Меню

Заведующий у бояр охотой

Боярин, ведавший царской соколиной охотой, глава Сокольничего приказа

Последняя бука буква «й»

Ответ на вопрос «Боярин, ведавший царской соколиной охотой, глава Сокольничего приказа «, 11 (одиннадцать) букв:
сокольничий

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова сокольничий

Определение слова сокольничий в словарях

Википедия Значение слова в словаре Википедия
»’Сокольничий »’ — один из старинных чинов княжеского двора, стоявший во главе соколиной охоты, а иногда и всех учреждений военно-княжеской охоты (должность сокольничего почти всегда соединялась с должностью ловчего ). В боярских книгах сокольничие впервые.

Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
придворная должность и чин в великокняжеском хозяйстве на Руси 14-17 вв., заведующий княжеской охотой. В кон. 16-17 вв. глава Сокольничьего приказа.

Примеры употребления слова сокольничий в литературе.

Сокольничий еще несколько секунд был неподвижен, а потом осторожно поднял голову и, открыв глаза, недоуменно взглянул на блестящее лезвие, глубоко вонзившееся в помост рядом с плахой.

Окрестности Москвы заселены княжескими оброчниками и купленными людьми, княжескими промышленниками — бобровниками, сокольничими, псарями, конюхами.

Если до сих пор сокольничему было трудно заставить пажа продолжать путь, то теперь это стало совершенно невозможно.

Схлынувшую толпу рясоносных братий сменила столь же густая толпа бояр и слуг — постельничих, дворецких, ключников, придверников, конюшенных, псарей, сокольничих, слуг под слугами.

Крупный селезень, теряя перья и кувыркаясь, полетел вниз, а челиг, сделав немыслимый прыжок в воздухе, подбил утку и успел, настигнув стаю, ухватить вторую, которую и понес в когтях, снижаясь на призывный свист сокольничего.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Из истории русского дворянства. Охота.

Пора, пора! рога трубят;
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят,
Борзые прыгают на сворах.

А.С. Пушкин. «Граф Нулин»

Русская охота. Одна из любимейших забав дворянского общества достигает своего пика в XIX веке. Достаточно почитать Тургеневские «Записки охотника» или посмотреть на картину Василия Перова «Охотники на привале», и уже предстает взором красота русских полей, пахнет прелой листвой и костерком, а вокруг лают собаки.

Об охоте писали Пушкин и Лермонтов, Толстой и Тургенев. Достаточно вспомнить повесть Александра Пушкина «Дубровский», чтобы понять какую огромную часть помещичьего быта занимает охота. Вот как автор описывает роскошную псарню богатого барина Троекурова: «Хозяин и гости пошли на псарный двор, где более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирилла Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят. Кирилла Петрович гордился своим прекрасным заведением. » Псарня хозяина была настолько богата, что даже его псарь говаривал, что «иному и дворянину не худо было бы променять усадьбу на любую здешнюю конуру. Ему было б и сытнее, и теплее».

Соколиная охота

Соколиная охота была страстью многих русских царей. Одним из них был Алексей Михайлович Романов. Он как никто понимал всю прелесть соколиной и кречетной охоты. Для этого он содержал целый штат сокольничих (более двухсот человек) и содержал более трех тысяч охотничьих птиц (соколов, ястребов, кречетов), а также имел огромную стотысячную голубятню для выкорма и тренировки птиц. В низовьях реки Яузы раскинулась сокольничья слободка. Здесь, в этих местах, государь и устраивал соколиную охоту. Именно поэтому этот район на северо-Востоке Москвы получил название «Сокольники», а место это превратилось в лесопарковую зону. Охотился государь и в Коломенском, и в других местах близ Москвы.

Знающий толк в соколиной охоте и страстно любивший ее государь Алексей Романов издал «Урядник сокольничья пути» — наставление о соколиной охоте. Здесь и описание птиц, их повадки и привычки, и о красоте соколиной охоты, и даже забава сия хороша, но увлекаться не следует. Как говориться в народной мудрости «Делу время, а потехе — час».

Для царской охоты птиц доставляли из Сибири. Там по берегам Печоры специальные ловчие выслеживали и отлавливали соколов и кречетов. Кречеты особенно дорого ценились за красоту полета и охотничью ловкость. Особо славились кречеты редкой окраски, с красно-серыми крыльями, пестрые и белые. Государь любил и узнавал своих птиц, поэтому решил давать им имена: Малец, Буян, Смеляй, Беляй, и даже мифическое имя Гамаюн.

Воспитание ловчей птицы стоило особого труда. Птицам связывали ноги, приучали к руке, подолгу не давая спать, когда она взлетала, ее тут же возвращали, да и привязь не давала далеко улетать. Так постепенно кречетов и соколов приучали слушаться сокольника и всегда возвращаться обратно. Выученная птица стоила баснословно дорого. И когда государь отправлял в дар другим правителям, например в Персию, этих роскошных птиц — это считалось лучшим и самым дорогим подарком.

