Переносной аккумулятор-бокс для эхолота
Три года назад общий знакомый подсадил нас с братишкой на рыбалку. С тех пор сменили с десяток лодок разного размера, обзавелись эхолотом, лодочным мотором собственной сборки (об этом позже). И, как и у всех рыбаков, возникла проблема энергоснабжения судна.
Основное оборудование требующее питания — это эхолот, но в походных условиях, а бывают у нас и ночные выезды, возникает также необходимость зарядить телефон или подсветить место ночной остановки. Да и надувать/раздувать лодку электронасосом намного быстрее и удобнее.
На профильных форумах для рыбаков видел множество вариантов использования аккумулятора от ИБП на маломерном судне, но они все имели 1 существенный недостаток — механизм подключения оборудования к аккумулятору. Я же поставил перед собой задачу унифицировать механизм подключения — использовать «прикуривательный» разъем.
ОК, разъем есть. Куда его крепить? Примотать синей изолентой к аккумулятору? +100 к прочности, но не эстетично.
Яжинженер! Надо все это дело собрать в аккуратный корпус, чтобы провода не торчали. Тем более что между разъемом и источником тока должен быть предохранитель.
Где взять корпус? Собирать самому? Существует готовое решение — ящик для инструмента. Требуется только выбрать подходящий.
Первый мой бокс был маленького размера и вмещал только светильник и ЗУ для телефона. А эхолот надо было таскать отдельно, что доставляло определенные трудности.
Аккумуляторы 2 по 12Ач были подарены камрадом, поэтому использовал то, что было под рукой. Можно использовать 2 по 7Ач (аналог RBC2). Они выше, но уже.
После примерки по-месту приступаем к пайке навесного оборудования: предохранители, вольтметр, разъемы и пр.
Обратите внимание: в правом отсеке перегородки обкусаны. Решено было их оттуда выпилить, чтобы увеличить полезную площадь. В левом отсеке уютно разместилось автомобильное ЗУ.
Вольтметр удобен для контроля заряда батарей, чтобы не получить неожиданный сюрприз находясь на воде. Если 10-11В под нагрузкой, значит поря заряжать.
Далее встал вопрос о креплении головной части эхолота. Есть куча приспособлений, самодельных и заводских. Но они все громоздкие и не влезут в бокс.
Нужен был прочный, компактный, бытроразъемный механизм. Магниты от HDD для этих целей подходят идеально. Выбрал самые широкие из своих запасов (я на них собираю болты от ноутбуков во время разборки/сборки для ремонта).
Итак, снова примерка по месту и установка:
Магнит был залит клеевым пистолетом, как и все остальное.
На этом фото видны предохранители: один для прикуривателя (10А), второй для электростартера лодочного мотора (30А).
Внешняя часть крепления эхолота должна быть достаточно широкой, чтобы выдерживать боковые нагрузки и не опрокидываться. Вместе с тем должна быть достаточно компактной. Поэтому просто прикрутить магнит не выход. Пришлось ограбить полку с кремами жены.
Сначала крепим магнит, потом стойки, потом все заливаем клеем.
Собрал поздней осенью, в боевых условиях еще не испытывал.
Спасибо всем, кто дочитал. Следующий пост будет о фонарях-светильниках, а потом про лодочный мотор.
Найдены возможные дубликаты
Теперь еще и сюда задам вопрос. Как планируете заряжать АКБ?
Идея отличная. Вопрос: как заряжаете аккумуляторы?
Рыбаков ждут серьезные проблемы: запрет на ночную и подводную ловлю.
Рыбаков ждут серьезные запреты: на ночную и подводную ловлю.
Осложнить жизнь рыболовам-любителям намерен Минсельхоз. Чиновники хотят увеличить число запрещенных способов рыбалки. Как стало известно «МК», в ведомстве уже готов проект поправок к законопроекту «О любительском рыболовстве».
Напомним, проект отдельного закона для рыбаков-любителей был внесен в Госдуму еще в конце 2012 года. С тех пор он был принят только в первом чтении, зато вобрал в себя различные поправки. Новая порция корректировок от Минсельхоза предполагает довольно масштабные изменения. Во-первых, чиновники хотят, чтобы иностранцы могли рыбачить на российских водоемах только за деньги. Тарифы будут разрабатывать власти регионов. Во-вторых, вводится понятие индивидуальной нормы добычи. Это максимальное количество даров рек и озер, которое один рыбак сможет выловить за год (или меньший период времени). Наконец, самая мощная поправки коснется запретных способов рыбалки. В нынешней версии законопроекта их всего два: вылов при помощи сетей и «убойная» рыбалка с использованием химикатов, электротока и взрывчатки. К ним авторы изменений планируют добавить еще несколько методов рыбной ловли. Если поправки будут одобрены, под запрет попадет отдых с удочкой на пляже и в других местах массового отдыха граждан у воды. Также нельзя будет разложить снасти ночью под светом фонаря. Подводная охота, в частности с аквалангом, тоже окажется вне закона. Если рыбак решит пострелять в прыткую рыбешку из специального пистолета или ружья для подводной охоты даже стоят на берегу или в лодке, это тоже будет считаться нарушением. Наконец, рыболовные гаджеты также могут быть запрещены. Здесь речь идет о всевозможных локаторах, эхолотах и прочих «шпионских» средствах слежения за обитателями водного мира.
