Меню

За что наказала артемида охотника актеона

За что наказала артемида охотника актеона

Тициан «Артемида (Диана) и Актеон» (1556-1559)

Изложено по поэме Овидия «Метаморфозы».

Однажды охотился Актеон со своими товарищами в лесах Киферона. Настал жаркий полдень. Утомленные охотники расположились на отдых в тени густого леса, а юный Актеон, отделившись от них, пошел искать прохлады в долинах Киферона. Вышел он на зеленую, цветущую долину Гаргафию[*], посвященную богине Артемиде. Пышно разрослись в долине платаны, мирты и пихты; как темные стрелы высились на ней стройные кипарисы, а зеленая трава пестрела цветами. Прозрачный ручей журчал в долине. Всюду царила тишина, покой и прохлада. В крутом склоне горы увидел Актеон прелестный грот, весь обвитый зеленью. Он пошел к этому гроту, не зная, что грот часто служит местом отдыха дочери Зевса, Артемиде.

Когда Актеон подошел к гроту, туда только что вошла Артемида. Она отдала лук и стрелы одной из нимф и готовилась к купанью. Нимфы сняли с богини сандалии, волосы завязали узлом, и уже хотели идти к ручью зачерпнуть студеной воды, как у входа в грот показался Актеон. Громко вскрикнули нимфы, увидав входящего Актеона. Они окружили Артемиду, они хотят скрыть ее от взора смертного. Подобно тому как пурпурным огнем зажигает облака восходящее солнце, так зарделось краской гнева лицо богини, гневом сверкнули ее очи, и еще прекраснее стала она. Разгневалась на то Артемида, что Актеон нарушил ее покой, в гневе Артемида превратила несчастного Актеона в стройного оленя.

Ветвистые рога выросли на голове Актеона. Ноги и руки обратились в ноги оленя. Вытянулась его шея, заострились уши, пятнистая шерсть покрыла все тело. Пугливый олень обратился в поспешное бегство. Увидел Актеон свое отражение в ручье. Он хочет воскликнуть: «О, горе!» – но нет у него дара речи. Слезы покатились у него из глаз – но из глаз оленя. Лишь разум человека сохранился у него. Что делать ему? Куда бежать?

Собаки Актеона почуяли след оленя; они не узнали своего хозяина и с яростным лаем бросились за ним.

Через долины по ущельям Киферона, по стремнинам гор, через леса и поля, как ветер, несся прекрасный олень, закинув на спину ветвистые рога, а за ним мчались собаки. Все ближе и ближе собаки, вот они настигли его, и их острые зубы впились в тело несчастного Актеона-оленя. Хочет крикнуть Актеон: «О, пощадите! Ведь это я, Актеон, ваш хозяин!» – но только стон вырывается из груди оленя, и слышится в этом стоне звук голоса человека. Упал на колени олень-Актеон. Скорбь, ужас и мольба видны в его глазах. Неизбежна гибель, – рвут его тело на части рассвирепевшие псы.

Подоспевшие товарищи Актеона жалели, что нет его с ними при таком счастливом лове. Дивного оленя затравили собаки. Не знали товарищи Актеона, кто этот олень. Так погиб Актеон, нарушивший покой богини Артемиды, единственный из смертных, видевший небесную красоту дочери громовержца Зевса и Латоны.

Артемида — покровительница охоты

Я воспеваю Артемиду с золотыми стрелами,
Святую девственницу, чьи стрелы достигают оленя,
Сестру Аполлона, которая владеет золотым мечом,
Ездит верхом по горам и вершинам, обвеваемым ветрами;
Она натягивает лук и пускает смертельные стрелы.

Сестра Аполлона Артемида (Диана) появилась на свет вместе со своим братом. С тех пор их связывает самая тесная дружба. Вместе с братом она мстит за честь своей матери Лето (Латоны), губит детей несчастной Ниобы. Разнообразие мифов и имен богини свидетельствует о ее особом культе в Древней Греции.

Издавна Артемида почиталась как богиня луны и плодородия. Жители города Эфеса, которому она покровительствовала, решили возвести в ее честь мраморный храм, опоясанный двойными рядами колонн. Его строительство осуществляло несколько поколений архитекторов, и продолжалось оно более 120 лет. В 550 г. до н. э. взорам современников открылось легкое, изящное беломраморное здание с великолепной отделкой и вызвало восхищение и удивление. Не случайно храм был причислен к одному из семи чудес света.

К сожалению, храм в Эфесе, где находились огромные богатства, был разграблен и разрушен. Немало лет потребовалось археологам для того, чтобы воссоздать его первоначальный облик. Святилище храма украшала статуя Артемиды, на платье которой были изображены дары земли и животные.