Читайте также:  Солоньяк одежда для охоты

С течением веков царская соколиная охота уступает место охоте псовой, которая становится в дворянской помещичьей среде настоящей страстью.

Если Вам понравилась статья, не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые. Не забывайте делиться комментариями.

Традиции охоты на Руси

Слово «охота» впервые появилось в русском языке в конце 15 века. До этого на Руси слово «лов» существовало для обозначения охотничьего промысла в целом. Охотничьи угодья назывались в свою очередь «ловищами». В 15-16 веках иностранных послов часто приглашали на охоту; они также получили часть добычи впоследствии. В частности, Федор I, однажды, послал им в качестве охоты — девять лосей, одного медведя и чернобурую лису.

В отличие от европейских стран, охота на Руси имела статус не столько развлекательный, сколько промысловой.

В России всегда были умелые звероловы: и промысловики, и охотники-любители. И это не удивительно. Охота у русских народов буквально в крови – ещё Геродот в 5 веке до нашей эры охарактеризовал наших далёких предков как кочевников и ловких звероловов. А арабские географы и путешественники 10-ого века писали о торговцах роскошными мехами, прибывших на Чёрное море с севера.

Право пользования охотничьими угодьями в России было когда-то предоставлено каждому социальному классу. Но, князья пользовались особыми привилегиями, что обуславливалось высоким рангом и богатыми угодьями.

Популярность того или иного способа охоты во многом зависела от периода царствования. Если для крестьян основным оставался промысел при помощи подручного оружия, то для царской охоты использовались специально обученные животные. При Петре II наибольшее распространение получила псовая охота с участием егермейстеров, во время царствования Анны Иоанновны – травля животных и соколиная охота с использованием ружей.

Хотя православное духовенство часто и не одобряло охоту, этим лицам было разрешено питаться самим и кормить своих лошадей, собак за счет охотников или даже требовать участия в охоте. Русская императорская охота возникла из охотничьих традиций ранних русских правителей (великих князей и царей), под влиянием охотничьих обычаев европейских королевских дворов. Царские охоты были организованы в основном в Петергофе, Царском Селе и Гатчине.

Наибольшее распространение получила промысловая охота с целью добычи шкурок куницы, бобра, белки или соболя. Пушнина добывалась преимущественно в западных регионах, куницы, белки и бобры – в полосе широколиственных лесов и лесостепи. Большое значение имела охота на диких копытных – косулю, лося, сайгака, благородного оленя. В большом количестве сетями отлавливались птицы, включая лебедей. В Московии обычным делом считалась охота на выдру и бобра, но после XVIII века она постепенно уступила место отлову тетеревов, лисиц, зайцев и лося.

Популярность того или иного способа охоты во многом зависела от периода царствования. Если для крестьян основным оставался промысел при помощи подручного оружия, то для царской охоты использовались специально обученные животные. При Петре II наибольшее распространение получила псовая охота с участием егермейстеров, во время царствования Анны Иоанновны – травля животных и соколиная охота с использованием ружей.

Из всех русских правителей только царь Фёдор Алексеевич и Пётр I не занимались охотой. Царь Фёдор был болезненным человеком, а его единокровный брат Пётр считал это недостойным для себя делом. Но зато все последующие правители России подняли царскую охоту на небывалый уровень грандиозности, пышности и размаха. Охота стала ещё более зрелищной, масштабной по количеству участников и добытому зверю. Среди охотников можно было встретить иностранных гостей и высшую русскую знать. Их костюмы поражали своей дороговизной. Иногда охота длилась несколько дней, и тогда разбивались шатры, подавались дорогие напитки и угощения, играла музыка. За время такой охоты уничтожались сотни животных. Если говорить современным языком, охота при императорах превратилась в красочное шоу, своеобразную пиар-акцию. В разумные рамки царская охота вернулась только при Александре I.

Благодаря разнообразию огромных охотничьих угодий и обитавшему там зверю, охота на Руси развилась в разных формах: традиционная русская соколиная, псовая и ружейная охота.

Соколиная охота – самый древний вид забавы русских князей и царей. Она пришла к нам с Востока и считалась исключительным правом государственных особ, и поэтому «простым смертным» было запрещено содержать ловчих птиц. Для охоты использовались соколы, кречеты и ястребы, которых вылавливали у побережий северных морей. Содержание соколятни с прислугой и птицами обходилось князьям и царям в крупные суммы, но те вовсе не скупились. В «комплект» одной птицы царя Алексея Михайловича, например, входили украшенные камнями золотые клобучки, колокольцы, нагрудники и другие «аксессуары».

