оттолкнув взял в руки подкову и, поднатужившись, разогнул ее,- и сил немерено. Теперь не нужно с рассветом вставать, бесполезно трезвонить каждое утро в треклятый колокол, словно блаженные. А теперь взгляни на себя, ты жалок, да еще и дурно пахнешь. Сейчас мы это исправим. Кабачник, плесни парню волшебного, божественного напитка.

Протянув кружку, Мокша с прищуром ухмыльнулся, допивая свое вино. Остальные звонари, тоже последовали его примеру. После выпитого, их лица стали серыми, но Святозар занятый выпивкой под одобрительные возгласы, не видел этого. Взгляд его помутнел, очертания предметов поплыли, а после, мир наполнился яркими красками и резкостью, каких не было до этого. Но вслед за этим на лице появилась морщинка.

— Ну, что я тебе говорил!- воскликнул Мокша, увидев, как тот озирается с улыбкой по сторонам,- и никаких тягот и трудностей.

Весь день и ночь провели в веселом кутеже звонари. Кабачник наполнял бесконечное количество раз кружки. Вокруг деревни наступала серость и блеклость, но они этого не замечали. В это время на треногу колокола сел ворон и в тишине ночи раздалось его карканье. От этих звуков металл загудел и на нем появилась маленькая трещина.

Пасмурное утро встретило Святозара в хлеву среди сена. Он совершенно не помнил, как сюда попал. Все вокруг опять стало блеклым и неуютным. Поднявшись на ватных ногах, дрожащими руками отворил ворота хлева. Жена черпала из колодца воду и повернувшись к нему, лишь с укором посмотрела. Сын стоял на крыльце в одной рубашке, достающей ему почти до колен и смотрел, как отец, шатаясь, взял ведро с колодезной водой и с жадностью приложился к нему, избавляясь от сухости во рту. Жена молча подошла к ребенку и, подняв на руки, занесла в дом хлопнув дверью, оставив Святозара одного.

Звонарь подпоясавшись, шаткой походкой поплелся в поле. Проходя мимо питейного дома, он увидел кабацких девиц, которые посылали ему воздушные поцелуи. Что было ночью, он не помнил. Подойдя к колоколу неуверенной походкой, потянул веревку языка. Раздался звон и Святозар упал на колени, закрыв уши ладонями. Голова словно разорвалась тысячью осколков, а сердце сжалось. Желудок вывернулся наизнанку выбросив только желчь. На четвереньках преодолев расстояние, где звон бил по перепонкам, он поднялся в полный рост и помчался в кабак.

Читайте также:  Суету навести охота сленг

— Наливай!!-, прохрипел он, не обращая внимание на бесцветных мужиков и девиц,- полную наливай!

— Одна монета,- спокойно сказал кабачник, наполняя кружку,- и она твоя.

— Как одна монета?!-, закричал звонарь, — Вчера без монет наливал, а сегодня уже за деньги?!

— Ты в этом точно уверен? Что бы получать то, что желаешь, нужно что-то отдавать взамен.

Светозар ухватился за кошель на поясе. Он всегда был полный, а сейчас в нем была всего одна монета. Не успела она лечь на стойку с глухим лязгом, а звонарь уже жадно глотал вино до самого дна без остановки.

Выдохнув после того, как губы оторвались от кружки, Святозар снова увидел яркий радужный мир. Появились силы и исчез звон в ушах. Теперь он знал, что надо делать, что бы получить вино в достатке.

Вернувшись в свой дом, оттолкнув жену и ребенка, взял сбережения.

Дни летели в праздных утехах и блудном пьянстве. На колоколе разрасталась трещина, а мир вокруг все больше терял свой привычный цвет. Пение птиц давно не слышно в тех краях. Коровы начали хуже доиться, птица не неслась, прочая живность отощала. Люди стали злы на языки.

Однажды Святозар проснулся в пустом свинарнике. Лицо его покрывали глубокие морщины, копна волос была белой от седины. Похмелье в этот раз было слишком остро ощутимо, а мир превратился почти в монохромный кадр. Выйдя на улицу нащупал кошель. Он был пустой. Подойдя к дому, звонарь обнаружил открытую настеж входную дверь. Зайдя вовнутрь, увидел угрюмую пустоту стен и пола. Нет ничего из привычного убранства, пуст красный угол и холодна печь.