Читайте также:  Приказ курской области по охоте

Артемида — богиня охоты, вот почему ее непременными атрибутами являются колчан, золотой лук и факел. Охотится она по лесам и горам в сопровождении неизменно преданных юных нимф. Рядом с ней олень и собака — ее священные животные. Никому не спастись от не знающих промаха стрел Артемиды: ни разъяренному кабану, ни пугливому оленю, ни робкой лани. Не являются исключением и люди. Жестоко покарала она охотника Ориона, попытавшегося соперничать с ней в искусстве охоты.

Скульптор Леохар запечатлел Диану-охотницу в одном из лучших своих произведений. В быстром стремительном беге Артемида достает стрелу из колчана. Рядом ее священное животное — лань, которую она крепко держит за красивые ветвистые рога. Легкая развевающаяся туника не мешает Артемиде быстро передвигаться по долинам и горам. Скульптором мастерски передан ракурс устремляющегося вперед тела и обращенный назад уверенный взгляд богини.

Леохар. Диана-охотница. Римская копия с греческого оригинала. IV в. до н. э. Лувр, Париж

Любит Артемида отдыхать после охоты в увитых зеленью гротах или вблизи прохладных источников, опасаясь взоров простых смертных. Этот сюжет стал особенно популярным в живописи XVII— XVIII вв. В картине французского художника Франсуа Буше «Купание Дианы» изображена очаровательная богиня, только что вышедшая на берег после купания. Кажется, что ее ослепительной красоте может позавидовать не только находящаяся рядом нимфа, но и все живое на земле. Может быть, впервые в истории искусства художник осмелился нарушить давнюю традицию, запрещавшую изображать богиню целомудрия и девственности обнаженной.

Справа от Дианы — подстреленная дичь, а слева — постоянные атрибуты: колчан со стрелами и две собаки, сопровождавшие ее во время охоты. На голове Дианы можно различить полумесяц — явный намек на то, что в мифологии она одновременно почиталась и как богиня Луны.

Ф. Буше. Купание Дианы. 1742 г. Лувр, Париж

Однажды, когда Артемида купалась в источнике, простой смертный охотник Актёон случайно увидел ее. Испуганные нимфы бросились к богине, стараясь укрыть ее от восхищенных взоров. Но тщетно: разгневанная богиня окропила водой голову несчастного охотника и сказала: «Иди теперь и, если можешь, похвались тем, что видел купающуюся Диану». Тотчас же на голове Актеона выросли ветвистые оленьи рога, уши и шея удлинились, а руки превратились в тонкие ноги. Все его тело покрылось волосами. Объятый ужасом, он убежал и вскоре в бессилии упал вблизи ручья. Взглянув на свое отражение в воде, он увидел оленя, в которого превратила его Артемида. Он хотел бежать дальше, но его собственные собаки в ярости кинулись на него и разодрали в клочья.

В росписи античного кратера запечатлен миф об Артемиде и Актеоне. В стремительном беге, обернувшись назад, Артемида стреляет из лука в упавшего на колени дерзкого охотника Актеона. В отчаянной мольбе он протягивает руки к всесильной богине в надежде на ее милость. Несомненно, художник стремился передать в этой росписи драматизм происходящего.

Артемида и Актеон. Роспись античного кратера. Ок. 450 г. до н. э. Музей изящных искусств, Бостон

В эпоху Возрождения к этому мифологическому сюжету обратился итальянский художник Тициан. В картине «Диана и Актеон» воспроизведена драматическая сцена расправы Артемиды над юным охотником Актеоном. Кроваво-красное одеяние богини, решительно поднятый вверх лук, из которого безжалостно пущена стрела, не предвещают ничего, кроме неотвратимого наказания и близкой смерти. Тщетно пытается несчастный Актеон отбиваться от своры разъяренных собак.

Тициан. Диана и Актеон. 1562 г. Национальная галерея, Лондон

Особая роль в картине придается изображению тревожного пейзажа, переданного мертвенно-бледными тонами и энергичными мазками кисти художника. Стремителен бег грозовых, свинцово-черных туч, беспокойно шепчутся развеваемые ветром кусты и деревья, мелкая рябь покрыла водную поверхность ручья. Яркие всполохи зарниц лишь усиливают напряженность и трагизм происходящего.

Лишь один-единственный миф говорит о любви Артемиды к простому смертному, прекрасному юноше Эндимиону. Не желая нарушить данного ранее обета безбрачия, она, прежде чем поцеловать юношу, погрузила его в вечный сон. (По другой версии, это осуществил Зевс.) Существующее сейчас выражение «спать сном Эндимиона» означает глубокий и беспробудный сон.