Иногда таких птиц преподносили в качестве дорогого и ценного подарка иностранным государям. Большими любителями соколиной охоты были Иван Калита, Дмитрий Донской, Борис Годунов, Михаил Фёдорович и его сын.

Читайте также:  Все мощные пневматические винтовки для охоты

Она пришла к нам вместе с модой на всё западное в конце 17 века. Благодаря лёгкости в добычи зверя и относительной дешевизне, эта охота быстро получила распространение среди бояр и средних слоёв общества. Цари же долгое время смотрели на неё как на холопскую забаву. Но с 19 столетия и она нашла своё признание в высших сферах. Применение ружья даёт возможность засадной, загонной, облавной охоты и преследование зверя. Любителем ружейной охоты был Александр II.

Этот вид охоты пришёл к нам от татарских и монгольских князей в 16 веке после присоединения Казани. И хотя с собаками любили поохотиться и цари, она была больше распространена среди бояр и помещиков в 18-19 веках. Для охоты использовались лошади, гончие и борзые собаки. Содержание этих животных также было превращено в демонстрацию личных богатств. Известны случаи, когда помещики продавали за одну борзую собаку семьи крепостных крестьян.
На охоте бояре редко бывали благоразумными, и часто губили животных больше, чем нужно, вытаптывали крестьянские поля и загоняли лошадей.
Псовой охоте отдавали предпочтение Василий III (считается, что он ввёл её в русскую традицию), Пётр II, Елизавета

Кто такие бояре: определение, история. Чем отличается боярин от дворянина

При слове «боярин» в голове сразу возникает образ довольно дородного мужчины в яркой парчовой шубе в пол и высокой шапке, отороченной мехом. И это понятно, ведь именно такое представление нам дает художественная литература, телевидение, кино, театр…

Однако даже само значение слова «бояре» остается загадкой, и споры среди историков и лингвистов на эту тему продолжаются до сих пор. Может быть правильней ставить вопрос, не кто, а что такое бояре?

Значение слова «боярин»

Откуда произошло слово «боярин», до сих пор остается вопросом дискуссионным как среди лингвистов, так и среди историков.

Одна из версий предполагает, что основой для словообразования могут служить такие славянские корни, как «бой» (битва) или же «болий» (большой). По другой считается, что этот термин произошел из тюрского языка и означает знатный, богатый муж.

Есть и еще одно предположение, пожалуй, более соответствующее истине, согласно которому это слово было позаимствовано у болгар. Дело в том, что в Болгарском государстве (681-1018 гг.) так называли военную аристократию, составляющую совет при царе и при этом пользующуюся привилегиями недоступными для других. Правда, это слово в оригинале звучало несколько иначе: боляре.

В любом случае ясно одно – вопрос «что такое бояре?» звучит некорректно, потому что боярами называли не какой-то предмет, а людей, причем занимающих особое, привилегированное положение в обществе.

Бояре на Руси

По упоминаниям в исторических документах стало известно, что первые бояре на Руси появились еще в Х веке, а боярство, как полноценное сословие, было сформировано уже к началу XI века. Так кто такие бояре?

По определению, бояре – это феодалы, принадлежащие к высшим слоям общества, аристократы. То есть люди, особо приближенные к князю (царю). Но прежде всего это потомки родоплеменной знати, владеющей значительными земельными территориями, а зачастую даже содержащие собственную воинскую дружину, что во времена феодальной раздробленности придавало им дополнительный вес в глазах князя.

Вплоть до конца XII века звание «боярин» было жалованным (наградным) и являлось высшим чином при дворе, позже его стали передавать по наследству.

Важные советники князя

Самые богатые, а соответственно и влиятельные русские бояре принимали активное участие в княжеской думе как советники князя. Зачастую их мнение было решающим при рассмотрении важных государственных вопросов, судебных тяжб или урегулировании междоусобиц. Кроме того, из бояр формировалась старшая дружина, управлявшая княжеским войском, при этом им позволялось распоряжаться землями, полученными во время военных захватов.

При первых князьях между боярами существовало различие. Они делились на княжеских и земских. Кто такие бояре земские, будет рассказано ниже. Что же касается княжеских бояр, то они составляли верхний иерархический слой княжеской дружины, правда, позже к ним примкнули бояре введенные и путные.

Бояре введенные и путные

Так называемые введенные бояре относились к категории феодалов, которые не могли похвастаться своей родовитостью и богатством, но тем не менее принятые (введенные) в круг избранных. Находились они при дворе для постоянной помощи князю в управлении отдельными ведомствами, составляющими дворцовую администрацию. Этот чин относился к думным, то есть его владельцы получали право принимать участие в закрытых собраниях, устраиваемых Боярской думой.