Вдруг комната померкла во мраке. Словно ниоткуда появились зажжённые свечи по периметру комнаты и круглый стол, за которым сидели три безобразных существа, пьющих вино и играющих в карты. Лица их были мерзостны, а головы украшены рогами. В центре стола, в луже крови, лежала оторванная человеческая голова, верхушка черепа которой была вырезана. Вставленная в отверстие свеча, делала из головы подсвечник. Звонарь попятился назад, когда заметил, что голова посмотрела на него и попыталась что-то сказать зашитым ртом. Она была живая. В руках одно из существ держало цепи, которые заканчивались ошейниками закрепленные на шеях его изможденных жены и сына, сидящих на половицах. Святозар бросился к ним, но наткнулся на невидимую глазу стену. Одно из существ обернулось на него, при этом прикрыв рукой карты, что бы не подглядывали его дружки. На руке было клеймо с изображением змея.

Из угла клети, там, куда свет свечей не доставал, отделилось пятно темноты и предстало перед Светозаром в форме человека в странном кафтане, с высоким воротником, вытянутой головой без волос и лицом исключительной бледности.

— Все исполнено, как ты и желал- , начал он разговор.

— Чего я желал?-, не понял звонарь.

Тут легкой дымкой перед взором Светозара предстали блики прошлого. Вот его жена прядет пряжу, вот сын играет с деревянным мечом. А вот и он сам врывается в дом, разбрасывая перед собой все, что попадалось под руку, крича: «Куда ты спрятала мой напиток, верни немедленно», а вот перепуганные жена и сын вжимаются в стену когда он кричит им: «Ты вылила его! Горите в аду! Чтоб вас черти забрали!». Звонарь сквозь похмелье старался понять, что происходит, а в его руках уже оказался пергамент и перо.

— Что это? -, он вертел лист, — и кто такой Кащей?

— Это договор. А я и есть Кащей. Точнее ваш народ так привык меня называть, потому и вписал себя в договор одним из своих имен. Подпишешь – отдам тебе семью, только послужишь мне одиннадцать лет и дам тебе свободу.

Святозар схватился за голову, что-то мешало ему дать положительный ответ:

— Нет, я не могу это подписать. Не должен. Нет!

Его медальон на груди стал набирать яркость, вокруг него появились цвета. Увидев это существа зарычали и начали пятиться от света, а глаза Кащея стали полностью черными:

— Еще увидимся,- произнес он оскалившись и щелкнул пальцами.

Наступила темнота, потухли свечи, а звонаря накрыла волна похмелья. Голова разрывалась от боли, а глаза практически ослепли от давления изнутри. Почти на ощупь вышел он из дома, а вокруг то и дело появлялись те существа с клеймом на руке. Они словно гнали его в питейный дом. Войдя вовнутрь, он просил у мужиков занять ему монету, но они только отворачивались и отводили взгляд. Боли становились невыносимыми. Добравшись в совершенной слепоте до стойки, Святозар положил перед кабачником свой меч, с надписью: «Честь, Совесть».

После выпитой кружки боль стихла. Снова появилось зрение и стали яркими цвета. Денег оставалось на несколько кружек.

Выйдя вечером по нужде из питейного дома, звонарь увидел, как двое мужиков совершали сделку и один передает другому деньги. Спрятавшись за угол, он подождал, пока они разойдутся и стал красться за тем, кому был передан кошелек. Убедившись, что их никто не видит, Святозар поленом ударил мужика, оглушив его. Забрав деньги, он вернулся в кабак и пил всю ночь.

Но настал день, когда деньги вновь кончились и боль не отпускала. Проснувшись утром седым и дряхлым стариком в помоях на задворках кабака, подойдя к кабачнику спросил, что он возьмет взамен выпивки. Тот указал на медальон. Сколько звонарь себя помнил, медальон был на его груди, но не знал зачем и откуда он у него.