Читайте также:  Определить одушевленное или неодушевленное существительное охотники

Н. К. Калмаков. Артемида и спящий Эндимион. 1917 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Яркая красочность, эффектная декоративность и необычность композиции отличают картину русского художника Николая Константиновича Калмакова «Артемида и спящий Эндимион». На ней запечатлен момент, когда богиня охоты Артемида, плененная красотой пастуха Эндимиона, любуется погруженным в глубокий сон юношей. Чары любви столь сильны и всемогущи, что создается впечатление, что этот сон будет длиться вечно. Сложная композиция картины (тондо в квадрате), мастерски переданный ритм форм, линий и орнаментов особенно впечатляют зрителей.

Вопросы и задания

  1. Что вы могли бы рассказать о происхождении, покровительстве и атрибутах Артемиды? Почему культ этой богини был так популярен в Древней Греции?
  2. Почему храм, воздвигнутый в ее честь в городе Эфесе, был причислен к одному из семи чудес света? Какая статуя богини украшала святилище этого храма?
  3. Что отличает изображение Дианы-охотницы, выполненное античным скульптором Леохаром?
  4. Почему сюжет купания Дианы стал так популярен в европейской живописи XVII—XVIII вв.? Опишите одно из известных вам произведений.
  5. За что наказала Артемида охотника Актеона? Как об этом рассказывают произведения изобразительного искусства?
  6. Какое художественное воплощение получил миф о любви Артемиды к прекрасному юноше Эндимиону? Что означает крылатое выражение спать сном Эндимиона?

Ж. Гудон. Диана с оленем. XVI в. Лувр, Париж

Творческая мастерская

  1. Познакомьтесь со скульптурой французского художника Жана Гудона «Диана с оленем». Как изображена Диана — покровительница охоты? Какие атрибуты и почему запечатлел здесь художник?
  2. Рассмотрите скульптуру русского художника И. П. Прокофьева «Актеон, преследуемый собаками». Как в ней передан известный вам мифологический сюжет? Попробуйте описать это произведение.

И. П. Прокофьев. Актеон, преследуемый собаками. Бронза. Ок. 1764 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • Оппозиция (177)
  • «Серебряный век» русской поэзии (84)
  • Коррупция. НКО (65)
  • Алины сказки (26)
  • Афоризмы и цитаты (77)
  • Велика страна моя родная (195)
  • Взгляд (955)
  • Видеоклипы (882)
  • Видеоролики (747)
  • Графомания (69)
  • Всячина отсебятина (48)
  • ЖЗЛ (325)
  • Живопись и графика (765)
  • В жанре НЮ (6)
  • Иллюстрации (100)
  • Сюрреализм (34)
  • Фэнтези (9)
  • Эротика (11)
  • Жить без любви, конечно, можно. (30)
  • Интернет и другие СМИ (41)
  • Искусство (261)
  • Кинофильмы (83)
  • Танец (33)
  • Театр (54)
  • История (1366)
  • Древний мир (194)
  • Личности в истории и политике (612)
  • История и современность (299)
  • Культура и антикультура (80)
  • Мода и стиль (6)
  • Легенды и мифы (356)
  • Славянский мир (85)
  • Литература и публицистика (459)
  • О поэтах и писателях (237)
  • Музыка и песня (876)
  • Музыкальная классика (160)
  • Мультфильмы (80)
  • На мировой арене (1660)
  • Зарубежье (540)
  • Горячие точки планеты (78)
  • Наука (9)
  • Поэзия (332)
  • Природа (51)
  • Противостояние (562)
  • Психология, философия (369)
  • Социология (170)
  • Размышлизмы (218)
  • Религия, мистика, суеверия (85)
  • Реплика (350)
  • Рубрики дневника А.М.К (3)
  • Рубрики Дневника А.М.К. (1)
  • Сказки и о сказках (67)
  • Схемы (14)
  • Экономика, политика и аналитика (1669)
  • На злобу дня. Новости. (409)
  • О политике с юмором (149)
  • Это было однажды. (146)
  • Притча (37)
  • Это интересно (150)
  • Юмор, сатира, сарказм (455)
  • Анекдоты (41)
  • Язык и речь (93)
  • Этимология (56)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

За что Артемида превратила в оленя Актеона

Понедельник, 16 Июля 2018 г. 14:49 + в цитатник

Артемида (у римлян Диана) — одна из древнейших богинь Греции. Артемида — богиня-охотница.

Вечно юная, прекрасная богиня родилась на Делосе в одно время с братом своим, златокудрым Аполлоном. Они близнецы. Самая искренняя любовь, самая тесная дружба соединяют брата и сестру. Глубоко любят они и мать свою Латону. Всем дает жизнь Артемида. Она заботится обо всем, что живет на земле и растет в лесу и в поле. Заботится она о диких зверях, о стадах домашнего скота и о людях. Она вызывает рост трав, цветов и деревьев, она благословляет рождение, свадьбу и брак. Богатые жертвы приносят греческие женщины славной дочери Зевса Артемиде, благославляющей и дающей счастье в браке, исцеляющей и насылающей болезни.

