Идеальный ящик для эхолота своими руками
Как сделать ящик для эхолота своими руками? Легко и просто!
Рыбачу я давно и серьезно, и это не первый ящик для эхолота моего производства. И не первый эхолот. Просто раньше в моих ящиках не было ничего особенного, а сейчас я постарался сделать идеальный (в моем представлении) ящик.
Начинал на двухметровой лодке с эхолотом Garmin Fishfinder 140. Это был замечательный прибор, надежный и выносливый. Огромным его достоинством было исключительно низкое энергопотребление. Миниатюрный аккумулятор на 2,4 Ач я заряжал два раза в году; в первый раз весной, и пользовался им до декабря. В декабре заряжал снова и оставлял до весны. Весной операция с зарядкой повторялась. В качестве ящика я использовал кофр от старой HI8 видеокамеры Sony, выкинув из него внутренности и приспособив ремни-липучки крепления камеры для фиксации аккумулятора. В крышке было вырезано отверстие, через которое выпущен провод питания к голове прибора, собственно, на этом модернизация ящика и завершилась. Учитывая малый вес и размеры аккумулятора, ящика хватало и на эхолот, и еще на ключи для мотора, отвертку, запасную свечу, фонарик и зажигалку.
Почему не подходит этот ящик сейчас? Эхолот я поменял на Humminbird 571 HD DI, и аккумулятора 2,4Ач с трудом хватает на одну рыбалку. А одновременно появился хороший четырехтактный мотор, на который я установил генератор, и четырехметровая лодка. Отсюда новые вводные для исходного ящика:
- Вместительность.
Ящик должен вмещать аккумулятор на 14 Ач. Помимо самого эхолота и аккумулятора, в ящик должен помещаться ЗИП мотора: отвертка с набором бит, свечной ключ, запасные свечи, пассатижи, ключи для аварийного снятия стартера и веревка-шморгалка. - Грузоподъемность и жесткость конструкции.
Аккумулятор весит чуть меньше 4 кг. С инструментами и эхолотом это 5 кг содержимого, которые ящик должен выдерживать при переноске. Помимо этого, ящик может быть использован в лодке, как подставка для ноги, или на нем может что-то лежать при перевозке в багажнике. Как самый тяжелый, ящик ставится в самый низ, а сверху могут быть уложены коробки с катушками, складные кресла, палатки, колышки и много других вещей. И чтобы не задумываться, что можно класть сверху, а что нет, нужно иметь ввиду, что ящик должен сохранить эхолот целым, даже если на него положить сверху всё вышеперечисленное. - Ровные стенки.
Учитывая, что именно я собирался сделать (об этом ниже), мне не подошли 95% инструментальных ящиков, которые обычно используются для эхолотов рыбаками. У них стенки либо скошены книзу, либо имеют непонятного назначения выступы, бортики, рёбра и прочие архитектурные излишества. Я же хотел разместить на стенке ящика вольтметр, прикуриватель, гнездо USB (от него я питаю свои электрические стельки), предохранители (надо же делать всё по уму), общий выключатель, а также 16 мм авиационный разъем для входа питания с мотора и пару разъемов 13 мм — один для питания эхолота, а второй на всякий случай. Не знаю еще, для чего, но точно уверен, что второй выход обязательно пригодится.
Погуляв по сайтам объявлений, я нашел несколько подходящих ящиков, самым лучшим из которых оказался раритетный ящик для компакт-дисков вместимостью 200 штук. 200 конвертов с CD-дисками весят 3.9 кг, что соразмеримо с весом аккумулятора, габариты 300*185*180 позволяют разместить внутри и снаружи всё, что я задумал. Подобные ящики можно купить в Китае, например поменьше и подешевле, или побольше и подороже.
Не прошло и трёх лет с момента публикации этой статьи, как в Китае начали выпускать готовые аккумуляторные ящики. Например:
- только ящик без приборов, с лямкой для переноски (дешевый);
- полностью оборудованный ящик с разъемами и приборами (дорогой).
Если вы не передумали делать ящик своими руками, приглашаю читать дальше.
Электрика в лодке и крепление эхолота
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20.
Походное положение, все в сборе.
Изначально еще на старой лодке без мотора, наверное как и большинство я использовал инструментальный ящик в котором ездил и сам эхолот и его датчик с аккумулятором. В походном положении эхолот изымался из ящика и барашками крепился к его крышке. Все это меня вполне устраивало со старым Garmin 551dv, который занимал мало места и мог целый день отработать от 12В аккумулятора емкостью 9А/ч. Первые выезды на новой лодке с 9 дюймовым эхолотом и датчиком размером со средний термос, да еще и под мотором, да еще и по волне показали: во-первых — все это добро в старый ящик не лезет, во-вторых — параллельной спарки двух 9А/ч аккумуляторов не хватает даже на 4 часа работы, в-третьих — на хорошей волне все это летает по всей лодке, да и вобще с учетом веса головы эхолота выглядит хлипко.
Прикинув новое решение с ящиком для перевозки и одновременном хранении батареи, от ящика решено было отказаться. Необходимые размеры ящика были 57x50x30см, а такой гроб перед носом в лодке мне точно не нужен Задача автоматом разделилась на две части: перевозка, и походный режим.
Кейс для перевозки
С перевозкой все достаточно просто, алюминиевый кейс, коих полно в строительных гипермаркетах справился с этой задачей на 5. В него идеально влезает голова, датчик, струбцина и все необходимые провода.