Странная надпись «Воля» ни о чем ему не говорили, потому, сорвав его с себя, бросил на стойку. Тут же, весь окружающий мир, предметы и люди стали черно-белыми.

— Это последний из них,- произнес кабачник.

Вдруг из-за стойки вышли два человека в черных капюшонах и схватили Святозара. Его потащили на край деревни к старой мельнице, где остальные звонари уже ожидали его. Четыре вращали, под ударами батог, каменные жернова, а оставшиеся два командовали, облаченные в черные балахоны.

— Предлагали вам подписать договор, но вы отказались,- смеялись они, держа кружки с вином,- теперь крутите камни. Поставили бы вам печать на руку, а вы бы отдали медальоны и живи-гуляй по всей Руси. Через одиннадцать лет и свободны бы были.

Хвастаясь печатями, они выставили их напоказ. Светозар вспомнил, что такие же были на руках существ играющих в карты в его доме.

Потянулись долгие дни тяжких работ. Спали они в общей клети. Кормили их хуже собак, спины не заживали от ударов, а жалование выдавали один раз в день по монете, которую они пропивали в кабаке, что бы не мучили боли. Один из звонарей спросил у Мокши:

— Ведь у тебя сила от эликсира, ты подкову мог разогнуть, помоги нам освободится.

— Не могу,- чуть не плакал в ответ Мокша,- я ее специально из свинца сделал, что бы похвастаться.

Однажды ночью Светозару привиделся сон, будто он снова в доме с семьей. Домашний быт и уют не нарушен. Он показывает сыну остроту и крепость своего меча, разрубая камень пополам.

Проснувшись в поту, он помчался на поле, но при попытке ударить в колокол увитый глубокими трещинами, тот рассыпался на мелкие части. Светозар упал на колени в попытке собрать обратно колокол, но поняв, что обречен на неудачу, опустил голову. Плечи его вздрагивали в полной черно-белой тишине.

На выпивку не хватало, поэтому приходилось заниматься попрошайничеством. На площади Светозар часто сидел, что бы заработать монету. Однажды к нему подошла девушка в белых одеяниях, от нее исходил необыкновенный свет, а венок на ее голове был наполнен яркими красками цветов. Дав ему монету, она исчезла так быстро, что он даже не успел поблагодарить ее. Взяв монету в руки, он увидел, что это медальон с надписью «Воля». Оглядевшись, он спрятал его в потайной карман.

С того дня, он перестал ходить с мужиками в кабак, ссылаясь на болезнь и недомогание. Каждый вечер он слеп и мучился от нечеловеческих болей. Монеты, которые ему выдавали, прятал в вырытый тайник.

Прошли долгие дни ожиданий. В один из вечеров, когда мужики вновь ушли в кабак, а боли уже перестали крутить тело и сжимать виски, Светозар достал из тайника мешок с монетами и, под покровом темноты, выбрался из деревни. Его пропажу обнаружили те, что носили балахоны. Подняв тревогу, принялись его искать при свете факелов, но он был уже далеко.

Седой старик с тяжелым мешком пробирался через буреломы лесов и пересекал равнины полей, питаясь ягодами и кореньями. Грелся ночами у костра, опасаясь быть разодранным диким зверем. Пройдя многие версты, сбив ноги в кровь, он нашел, что искал. Еще его деды говорили об этом месте. Старая заброшенная кузня расположилась возле большого белого камня. Святозар выковал новый меч и отлил новый колокол из собранных им монет. Когда монеты полностью расплавились, звонарь кинул в плавильную печь медальон, подаренный ему девушкой в белом. Над камнем поднялся золотой купол, в котором снова засияли краски, а колокол стал золотым.

Добравшись обратно в деревню, звонарь установил колокол на месте своего прежнего. Зазвучали вновь переливы звонкие, тучи разошлись над землею и солнце осветило землю. Волна цвета разошлась по поверхности, заставляя людей в балахонах прятаться в доме, где находился кабак. Лишь там не мог достать их звон. Ожила природа, птичьи трели заполнили просторы. Морщины звонаря разглаживались, а седина исчезала. Светлели избы бревенчатые. Светлели лица людей. Просыпалась Русь Православная.