Путные бояре (дворцовые чиновники) по своему социальному статусу находились ниже бояр, которым позволялось участвовать в думских заседаниях. При княжеском дворе они занимали административные или же хозяйственные должности (постельного, конюшего, сокольничего и так далее). За исправную службу им жаловались вотчины, которые в дальнейшем могли передаваться по наследству.

Читайте также:  Хочу щенка для охоты

На весь период, пока боярин занимал какую-либо должность, а иногда и пожизненно, ему полагалось кормление (полное содержание за счет населения).

Земские бояре

Кто такие бояре земские, отчасти понятно из их названия. То есть это были потомки той родоплеменной знати, в собственности которых находились земельные участки, доставшиеся им, как и сам титул, по наследству. В своих землях этот вид бояр имел практически неограниченную власть и влияние, что придавало им дополнительную значимость и авторитет, так как во время ведения междоусобных войн именно земское боярство со своими людьми служило серьезной опорой и поддержкой для князя.

Вдобавок к боярству в XII веке начало зарождаться новое сословие – дворянство, которому было суждено играть важную роль в жизни России вплоть до 1917 года. Но если кто такие бояре, уже понятно, то откуда взялись и кто такие дворяне, – не совсем. И в этом стоит разобраться.

Кто такие бояре и дворяне

В XII веке дворянами стали называть вольных слуг, состоящих в услужении князей или же крупных бояр, из которых и состоял их двор. Дворян за свою службу поощряли помимо денежных вознаграждений еще и земельными наделами, но без передачи их в полную собственность, то есть земля продолжала оставаться во владении князя. И лишь с XV века дворянам было предоставлено право передавать жалованные участки по наследству либо отдавать их в качестве приданного, что существенно подняло их общее положение в обществе.

Таким образом, если в XII веке бояре и дворяне могли быть связаны между собой, как хозяин и слуга соответственно, то уже к XV веку по своему социальному статусу они практически сравнялись.

С XVI века звание «боярин», которое с конца XII могло только передаваться по наследству, вновь становится чином для «служилых людей», автоматически дававшим право его владельцу посещать заседания Боярской думы.

Боярские чины

  • Боярин и слуга – чин соответствовал положению Первого министра и являлся высшей наградой за государственную службу.
  • Боярин и оружейничий – появился в 1677 году. Обладатель чина ведал царской оружейной комнатой, а вместе с ней и приданными мастерами и художниками.
  • Боярин и конюший – в ведении боярина находились все конные заводы и конюшни. К тому же к части конных заводов могли приписываться целые волости.
  • Боярин и дворецкий – владельцу чина подчинялись все служители, состоящие при дворе. В его обязанности входило управление Приказом Большого Дворца, то есть, он контролировал все статьи внутридворовых доходов и расходов. Помимо того, боярин, владеющий этим чином, был главным судьей, и распоряжался всеми землями, с которых дворец получал доход.

Вытеснение боярства

К концу VII века какая-либо грань между двумя сословиями вообще стала незаметной. Так как к этому времени большинство знатных родов, представлявших боярство, попросту вымерло, оставшиеся же экономически ослабли, а соответственно и утратили свою значимость, при этом нетитулованные бояре наряду с дворянами, наоборот, укрепляли свои позиции.

Окончательный крах боярства случился при Петре I. Царь и бояре находились в постоянном противоречии, которые в итоге привели к упразднению Боярской думы. По сути, боярство, как сословие, прекратило свое существование.

Но до той поры потомственные бояре и дворяне сосуществовали параллельно. И те и другие служили при дворе и выполняли практически одни и те же функции, поэтому на том, чем отличается боярин от дворянина, следует остановиться подробнее. Ведь в некоторых моментах разница была существенной.

Чем отличается боярин от дворянина

  • Изначально бояре принадлежали к высшим слоям знати, владеющей собственными землями и обладающей на своей территории большой властью. Дворяне же были выходцами из младшей дружины и служили лишь за право пользоваться землей и закрепленными за ней крестьянами (до XV века).
  • Боярская служба была добровольной. При желании боярин мог перейти от одного князя к другому. Дворяне же, призванные на службу к князю, могли покинуть ее лишь с его разрешения.
  • Вплоть до начала «петровского периода» бояре оказывали гораздо большее влияние на государственное управление, нежели дворяне, сословие которых стало заметным лишь к XV веку.
  • Вплоть до начала XVII века в феодальной иерархии боярам отводилось главенствующее положение.

Последние бояре на Руси

Несмотря на то, что при Петре I боярства не стало, само звание боярин формально еще существовало, и уже c начала XVIII его удостоились еще четыре человека: граф Апраксин, Ю. Ф. Шаховской, П. И. Бутурлин и С. П. Нелединский-Мелецкий.

История боярства закончилась в 1750 году, со смертью последнего русского боярина – князя И. Ю. Трубецкого.

Adblock
detector