Читайте также:  Охота с прибором для охоты

П. П. Рубенс.»Диана и нимфы на охоте»1616.

С луком и колчаном за плечами, с копьем охотника в руках, весело охотится в тенистых лесах и залитых солнцем полях. Шумная толпа нимф сопровождает ее, а она, величественная, в короткой одежде охотницы, доходящей лишь до колен, быстро несется по лесистым склонам гор. Не спастись от ее не знающих промаха стрел ни пугливому оленю, ни робкой лани, ни разъяренному кабану, скрывающемуся в зарослях камыша. За Артемидой спешат ее спутницы-нимфы. Веселый смех, крики, лай своры собак далеко раздаются в горах, и отвечает им громко горное эхо.

Когда же утомится богиня на охоте, то спешит она с нимфами в священные Дельфы, к любимому брату, стреловержцу Аполлону. Там отдыхает она. Под божественные звуки золотой кифары Аполлона водит она хороводы с музами и нимфами. Впереди всех идет в хороводе Артемида, стройная, прекрасная; она прекраснее всех нимф и муз и выше их на целую голову. Любит отдыхать Артемида и в дышащих прохладой, увитых зеленью гротах, вдали от взоров смертных. Горе тому, кто нарушает покой ее.

Так погиб и юный Актеон, сын Автонои, дочери фиванского царя Кадма.


Бартоломеус Шпрангер. Диана и Актеон.

Из поэмы Овидия «Метаморфозы»

Однажды охотился Актеон со своими товарищами в лесах Киферона. Настал жаркий полдень. Утомленные охотники расположились на отдых в тени густого леса, а юный Актеон, отделившись от них, пошел искать прохлады в долинах Киферона. Вышел он на зеленую, цветущую долину Гаргафию, посвященную богине Артемиде. Пышно разрослись в долине платаны, мирты и пихты; как темные стрелы высились на ней стройные кипарисы, а зеленая трава пестрела цветами. Прозрачный ручей журчал в долине. Всюду царила тишина, покой и прохлада. В крутом склоне горы увидел Актеон прелестный грот, весь обвитый зеленью. Он пошел к этому гроту, не зная, что грот часто служит местом отдыха дочери Зевса, Артемиде.

Актеон застает Артемиду купающейся. Louis Galloche, 1732)

Когда Актеон подошел к гроту, туда только что вошла Артемида. Она отдала лук и стрелы одной из нимф и готовилась к купанью. Нимфы сняли с богини сандалии, волосы завязали узлом, и уже хотели идти к ручью зачерпнуть студеной воды, как у входа в грот показался Актеон. Громко вскрикнули нимфы, увидав входящего Актеона. Они окружили Артемиду, они хотят скрыть ее от взора смертного. Подобно тому как пурпурным огнем зажигает облака восходящее солнце, так зарделось краской гнева лицо богини, гневом сверкнули ее очи, и еще прекраснее стала она. Разгневалась на то Артемида, что Актеон нарушил ее покой, в гневе Артемида превратила несчастного Актеона в стройного оленя.

Ветвистые рога выросли на голове Актеона. Ноги и руки обратились в ноги оленя. Вытянулась его шея, заострились уши, пятнистая шерсть покрыла все тело. Пугливый олень обратился в поспешное бегство. Увидел Актеон свое отражение в ручье. Он хочет воскликнуть: «О, горе!» — но нет у него дара речи. Слезы покатились у него из глаз — но из глаз оленя. Лишь разум человека сохранился у него. Что делать ему? Куда бежать?

Собаки Актеона почуяли след оленя; они не узнали своего хозяина и с яростным лаем бросились за ним.

Через долины по ущельям Киферона, по стремнинам гор, через леса и поля, как ветер, несся прекрасный олень, закинув на спину ветвистые рога, а за ним мчались собаки. Все ближе и ближе собаки, вот они настигли его, и их острые зубы впились в тело несчастного Актеона-оленя. Хочет крикнуть Актеон: «О, пощадите! Ведь это я, Актеон, ваш хозяин!» — но только стон вырывается из груди оленя, и слышится в этом стоне звук голоса человека. Упал на колени олень-Актеон. Скорбь, ужас и мольба видны в его глазах. Неизбежна гибель, — рвут его тело на части рассвирепевшие псы.

Подоспевшие товарищи Актеона жалели, что нет его с ними при таком счастливом лове. Дивного оленя затравили собаки. Не знали товарищи Актеона, кто этот олень. Так погиб Актеон, нарушивший покой богини Артемиды, единственный из смертных, видевший небесную красоту дочери громовержца Зевса и Латоны.