Мокша, дряхлый старик в разодранной рубахе, сидел на площади, в надежде, что кто-нибудь бросит ему подаяние. К нему подошел человек в белых одеждах и положил золотой медальон с надписью «Воля». Мокша не узнал в этом человеке Светозара. Забыв поблагодарить, он бросился прочь с площади.

Сам же звонарь выходил из деревни, держа за руку сына и жену. У сына, между большим и указательным пальцами руки виднелся колокол, а у Святозара он исчез.

В кабаке, напротив мужиков, сидел человек в черном балахоне с девицами на коленях. Держа кружку рукой, на которой была печать змея, он говорил мужикам, хватая со стола подкову:

— Боги лгали нам. Что бы стать такими как они, не нужно трудится и преодолевать трудности, не нужно творить добро — все это выдумки. Я знаю, как стать богом здесь и сейчас. Кабачник, неси выпивку за мой счет.

— К вашим услугам,- за стойкой с ухмылкой разливал вино человек в странном кафтане с высоким воротником, вытянутой головой без волос и лицом исключительной бледности.

Армия Киевской Руси на 13 век по системе Hail Caesar (Длиннопост!)

Итак, как я и обещал следующим более менее крупным проектом у меня стала армия Киевской Руси. Покрасил я ее ровно за январь. Ну ладно-ладно, было открашено 8 лучников до этого поста, но красить я начал после новогодних праздников, т.е. 10 числа, и сегодня, 31 января я закончил. Т.е. за 21 день я открасил 42 пехотинца и 15 конников, и с учетом 8 старых покрашенных лучников всего мы имеем 65 миниатюр. При желании и лени можно было сократить это значение на 4 фигурки, но мне нравятся запасные командиры.

Первым представлю вашему вниманию князя и его личного телохранителя. Как и положено князю, у него самая крупная лошадка во всей восточной Европе!

В качестве запасных командиров я покрасил Боевого Попа и просто двух крепких мужичков, одному из которых приделал знамя, просверлив в зубочистке дырочку и вставив в копье миниатюры. Стяг также был нарисован мной, как получилось. Друг сказал что Иисус располнел на киевских харчах (ни в коем случае не пытаюсь никого оскорбить).

Кавалерия. Кавалерия это отдельная тема — красил я ее самой последней и из за полного разнообразия всадников это было непросто, приходилось меньше работать методом конвейера и больше отвлекаться на мелкие детали.

Пехота. Ее у меня вышло три вида. Ну то есть два (копейщики и лучники), но она условно поделена на три типа — копейщики, лучники, и копейщики с длинными копьями, и если с лучниками все понятно, то как отличить копейщиков, если я не стал заморачиваться над укорачиванием копий ? Все просто! Более крутым копейщикам которые померяли свои копья и поняли что у них длиннее я отметил знаменосцем, ну и еще тем, что почти все в этом отряде держат копье двумя руками. Знамя получилось не очень, однако это был первый опыт самостоятельного рисования знамени на бумаге, стяг у командира — уже вторым.

Итак, я хочу подвести итоги всему этому посту. Не буду скрывать — покрас вышел средненьким, возможно, даже слабоватым. Я использовал черный грунт, от которого уже давно отвык. Армия довольно таки высоко детализированная для исторической миниатюры. Материал мягкий ( возможно, чистое олово) и миниатюры очень хрупкие, но несмотря на такие минусы, я бы хотел расширить эту армию, но не буду этого делать по трем причинам:

Читайте также:  Гайд по орку охотнику

1. Металлические миниатюры дорогие.

2. Не сочетаются с пластиком или металлом других фирм (крупноваты)

3. Место для хранения уже распределено в моем шкафу под будущие проекты.

Спасибо всем, кто дочитал пост до конца! Далее я хочу отдохнуть от средневековых армий и возможно буду выкладывать покрас американцев на ВМВ, пожалуйста не бейте сильно монтировками по голове, за то что я не шарю в ВМВ 🙂

P.S. Если вам интересно посмотреть краткие правила и обзоры системы Hail Caesar укажите об этом в комментарии и я буду делать серию небольших постов-обзоров разных механик.