Комментирует ихтиолог Алексей ЦЕССАРСКИЙ:
«Против рыбалки с аквалангом выступают большинство самих рыбаков. Такой метод дает преимущество перед теми, кто рыбачит из лодки или с берега. Хотя, если будут установлены индивидуальные нормы, кому какое дело, что один рыбак поймает свою норму быстрее другого? Запрет на рыбалку с фонарями — это бред. Многие любят рыбачить именно ночью, это отдельное хобби. В итоге получится, что в темное время вместо легальных рыбаков на водоемы придут браконьеры. То же самое и про рыбалку рядом с местами отдыха. На состояние рыбы это никак не влияет, поэтому не вижу смысла в таком запрете. Что касается запрета на гаджеты, то это также вряд ли оценят рыбаки. Простенькие эхолоты есть сейчас у всех. Кроме того, популярны подводные видеокамеры, которые опускаются под воду на шнуре. Они ничем не вредят экосистеме, а играют просветительскую роль. Рыбак может понаблюдать, что происходит под водой».
Электрика в лодке и крепление эхолота
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20.
Походное положение, все в сборе.
Изначально еще на старой лодке без мотора, наверное как и большинство я использовал инструментальный ящик в котором ездил и сам эхолот и его датчик с аккумулятором. В походном положении эхолот изымался из ящика и барашками крепился к его крышке. Все это меня вполне устраивало со старым Garmin 551dv, который занимал мало места и мог целый день отработать от 12В аккумулятора емкостью 9А/ч. Первые выезды на новой лодке с 9 дюймовым эхолотом и датчиком размером со средний термос, да еще и под мотором, да еще и по волне показали: во-первых — все это добро в старый ящик не лезет, во-вторых — параллельной спарки двух 9А/ч аккумуляторов не хватает даже на 4 часа работы, в-третьих — на хорошей волне все это летает по всей лодке, да и вобще с учетом веса головы эхолота выглядит хлипко.
Прикинув новое решение с ящиком для перевозки и одновременном хранении батареи, от ящика решено было отказаться. Необходимые размеры ящика были 57x50x30см, а такой гроб перед носом в лодке мне точно не нужен Задача автоматом разделилась на две части: перевозка, и походный режим.
Кейс для перевозки
С перевозкой все достаточно просто, алюминиевый кейс, коих полно в строительных гипермаркетах справился с этой задачей на 5. В него идеально влезает голова, датчик, струбцина и все необходимые провода.
Вот такой вот набор прижился в чемодане
Теперь подберемся к походному режиму. Ликтросов в моей лодке нет, банки надувные (под них ничего не спрятать и к ним ничего не пришурупить), да и я ярый не любитель комодов и других славянских шкафов из фанеры с соответствующим весом. Взвесив все за и против, решил что лучшим местом для головы эхолота будет именно надувная банка перед шкиперским местом, сажать я на нее перед собой никого не буду в любом случае, чтоб обзор не загораживал, а так и эхолот перед глазами и в случае чего веслами не помешает воспользоваться. Фабричные крепления вроде Баджеровского юнимаунта вполне хороши, но вкручивание болтов, и чего уж там их цена (3000 рублей за три резиновых пятака и банку клея) свели на нет их применимость. Но сама идея достойна внимания.
Рым леерный малый.
Знакомьтесь — рым леерный малый тип В, и всего 30р за штуку. Мне понадобилось три. Два на верхнюю плоскость банки, на них приходится весь вес головы и основная нагрузка, и один под 90 градусов перпендикулярно, на боковой плоскости банки, для избежания трения крепления об банку и чтоб вся конструкция в сборе не тряслась на волне. Кроме того ничего не надо клеить на саму лодку, только на банку, а раз банка съемная, то в случае чего ее можно перевернуть рымами вниз и получим таки чистое сидячее место (ну вдруг эхолот не нужен будет).