Вот такой вот набор прижился в чемодане
Теперь подберемся к походному режиму. Ликтросов в моей лодке нет, банки надувные (под них ничего не спрятать и к ним ничего не пришурупить), да и я ярый не любитель комодов и других славянских шкафов из фанеры с соответствующим весом. Взвесив все за и против, решил что лучшим местом для головы эхолота будет именно надувная банка перед шкиперским местом, сажать я на нее перед собой никого не буду в любом случае, чтоб обзор не загораживал, а так и эхолот перед глазами и в случае чего веслами не помешает воспользоваться. Фабричные крепления вроде Баджеровского юнимаунта вполне хороши, но вкручивание болтов, и чего уж там их цена (3000 рублей за три резиновых пятака и банку клея) свели на нет их применимость. Но сама идея достойна внимания.
Рым леерный малый.
Знакомьтесь — рым леерный малый тип В, и всего 30р за штуку. Мне понадобилось три. Два на верхнюю плоскость банки, на них приходится весь вес головы и основная нагрузка, и один под 90 градусов перпендикулярно, на боковой плоскости банки, для избежания трения крепления об банку и чтоб вся конструкция в сборе не тряслась на волне. Кроме того ничего не надо клеить на саму лодку, только на банку, а раз банка съемная, то в случае чего ее можно перевернуть рымами вниз и получим таки чистое сидячее место (ну вдруг эхолот не нужен будет).
Оставим пока крепление и перейдем к подготовительному этапу — электрике. Скорость пожирания заряда аккумулятора эхолотом не оставляет выбора — в лодке должна быть зарядка батареи от движка. Да и поскольку лодка с НДНД а значит пользоваться насосом-лягушкой в ней тот еще геморрой, необходимость полноценных 12В на борту еще острее.
Сердце лодки — пламенный мотор
Что хорошо, так это то, что инженеры Ямахи предусмотрели на своих 15шках генератор 6А 80Вт переменного тока, и даже вывели штатный разъем с этим добром. А вто что плохо, так это то, что штатный выпрямитель-регулятор на высоких оборотах выдает не 12-14В а все 40 а то и больше. Пришлось менять.
С этого гнезда скоро получим свои 12В.
Ключ на 6, отвертка, пассатижи и 10 минут времени и я счастливый обладатель 12-14В в зависимости от оборотов на штатном разъеме мотора. Заручившись помощью наших трудолюбивых желтых друзей с алиэкспресс, и «немного» подождав, получаю ящик, провода, блок предохранителей, сами предохранители, влагозащищенные разъемы, и всякие ништяки в виде влагозащищенных вольтметра, кнопок и гнезд USB приступаю к завершающему этапу — сборке всего и вся. Для начала дом для аккумулятора.
Тут живет батарейка.
Шланг справа подключается к разъему на моторе, все соединения герметичные. Зеленая круглая кнопка, включает/отключает зарядку от мотора. Провод слева идет к держателю головы эхолота и блоку розеток, в случае необходимости к нему же может быть подключен электронасос браво, оснащенный таким же разъемом. Сам аккумуляторный ящик крепится за шкиперской банкой рядом с транцем ремнем через рым кольца на дне и баллоне, так же и там же но с другой стороны крепится бензобак на 24л. В итоге на волне ничего не скачет и под ногами ничего не мешает.
Блок розеток, он же крепеж головы эхолота, он же столик, традиционно собран из говна и палок, а именно какого-то пластикового короба, пластиковой разделочной доски, пары металлических уголков и кучи шурупов винтиков гаек и шайбочек Вес этой конструкции без головы эхолота получился грамм 250-300.
На морде имеем вольтметр, кнопку включения/отключения блока, и 4 влагозащитных USB гнезда для зарядки телефонов, фотиков и т. п.
Подаем питание от аккумуляторного бокса на приемный разъем с правой стороны и видим что у нас с напряжением.
Врубаем блок розеток.
Вид справа и тот самый приемный разъем для подключения к аккумуляторному боксу.
А вот на виде снизу, наглядно виден принцип крепления всего этого дела к банке, который прост как три копейки. Лыжи-уголки могут находиться в двух положениях: максимально раздвинуты и максимально сомкнуты. Разводим уголки, ставим конструкцию на банку, попадаем зафиксированными шурупами в отверстия в рымах и смыкаем уголки. Все, осталось вставить штангу в нижний рым и зафиксировать барашком.
Вид снизу. Лыжи-уголки разведены.
Вид снизу. Лыжи сомкнуты. Если бы меж ними были рымы, то шурупы параллельные плоскости столика, плотно вошли бы в отверстия рымов.
Для переноски штанга для фиксации в третьем рыме складывается, чтоб не мешалась
Дальше все совсем просто, шурупы которые крепят лыжи, и благодаря которым эти лыжи сдвигаются/раздвигаются с другой стороны столика зафиксированы самоконтрящимися гайками и «обарашены» для крепления головы эхолота
Сажаем голову на барашки. Четыре штуки за глаза.
Подключаем питание эхолота на одно из гнезд левой стороны блока-крепления.
Ну вот и готово. Походное в лодке можно увидеть на главной фотографии.
Осталось найти какой-нибудь прорезиненный или шероховатый материал и обклеить поверхность столика, чтоб не скользил. Внутри короба с разъемами стоит блок предохранителей, для каждой розетки и разъема. Короб герметичный, присобачен к «столешнице» через резиновый уплотнитель, прямо вот под воду макать наверное не стоит но и брызг не боится. В завершении еще несколько ракурсов.
Крепление комплектной станины эхолота барашками.
Вид сзади. Ручка доски — хороший органайзер для кабелей.
В машине эта штуковина ездит в одной сумке с лодочным насосом и аптечкой-зипом для мотора. В походном состоянии под установленный блок розеток встает большая раполовская сумка с приманками. На этом история с электрикой и креплением головы структурника пока закончена, все вполне функционально и устраивает. А вот изыскания по установке датчика продолжаются, струбцина даже как временный вариант доставляет массу неудобств и точно не приживется надолго, будем думать.