Русская мечта

Знаете, в чем ваша проблема, русские? Вы разучились мечтать. А разучились мечтать вы потому, что не цените себя, не считаете себя достойными большего. Вы свыклись с мыслью, что вы всего лишь еще один из 666 народов Многонациональной Федерации, региональной державы типа большой Польши, с соответствующими притязаниями на величие: обломать Великую Бандерию, выбить выгодную газовую сделку с влиятельной Германией, пробежаться на задних лапках перед всесильным Вашингтоном. Ну, Крым еще урвать — Донбасс уже нельзя, вдруг «зарубежные партнеры» разозлятся. Страшно Польше разозлить «зарубежных партнеров» — что большой Польше, что маленькой. Да и внутренних партнеров, вроде всесильного Нарзана, злить страшно: обидится подгорный король, начнутся теракты, убийства, война. Поэтому Обама, конечно, чмо, и вообще «можем повторить», но вот Нарзан Петербыргович — уважаемый человек, и не надо нагнетать межнациональную напряженность. Это в Америке, где Трамп и пидарасы, One nation under God — одна нация под Богом и представляющим его Государством. А у нас в РФ наций много, и русская — не самая влиятельная из них.

Вашу новую национальную идею, русские, сформулировал Ельцин в известном адовом видеоролике начала 90-х, когда внучка спрашивает у него, есть ли в доме соус, кетчуп: «Какой соус? Какой кетчуп? Придумала тоже… Чай, сахар есть — уже хорошо, уже скажи спасибо». У вас прекрасное сельское хозяйство, русские. У вас до сих пор сохраняются целые отрасли высокотехнологической промышленности, от авиационных двигателей до атомных реакторов. У вас есть фундаментальная наука, мировая культура и одни из мощнейших вооруженных сил в мире. И при этом вы говорите униженное спасибо за чай-сахар, даже не пытаясь потребовать больше, что внутри страны, что снаружи. Не бьют, по ГУЛАГам массово не сажают, даже не расстреливают тысячами — уже достаточно, мы уже благодарны, средняя зарплата в 33 000 рублей (меньше, чем средняя зарплата в Китае), мягкий авторитаризм, нежное загнивание и умеренная идиотия (переходящая в вечерних выпусках новостей в неумеренную) — это всё, что мы требуем. Точнее, не требуем, а просим. Смиренно. Шепотом. Не дадут 33 тысячи — без малейшего ропота пойдем, как в 90-е, торговать турецкими дубленками и паленым спиртом «Рояль», благодаря власти за то, что дают заработать на плошку пальмового масла и кусочек соевой колбасы с перспективой за 10 лет накопить на первый взнос за конуру в покосившейся хрущевке. Ну и, само собой, на китайский телевизор, из которого вечером расскажут, что в рамках признания особой цивилизационной миссии РФ уважаемые зарубежные партнеры окропили нашего президента апельсиновых соком из специальных нано-шлангов, искусно встроенных на уровне ширинки (пятая колонна будет врать, что это называется «обоссали», но это злонамеренная ложь, чтобы по итогу дьявольских манипуляций отобрать у вас пальмовый сыр и соевую колбасу, а также хрущобную конуру, в которой поселятся… не знаю, кто там может захотеть поселиться. Судя по кадрам из Германии, у них даже сирийские беженцы лучше живут — причем бесплатно). Это ведь то, ради чего рожден человек: 33 тысячи рублей, пальма, соя, дешевый алкоголь, пятничная лезгинка во дворе, георгиевская ленточка в мае, кислые абхазские мандарины в январе, облезлые стены государственного роддома в начале жизни, дешевый сосновый гроб и затопленная водой яма — в конце (опционально — почетный похоронный салют чеченско-таджикских разборок, но то обрывки жизни существ другого уровня разумения, которые мечтают не о сое и «Ладе», но о «Белуге» и «Бентли», куда вам до них).