Оставим пока крепление и перейдем к подготовительному этапу — электрике. Скорость пожирания заряда аккумулятора эхолотом не оставляет выбора — в лодке должна быть зарядка батареи от движка. Да и поскольку лодка с НДНД а значит пользоваться насосом-лягушкой в ней тот еще геморрой, необходимость полноценных 12В на борту еще острее.
Сердце лодки — пламенный мотор
Что хорошо, так это то, что инженеры Ямахи предусмотрели на своих 15шках генератор 6А 80Вт переменного тока, и даже вывели штатный разъем с этим добром. А вто что плохо, так это то, что штатный выпрямитель-регулятор на высоких оборотах выдает не 12-14В а все 40 а то и больше. Пришлось менять.
С этого гнезда скоро получим свои 12В.
Ключ на 6, отвертка, пассатижи и 10 минут времени и я счастливый обладатель 12-14В в зависимости от оборотов на штатном разъеме мотора. Заручившись помощью наших трудолюбивых желтых друзей с алиэкспресс, и «немного» подождав, получаю ящик, провода, блок предохранителей, сами предохранители, влагозащищенные разъемы, и всякие ништяки в виде влагозащищенных вольтметра, кнопок и гнезд USB приступаю к завершающему этапу — сборке всего и вся. Для начала дом для аккумулятора.
Тут живет батарейка.
Шланг справа подключается к разъему на моторе, все соединения герметичные. Зеленая круглая кнопка, включает/отключает зарядку от мотора. Провод слева идет к держателю головы эхолота и блоку розеток, в случае необходимости к нему же может быть подключен электронасос браво, оснащенный таким же разъемом. Сам аккумуляторный ящик крепится за шкиперской банкой рядом с транцем ремнем через рым кольца на дне и баллоне, так же и там же но с другой стороны крепится бензобак на 24л. В итоге на волне ничего не скачет и под ногами ничего не мешает.
Блок розеток, он же крепеж головы эхолота, он же столик, традиционно собран из говна и палок, а именно какого-то пластикового короба, пластиковой разделочной доски, пары металлических уголков и кучи шурупов винтиков гаек и шайбочек Вес этой конструкции без головы эхолота получился грамм 250-300.
На морде имеем вольтметр, кнопку включения/отключения блока, и 4 влагозащитных USB гнезда для зарядки телефонов, фотиков и т. п.
Подаем питание от аккумуляторного бокса на приемный разъем с правой стороны и видим что у нас с напряжением.
Врубаем блок розеток.
Вид справа и тот самый приемный разъем для подключения к аккумуляторному боксу.
А вот на виде снизу, наглядно виден принцип крепления всего этого дела к банке, который прост как три копейки. Лыжи-уголки могут находиться в двух положениях: максимально раздвинуты и максимально сомкнуты. Разводим уголки, ставим конструкцию на банку, попадаем зафиксированными шурупами в отверстия в рымах и смыкаем уголки. Все, осталось вставить штангу в нижний рым и зафиксировать барашком.
Вид снизу. Лыжи-уголки разведены.
Вид снизу. Лыжи сомкнуты. Если бы меж ними были рымы, то шурупы параллельные плоскости столика, плотно вошли бы в отверстия рымов.
Для переноски штанга для фиксации в третьем рыме складывается, чтоб не мешалась
Дальше все совсем просто, шурупы которые крепят лыжи, и благодаря которым эти лыжи сдвигаются/раздвигаются с другой стороны столика зафиксированы самоконтрящимися гайками и «обарашены» для крепления головы эхолота
Сажаем голову на барашки. Четыре штуки за глаза.
Подключаем питание эхолота на одно из гнезд левой стороны блока-крепления.
Ну вот и готово. Походное в лодке можно увидеть на главной фотографии.
Осталось найти какой-нибудь прорезиненный или шероховатый материал и обклеить поверхность столика, чтоб не скользил. Внутри короба с разъемами стоит блок предохранителей, для каждой розетки и разъема. Короб герметичный, присобачен к «столешнице» через резиновый уплотнитель, прямо вот под воду макать наверное не стоит но и брызг не боится. В завершении еще несколько ракурсов.
Крепление комплектной станины эхолота барашками.
Вид сзади. Ручка доски — хороший органайзер для кабелей.
В машине эта штуковина ездит в одной сумке с лодочным насосом и аптечкой-зипом для мотора. В походном состоянии под установленный блок розеток встает большая раполовская сумка с приманками. На этом история с электрикой и креплением головы структурника пока закончена, все вполне функционально и устраивает. А вот изыскания по установке датчика продолжаются, струбцина даже как временный вариант доставляет массу неудобств и точно не приживется надолго, будем думать.