Знаете, русские, я в своей жизни встречал несколько очень талантливых людей, когда вот буквально строчку прочтешь — и ясно, что человек рожден складывать слова в предложения, что это прирожденные текстовые животные, Майки Тайсоны от литературы. Но знаете, в чем была их проблема? Они не верили в себя. Я долго, нудно уговаривал их написать хоть статью, «Чувак, посмотри на себя, ты же гений, ты был рожден для этого, садись и пиши!», а они все мялись, маялись и явно считали, что недостойны заниматься публицистикой или литературой. Кургинян или какая-нибудь Дарья Донцова — да, а мы-то чего, по стеночке, по стеночке, передайте мне мой пальмовый сыр, пожалуйста. Им не хватало решительности. Им не хватало веры в себя. Им не хватало мечты. И когда я пытался их воодушевить, они воспринимали похвалы и восторги как какое-то изощренное издевательство, ядовитую иронию, потому что не чувствовали за собой права писать, права творить, права менять мир, несмотря на весь данный им от рождения талант.

И знаете, что с ними стало? Ничего. Они исчезли. Затерялись. Выцвели, как старая фотография на солнце. Они стали никем, потому что сколько бы у тебя ни было таланта, но если тебя не одушевляет порыв, мечта и желание, то весь таящийся в тебе гений бесполезен.

Вы, русские, такие же. Как народ, вы безумно талантливы, но вы не верите в себя, не верите в свое право на лучшую жизнь, не верите в свое право самим решать свою судьбу, не верите в свое право на свободу и достоинство, на процветание и счастье, на мощь и уважение, на самореализацию и величие. Вы не верите, что вам принадлежит Россия и всё, что в ней — от нефти и алмазов до государственных институтов и ядерных ракет. Вы не верите, что имеете право мечтать, а затем делать всё для воплощения своих мечтаний. Вы не верите, что ваше место в небоскребах, а не в лачугах, вы не верите, что рождены для свободы, богатства и величия, а не для хамства, унижения и прозябания. Вы готовы твердить про «Россия поднимается с колен», когда ваши доходы падают и ваши права урезаются, вы готовы бубнить «дали пососать пиндосам», прекрасно зная, что лично вам дают пососать даже не пиндосы, даже не чеченцы, а самая обычная управляющая компания ЖКХ, с каждым месяцем присылающая все более возмутительные счета за коммунальные услуги. Вам дают пососать школьные завучи, дважды — сначала когда вы униженно их просите за своего ребенка (особенно если школа хорошая и не по району), а затем — когда они подделывают результаты «выборов», с которыми вы соглашаетесь, потому что «Вася, не связывайся, тебе что, больше всех надо?». Вам дают пососать таджикские дворники, плюющие вам вслед, вам дают пососать почтовые служащие — «Мужчина, не видите, у нас обед!», вам дает пососать семья кавказских мигрантов на лестничной клетке со своей дикой полуночной музыкой, а участковый милиционер может дать вам пососать в самом буквальном физиологическом смысле, и вы пососете, и еще будете рады, что легко отделались, потому что в милиции могли вообще насмерть забить (сколько там в год случается внезапных сердечных приступов у задержанных по пустяковым поводам в УВД?). Ну а уж сколько раз вам дает пососать начальник, выплачивающий и без того скромную вашу зарплату в конверте (поди, попробуй пожаловаться!), тут и обыгравший Каспарова суперкомпьютер Deep Blue не сможет подсчитать.

И вы это все принимаете. И чтобы не было совсем уж больно, говорите: «Зато Обама…» — но у Обамы все хорошо, Обама может послать к вам отряд SEALS, которые выследят и убьют вас как бен Ладена, и даже международного скандала не будет, вы просто станете одним из десятков тысяч человек, бесследно пропадающих в РФ каждый год, еще один «висяк», которым никто не будет заниматься (если вообще вашу пропажу зарегистрируют в полиции — «Женщина, не поднимайте панику, может, он на заработки уехал, еще объявится. Или из семьи ушел — откуда вы знаете, что у него не было любовницы?»). И всё это и многое другое с вами можно сделать, потому что вы не чувствуете за собой права требовать. Настаивать. Связываться. Мечтать. Потому что вы не «тот, кому больше всех надо», не гражданин, не член нации, не голос избирателя. Вы — молчание избирателя. Точнее, молчание неизбирателя. Готового только подтявкивать, если по телевизору власти объявили сезон охоты на очередную дозволенную цель, как мелкая собачонка трепать очередную сброшенную сверху тряпичную куклу. Или поддерживать очередной хитрый план гениального многонационального лидера, потому что вам что, больше всех надо — выяснять, какие там у него на самом деле планы? Вам не надо. Сахар, чай есть — уже хорошо, уже спасибо великому Путину.
И это при том, что вы по своей природе — mean lean killing machine. Вас с детства воспитывают на рассказах о героях, которые прыгали на амбразуры ДОТов, и других героях, которые брали вилы, краюху хлеба и уходили в лес партизанить, и 13-летних детях, вытачивавших снаряды, подставив два ящика, потому что ростом не доставали до станков, и чудовищных многомесячных битвах в разрушенных городах с подвалами, заваленными изуродованными в рукопашных схватках трупами, и на фотографиях прадедов с наградами за храбрость в бою, и на уважении к ветеранам, которые оказались из тех, кому «больше всех надо», кто решил «связаться», кто, покрошив в пальцах остывшие угли сожженной врагами родной хаты, взял топор и пошел рубить мразь. И даже образ женщины в вашей культуре — это не гемютная «хранительница очага» с томными воловьими глазами, но богиня мести, застывшая в припадке ненависти Родина-мать, с плохо скрытым презрением спрашивающая: «Сын, почему ты еще не пошел и не убил их всех?». А экономическое развитие в вашей культуре — это средство, чтобы выпустить как можно больше орудий войны, чтобы убить их всех и не оставить никого. А лучший лидер — беспощадный, забрызганной чужой и вашей кровью бог войны, не щадящий никого, не оставляющий никого, убивающий их всех. «Мразь рубят — ошметки мяса летят!» — говорите вы, и возвращаетесь обратно в свою конуру, к соевой колбасе, пальмовому сыру и всемогущему завучу.

Почему? Потому что вы не чувствуете за собой права включать эти великие и страшные культурные коды без санкции верховной власти, без позволения государства. Власть позволила — и лейтенант вызывает огонь артиллерии на себя, и песчаные барханы разлетаются огнем и сталью, и страшные «террористы» воют, как побитые собаки. Власть не позволила — и Нарзан Петербыргович вытирает сапоги о честь русского офицерского мундира, и не только военные — все общество стоит по стойке «смирно», потому что «Вась, не связывайся, тебе что, больше всех надо, многонациональному лидеру виднее. Да и, упаси боже, прогневаешь нарзанов, а они народ страшный — торговые центры держат, три тысячи вооруженных боевиков имеют. Куда вам, 120 000 000, против такой силищи-то?»

И действительно, никуда. Никуда до тех пор, пока вы, русские, не признаете сами за собой право на мечту о лучшей участи. До тех пор, пока вы, русские, не поймете, что самоценны сами по себе, вне зависимости от того, дал Верховный Главнокомандующий приказ или же не давал никаких приказов. До тех пор, пока вы внутренне не признаете за собой право на права и право за эти права бороться. До тех пор, пока вы не скажете: «Мои прадеды горели в танках не для того, чтобы мы хуже китайцев жили». До тех пор, пока вы не провозгласите: «Я заслуживаю большего. Моя семья заслуживает большего. Мой народ заслуживает большего». До тех пор, пока вы не заявите: «Мне не нужны виртуальные пососы от Обамы, мне нужно реально снижение квартплаты, реальная остановка роста цен, реальное улучшение моей реальной жизни, реальная возможность влиять на действия власти на всех уровнях, от участкового до президента, реальные реформы, которые дадут шанс на лучшее будущее для меня, моих детей и моего народа. И я готов за это лучшее будущее бороться, готов связываться, готов нарываться, готов быть тем, кому больше всех надо. Потому что я не винтик, не щепка, не „молчаливое большинство“ и даже не „среднестатистический россиянин“.

Я — человек. Русский человек. И у меня есть мечта».